Введение
В зарубежной литературе, посвященной психологическим способностям, связанным с обработкой информации разной степени значимости для человека, в последние 20 лет обсуждается концепция «холодных» и «горячих» интеллектов (cool & hot intelligences)
[Mayer, 1998; Schneider, 2016]. На протяжении второй половины XX века б
ольшая часть теоретических исследований была сосредоточена на так называемом «холодном» интеллекте, чья функция состоит в обработке «безличностных» качеств информации
[Schneider, 2016]. В своем обзоре В. Шнайдер, Дж. Мэйер и Д. Ньюман описывают становление первой теории холодного интеллекта — теорию Ч. Спирмена 1904 года. Теория предполагала, что существует некоторый общий фактор (g), который влияет на все аспекты интеллекта, и специфический фактор (s), определяющий отдельные способности. Несмотря на то, что теория казалась многообещающей, впоследствии многие исследователи и теоретики усомнились в существовании одного общего фактора, доказав существование различных групповых факторов интеллекта. В конце концов, Ч. Спирмен модифицировал свою теорию, опубликовав в 1950 г. работу, учитывающую множество имеющихся к тому моменту эмпирических сведений
[Spearman, 1923]. В этой связи нельзя не упомянуть и теорию когнитивного развития Ж. Пиаже, впервые опубликованную в 1947 г. Согласно работам Ж. Пиаже, интеллект представляет собой глобальную функцию адаптации, которая реализуется благодаря двум взаимодополняющим процессам: ассимиляции (усваивающей новый опыт с помощью существующих концептов) и аккомодации (вырабатывающей новые концепты в ответ на новый опыт)
[Walsh, 2023].
В данной работе мы уделяем внимание способностям, которые помогают человеку ориентироваться в окружающем мире и тех ситуациях, когда наибольшую значимость приобретает личностный и социальный контекст. В первую очередь — это категория «горячих» интеллектов. Их отличие от общего интеллекта состоит в том, что такие типы интеллекта связаны с обработкой высоконапряженной и личностно значимой информации, такой как эмоции, индивидуальный личный опыт и социальные отношения
[Mayer, 1998]. В отличие от общего интеллекта, эта категория способностей слабо изучена, однако приобретает все большую актуальность и популярность, в том числе в российских исследованиях
[Панкратова, 2014].
Согласно ряду авторитетных источников, в группу «горячих» интеллектов можно отнести эмоциональный интеллект, социальный интеллект, практический интеллект и личностный интеллект
[Boyatzis, 2020; Mayer, 1998; Mayer, 2020; Nexus between Emotional, 2019]. Были проведены эмпирические исследования, которые представили доказательства того, что «горячие» интеллекты внутренне согласованы и отличаются от «холодных» интеллектов
[Панкратова, 2010; Mayer, 2012].
Первым конструктом «горячего» интеллекта, который привлек устойчивое внимание исследователей, стал
социальный интеллект. Еще в 1909 г. Дж. Дьюи определил социальный интеллект как «…способность наблюдать и понимать социальные ситуации»
[Dewey, 1909]. Теория успешного интеллекта Роберта Дж. Стенберга описывает еще один горячий интеллект —
практический. В основе его теории лежит идея о том, что стандарты успеха, которые устанавливает перед собой человек, неотделимы от способности использовать свои сильные стороны и компенсировать слабые в процессе адаптации к различным социальным сферам
[Sternberg, 2011].
Эмоциональный интеллект разрабатывается в рамках нескольких независимых подходов и поэтому имеет более одного определения. Наиболее популярная модель Дж. Мэйера и П. Сэловея относит его к способности воспринимать, понимать, адаптивно использовать эмоции и управлять ими
[Nexus between Emotional, 2019]. Понятие
личностного интеллекта, недавно предложенное Дж. Мэйером, относится к способности воспринимать, понимать и адаптивно использовать информацию о собственной личности и личности других людей
[Mayer, 2020].
Помимо группы «горячих» интеллектов, в данной статье будут рассмотрены несколько способностей, которые практически не упоминаются в рамках этой концепции, но укладываются в логику и тему повествования. Это
способность к интуиции, исследование которой поднимает множество вопросов в научном поле, особенно относительно гомогенности этого конструкта
[Nosal, 2021], а также
способность к эмоциональной регуляции [McRae, 2020].
