К расчету характеристических показателей дивергентных тестов креативности

Аннотация

Обсуждаются известные и предлагаются новые полностью алгоритмические процедуры обработки результатов дивергентных тестов креативности. В дополнение к стандартным параметрам креативности (беглость, гибкость, оригинальность) рассматриваются два новых показателя креативности. Показатель информационной креативности основан на известном коэффициенте креативности (Q) и представляет собой ситуативно-заданную меру информации, определенную на сети выделенных тестовых категорий. Новый показатель уникальности (U) и его профиль показывают на сколько уникальными (редкими) являются ответы каждого из испытуемых в данной выборке и позволяют проследить динамические особенности дивергентной креативности. Для расчета показателей креативности разработаны пользовательские функции Excel.

Общая информация

Ключевые слова: дивергентный тест креативности, коэффициент креативности, новый показатель уникальности, электронная таблица

Рубрика издания: Анализ данных

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Артеменков С.Л. К расчету характеристических показателей дивергентных тестов креативности // Моделирование и анализ данных. 2011. Том 1. № 1. С. 105–115.

Литература

  1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «необычное использование». - М.: Собор, 1996.
  2. Белова С.С. Эмоциональная креативность и активационная парадигма в исследовании творчества. / Психология человека в современном мире, Т. 2. – М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2009, с. 299-307.
  3. Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? - Психология. Журнал высшей школы экономики, 2004, Т. 1, № 2, с.54-65.
  4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. - Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. - М., 1965, с. 433-456.
  5. Любарт Т., Мишуру К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. - М.: «Когито-Центр», 2009. – 215 с.
  6. Тихомиров О.К. Психология мышления: учебное пособие. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1984. – 272 с.
  7. Averill, J.R. (2005). Emotions as mediators and as products of creative activity. - IN: J. Kaufman & jJ. Baer (eds.), creativity across domains: faces of the muse (pp. 225-243). Mahwah, NY: Erlbaum.
  8. Averill, J.R., & Thomas-Knowles, c. (1991). Emotional creativity. - In: T. Strongman (ed.) (1991), International review of studies on emotion (vol. 1, pp. 269-299), London: Wiley.
  9. Bossomaier T., Harre M., Knittel A., Snyder A.A. Semantic network approach to the creativity quotient (cq). - creativity research journal, 21(1), 2009, pp. 64–71.
  10. Guilford J. P. The nature of human intelligence. - NY.: McGraw-Hill, 1967.
  11. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in its testing / Ed. by R. J. Sternberg. The nature of creativity. - NY.: Cambridge University Press, 1988. pp. 43–75.
  12. Wallach M.A., Kogan N. Modes of thinking in young children: a study of the creativity–intelligence distinction. - NY.: Holt, Rinehart, and Winston, 1965.

Информация об авторах

Артеменков Сергей Львович, кандидат технических наук, профессор, Заведующий кафедрой прикладной информатики и мультимедийных технологий, руководитель центра информационных технологий для психологических исследований факультета информационных технологий, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1619-2209, e-mail: slart@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1316
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4