Для достижения целей настоящего обзора был проведен отбор зарубежных и русскоязычных источников, представленных в различных электронных каталогах: «ScienceDirect», «Sage Journals», «Annual Reviews», «MDPI». Отбор источников охватывает период 2010—2023 гг. и произведен по ключевым словам «internal psychological abilities», «cool and hot intelligences», «personality abilities». В результате был составлен список из 43 источников, относящихся к теме способностей, опосредующих внутреннюю деятельность человека. Примерно половина литературных источников посвящена исследованиям подгруппы «горячих» интеллектов. В настоящей работе приведены ссылки на источники, имеющие ключевое значение для понимания описанных концепций.
Концепция «горячих» интеллектов
Изучение отдельных способностей в структуре эмоционального интеллекта выросло из обширного поля исследований невербального восприятия человека, которое включает в себя «расшифровку» социальных межличностных сигналов, а также точное распознавание эмоциональных выражений
[Тест эмоционального интеллекта, 2019]. Например, созданная Дж. Мэйером и П. Сэловеем, иерархическая модель эмоционального интеллекта включает 4 компонента: идентификация эмоций, понимание и анализ эмоций, сознательное управление эмоциями, использование эмоций в мышлении и деятельности для повышения своей эффективности
[Mayer, 2016; Salovey, 1990].
Другие модели эмоционального интеллекта этой группы затрагивают вопросы понимания и осмысления эмоций. Сюда же относится способность точно обозначать и категоризировать эмоции. Теоретики утверждают, что точная оценка эмоциональных сигналов может быть отличительной чертой высокого уровня эмоционального интеллекта
[Emotionally intelligent people, 2022]. Если процесс оценки у человека нарушен, то он может неправильно понять событие или его последствия и отреагировать неадекватно.
Кроме прочего, эмоциональный интеллект изучают в рамках смешанных моделей, которые образуют второй теоретический способ рассмотрения и операционализации проблемы
[Assessing Emotional Intelligence, 2022]. В подходах такого рода оценивают один или несколько атрибутов эмоционального интеллекта, одновременно с этим используя другие измерительные шкалы — например адаптивности, импульсивности и социальной компетентности
[Bar-On, 2010], творческого мышления, гибкости и интуиции. По сравнению с традицией, описанной выше, в этих подходах отсутствует основной акцент на эмоциональном интеллекте как таковом.
Следующий вид «горячего» интеллекта — социальный интеллект. Он помогает правильно интерпретировать социальные взаимодействия, что является жизненно важным аспектом, начиная с самого раннего возраста
[Boyatzis, 2020]. Ценность этих способностей была продемонстрирована широким спектром исследований, которые выявили положительное влияние социально-эмоциональных способностей на различные аспекты жизни. Например, исследователи в области образования выяснили, что социальные навыки, развитые в раннем детстве, показывают значимые взаимосвязи с успешностью результатов в дальнейшей жизни
[Sternberg, 2020]. Кроме того, изучение социального интеллекта вносит вклад в клинические исследования, связанные с пониманием психологических и физиологических факторов, объясняющих дефицит социального функционирования у детей и взрослых с определенными психологическими расстройствами, включая шизофрению и расстройства аутистического спектра
[Łoś, 2023; Vaskinn, 2020].
Навыки социального интеллекта включают восприятие невербальных сигналов, проницательность, социальное восприятие и эмпатию. Многие авторы подчеркивают, что социальный интеллект не только способствует установлению социальных связей, но также позволяет влиять на других людей. Так, группа португальских ученых отмечает существенное влияние социального интеллекта на лидерские качества. Как выяснилось, именно высокий уровень социального интеллекта позволял лидерам-участникам исследования влиять на людей так, чтобы заставлять их испытывать соответствующие эмоции и поддерживать действия лидера
[Bueno, 2021]. В каждой конкретной социальной ситуации высокие показатели этого «горячего» интеллекта позволяют человеку добиваться желаемой вербальной или поведенческой реакции от людей в группе. Люди, обладающие развитым социальным интеллектом, способны располагать к себе других людей, вызывать их симпатию, считывая их поведенческие и вербальные сигналы, подстраивая и адаптируя свое поведение согласно конкретному социальному контексту
[Пагаева, 2022; Sternberg, 2020].
Необходимо развести понятия эмоционального и социального интеллекта. Оба этих интеллекта помогают человеку определять состояние другого человека по наличию у него тех или иных невербальных проявлений. Помимо этого, и социальный, и эмоциональный интеллект связаны со способностью определять причину эмоциональной реакции. Однако они отличаются по направленности своих основных функций. Цель эмоционального интеллекта заключается в управлении своим или чужим эмоциональным состоянием, в то время как социальный интеллект призван повышать степень социальной адаптации и эффективность межличностных взаимодействий. Эмоциональный и социальный интеллект работают вместе, чтобы создать более полное понимание себя и других
[Панкратова, 2010].
Следующий «горячий» интеллект, которому мы уделим внимание — личностный интеллект. Многие исследователи определяют его как способность понимать и анализировать личность человека, а также его различные личностные проявления
[Schneider, 2016]. С эволюционной точки зрения, люди, которые лучше понимали себя и окружающих, по-видимому, обладали адаптивными преимуществами по сравнению с другими, как в плане выживания, так и в плане размножения. В соответствии с этим было выдвинуто предположение о том, что некоторые люди обладают «психологическим складом ума» — более высокой по сравнению с другими людьми способностью к познанию себя и других
[Mayer, 2020].
Г. Гарднер (1983) описал внутриличностный интеллект как способность построения целостной личности и идентификации и межличностный интеллект как способность понимать личность других людей
[Gardner, 2017]. Д. Фандер утверждает, что люди с разной точностью способны осознанно понимать и описывать характеристики личности. Все эти концепции фокусируются в первую очередь на способности анализировать личностную информацию
[Funder, 2001]. Дж. Мэйер также присоединяется к этой точке зрения. Согласно его взглядам, люди используют свой личностный интеллект для того, чтобы (а) выявлять в себе и у других личностно значимую информацию и «считывать» черты людей; (б) формировать «модели» личности, которые способствуют лучшему пониманию себя и других; (в) принимать личностные решения в соответствии со своими интересами и ценностями; (г) расставлять приоритеты так, чтобы достигать своих личных целей
[Mayer, 2020].
Следующий и последний в данной работе «горячий» интеллект — практический. Накопленные данные свидетельствуют о том, что практический интеллект психологически отличен от академического интеллекта. Так, например, успех в решении абстрактных академических задач не обязательно приводит к успеху в решении житейских бытовых проблем, и наоборот. Практический интеллект относится к когнитивной основе повседневной деятельности. Наиболее обширный массив данных демонстрирует роль практического интеллекта в успешном воплощении различных профессиональных целей
[Sternberg, 2021; Warne, 2020].
Согласно исторической справке, приведенной в обзоре В. Шнайдера, Дж. Мэйера и Д. Ньюмана, одним из первых, кто высказал эту мысль, был экспериментальный психолог Э. Торндайк (1924), который утверждал, что социальный интеллект отличается от того, который измеряется стандартными тестами интеллекта. Впоследствии многие исследователи также выдвигали это предположение относительно социального и практического интеллекта. Подобное было сделано и известным психометриком Дж. Гилфордом (1967), который в своей теории структуры интеллекта отдельно выделил именно поведенческие проявления интеллекта
[Schneider, 2016]. Г. Гарднер в свое время утверждал, что межличностный и внутриличностный интеллект отличаются от более академических интеллектов (например лингвистического и логико-математического)
[Gardner, 2017]. Таким образом, исследования практического интеллекта также вносят вклад в концепцию «горячих» интеллектов. Они оказываются в большой степени независимыми от общего «холодного» интеллекта, что позволяет выделять их в отдельную таксономическую категорию.
Способность к эмоциональной регуляции
В дополнение к способностям «горячего» интеллекта важно рассмотреть и другие способности, которые не связаны с обработкой абстрактной информации, не затрагивающей личностно значимое содержание индивида. Способность к эмоциональной регуляции заключается в управлении возникновением и протеканием эмоционального процесса и служит достижению личных целей, которые, в свою очередь, могут варьироваться в зависимости от контекста ситуации. Регуляция эмоций включает в себя осознание, принятие и понимание эмоций, а также способность не только направлять, но и сдерживать эмоции
[McRae, 2020].
Мы можем говорить о регуляции эмоций в том случае, если эмоция была оценена как «хорошая» или «плохая» и результат этой оценки привел к тому, что человек задался целью изменить продолжительность, интенсивность или последствия от возникшей эмоции
[Gratz, 2004; Roth, 2019].
Важно упомянуть, что трудности в эмоциональной регуляции лежат в основе множества психологических расстройств, которые характеризуются психологической ригидностью в ответ на ситуационные изменения
[Richmond, 2020]. Кроме того, эффективная эмоциональная регуляция, заключающаяся в модулировании эмоционального опыта для достижения желаемого результата, является значимым фактором благополучия
[Панкратова, 2014]. Ряд исследователей также акцентируют внимание на том, что для эффективной эмоциональной регуляции критически важен учет контекста ситуации, в рамках которого те или иные эмоции возникают. Именно понимание контекста позволяет определить, является ли стратегия регуляции адаптивной или дезадаптивной
[Roth, 2019].
В зарубежной литературе в последние десятилетия феномен эмоциональной регуляции изучается в рамках двух моделей: процессуальной и модели способностей. Процессуальная модель регуляции эмоций Дж. Гросса основана на предположении о том, что эмоциональный отклик разворачивается поэтапно и на каждом из этапов мы можем повлиять на произошедший эмоциональный отклик. Для этого могут использоваться различные стратегии. Например, стратегия когнитивной переоценки позволяет изменить эмоциональное состояние, благодаря различным интерпретациям произошедшей ситуации. В свою очередь, прибегая к стратегии подавления экспрессии, мы становимся способны повлиять на внешние проявления эмоциональных состояний
[Панкратова, 2014].
Модель способностей эмоциональной регуляции определяет степень предрасположенности к пониманию и восприятию эмоционального опыта, а также к управлению эмоциональной активностью в зависимости от личностных целей в той или иной ситуации
[Gratz, 2004].
Эффективное и ситуационно релевантное использование способностей к эмоциональной регуляции может влиять на уровень психологического благополучия, жизнестойкость и степень удовлетворенности жизнью
[McRae, 2020]. В то же время исследования показывают, что способности к эмоциональной регуляции могут варьироваться ежедневно и зависеть от множества факторов, начиная от количества трудностей, возникающих в течение дня, заканчивая хорошим настроением, что обнаруживает большой потенциал к продолжению проведения теоретических и эмпирических исследований данного феномена
[The Association of, 2022].
Способность к интуиции
Привлекает внимание исследователей и интуиция — психологическая способность, которая связана с процессами обработки особой личностно значимой информации. Исследователи все чаще приходят к пониманию того, что интуиция не является единым психологическим конструктом, а скорее представляет сложный когнитивный конгломерат, включающий в себя различные процессы и механизмы
[Zaleskiewicz, 2023; Nosal, 2021]. Хотелось бы отдельно отметить, что эта психологическая способность так же оказывается в значительной степени независимой от психометрического («холодного») интеллекта
[The structure of, 2018]. Все больше фактов указывает на важную роль имплицитных процессов и интуиции в социальном познании, творчестве и принятии решений
[Adinolfi, 2021; Social intuition: behavioral, 2024]. Однако до сих пор мало что известно об индивидуальных различиях в интуитивных способностях и их структуре, а также о том, действительно ли интуиция является «интеллектом бессознательного»
[Zaleskiewicz, 2023].
В исследованиях интуиции не существует золотого стандарта или ключевой теории. Скорее существуют различные парадигмы и теоретические модели, которые уходят корнями в совершенно разные психологические традиции. В связи с этим трудно дать удовлетворительное универсальное определение интуиции. Большинство исследователей сходятся в том, что интуиция действует преимущественно имплицитно, в обход когнитивного контроля и осознания
[Development and validation, 2014; Nosal, 2021]. Ряд характеристик интуитивных процессов являются спорными и зависят от изучаемого явления. Некоторые исследователи определяют интуицию как способность к неявному обучению и обнаружению когнитивных моделей, а также к подсознательному объединению информации для вынесения верных суждений на основе фрагментарных сигналов
[The structure of, 2018]. Интуиция основана на различных когнитивных процессах и механизмах. Одним из наиболее фундаментальных и эволюционно древних из них является, по-видимому, способность спонтанно овладевать сложными паттернами на основе процедурной памяти
[Pretz, 2007].
Помимо этого, интуитивные способности, вероятно, могут позволять интегрировать не напрямую данную обрывочную информацию в единое целое сложным, неочевидным образом, без осознанного доступа к самому процессу. Люди могут правильно распознавать предметы даже на основе небольшого количества информации либо подсознательно объединять их для поиска новых решений. Даже когда человек не знает решения задачи, он может правильно угадать, что может быть с ним связано, и решение проблемы может внезапно появиться в сознании в виде инсайта. Последний часто сопровождается чувством согласованности, положительными эмоциями и субъективной уверенностью в верности решения
[Adinolfi, 2021]. Способность решать задачи, требующие проницательности, связана как с конвергентным, так и с дивергентным мышлением, а также со способностью переключаться с одного типа мышления на другой.
Структура интуиции до сих пор не изучена. Исторически она рассматривалась скорее как однородный конструкт. В своем обзоре Дж. Претц и К. Тотц дают подробную историческую справку о развитии представлений об этом феномене
[Pretz, 2007]. Одним из первых психологов, изучавших интуицию, был К. Юнг, который характеризовал ее как первичный, подсознательный способ восприятия. Его теория разворачивалась в поле психологии личности и индивидуальных различий и не часто касалась когнитивных исследований. Однако на данный момент уже известно, что интуиция положительно связана с эффективностью имплицитного обучения
[Implicit learning as, 2010]
С другой стороны, теории двойного процесса (dual-process theories) рассматривают интуицию как противоположность рациональному и аналитическому способу обработки информации
[Bellini-Leite, 2022]. Также была предложена альтернативная классификация интуитивных процессов, состоящая из эвристической, холистической (абстрактной) и аффективной интуиции
[Pretz, 2007]. Это разделение основано на механизмах, описанных в литературе, подтверждено эмпирически, а отдельные шкалы предсказывают разные результаты
[The relationship of, 2022]. Тем не менее, эта работа была ограничена опросниками самоотчета и не включала объективные когнитивные тесты интуиции. Таким образом, в этих исследованиях проверялась структура интуитивных предпочтений, но не сами способности.
Помимо вышесказанного, важно отметить, что интуитивные способности обычно недооцениваются в психологии, мало внимания уделяется и разработке когнитивных тестов в этой области. Более того, даже корреляции между наиболее популярными шкалами самоотчета, измеряющими интуицию, либо низки, либо статистически не значимы
[Reasoning strategies predict, 2021], в связи с чем можно утверждать, что существует выраженная необходимость эмпирически разграничить различные типы интуитивных способностей.
Заключение
В процессе анализа зарубежных и отечественных источников, посвященных способностям к обработке личностно значимой информации, было выделено несколько групп. В основную группу таких способностей вошли «горячие» интеллекты. Эта категория способностей является довольно молодой в психологическом после исследований. Однако накопленный массив эмпирических и теоретических знаний демонстрирует ее согласованность и отделенность от «холодного» интеллекта, который традиционно связан с академическим интеллектом, логикой, мышлением и обработкой безличностной информации.
Наибольшее количество теоретических исследований посвящено эмоциональному интеллекту. Эта способность (или набор способностей) отвечает за точность восприятия и понимания как своих, так и чужих эмоций. Эмоциональный интеллект помогает адаптивно использовать информацию, полученную на основе эмоций. В тексте был представлен теоретический анализ эмоционального интеллекта сквозь призму двух подходов. Результаты теоретического анализа зарубежных источников демонстрируют, что необходимо рассматривать эмоциональный интеллект как дискретную переменную и изучать его в связи с другими личностными и интеллектуальными характеристиками.
Социальный интеллект оказался менее теоретически проработанным конструктом, несмотря на то, что интерес к нему научного сообщества обнаружился гораздо раньше. Были описаны критерии разграничения эмоционального и социального интеллектов, которые иногда объединяют в один теоретический конструкт. Показано, что эмоциональный интеллект обладает более интроспективной природой, в отличие от социального.
Личностный и практический интеллект являются недавними дополнениями к теоретической концепции «горячих» интеллектов. Личностный интеллект помогает ориентироваться в поле понимания особенностей и характеристик личности других людей, в то время как практический интеллект отражает способность к «житейской смекалке» и является незаменимым в решении повседневных задач.
Следующая способность, которая рассматривалась в данном обзоре и не входила в группу «горячих» интеллектов — способность к эмоциональной регуляции. Ее основная функция — психологическая саморегуляция, однако она также опосредует обработку информации, связанную с эмоциональными состояниями человека. Регуляция эмоций пронизывает все сферы жизни и позволяет увеличивать эффективность достижения личностно значимых целей и адаптироваться к актуальным жизненным ситуациям. Одной из наиболее важных особенностей ее функционирования является значимость контекста в каждой конкретной ситуации.
Способность к интуиции завершает проведенный теоретический обзор. Отдельно подчеркивались негомогенность ее структуры и независимость от общего интеллекта. Интуиция — сложный когнитивный процесс, основанный на имплицитном обучении — позволяет лучше ориентироваться в социальном и личностном познании. Многие теоретические положения так или иначе утверждают это, называя интуицию «бессознательным» интеллектом. Несмотря на то, что она может проявляться в контексте обработки «холодной» информации, интуиция является незаменимой и для внутренней психологической деятельности индивида, которая связана с анализом и обработкой личностно значимых содержаний и укладывается в логику повествования данной статьи.
Общей характеристикой исследований психологических способностей, направленных на обработку личностно значимой информации, выступил недостаток эмпирических исследований и большой потенциал в поле создания психометрических инструментов, в особенности тестов. При этом проведенный нами теоретический анализ зарубежных источников показывает, что уже на данный момент существует достаточно сильный и дифференцированный теоретический базис и исследовательская опора для продолжения изучения способностей такого рода в рамках как психологии личности, так и психодиагностики.