В конце уходящего 2023 года, предваряя этот номер научного журнала «Современная зарубежная психология», основной темой которого являются актуальные проблемы специального образования, мы посвящаем его памяти известного российского психолога, Владимира Ивановича Лубовского, 100-летие со дня рождения которого мы отмечали 15 декабря этого года. Его научная деятельность во многом позволила сохранять и развивать международные связи с учеными многих стран мира. При его активном участии секретариатом ЮНЕСКО был создан в 1977 г. первый международный глоссарий терминов, используемых в специальном образовании на русском, французском, английском и испанском языках, а через несколько лет пересмотрен с добавлением немецкого языка. По его инициативе была переведена и опубликована в 1982 г. книга А. Анастази «Психологическое тестирование», под редакцией, с предисловием и комментариями В.И. Лубовского и К.М. Гуревича. В.И. Лубовский являлся организатором русско-американской группы специалистов для перевода на английский язык трудов Л.С. Выготского по дефектологии. Он всячески способствовал обмену опытом между учеными (в том числе и в составе делегаций), которые являлись сотрудникам ведущих университетов США и России в области инклюзивного специального образования в начале 1990-х годов.
Целью этого номера журнала стал аналитический обзор современных зарубежных исследований в области поиска причин и рисков нарушений психического развития в раннем возрасте, а также методов их профилактики и снижения возможных тяжелых последствий в более старшем возрасте. Будет представлена информация о новых исследованиях в области диагностики центральных слуховых и зрительных расстройств, таких как корковая (церебральная) слепота, центральное расстройство слуха, а также об опыте их коррекции при сложных сенсорных нарушениях, расстройствах аутистического спектра и нарушениях речевого развития. Восемь статей этого номера отражают актуальные проблемы специального образования в мире, хотя они размещены в разных разделах нашего журнала.
Тематический номер журнала открывается рубрикой «Нейронауки», в которой опубликована статья К.А. Фадеева и Е.В. Ореховой «Центральные слуховые расстройства: причины, симптомы и способы преодоления дефицита в условиях учебного процесса». В ней описываются нарушения слухового восприятия у ребенка на центральном или корковом уровне, как причина недостатков речевого развития при расстройствах аутистического спектра, осложняющая восприятие и понимание речи в условиях шумовых помех на уроках в школе. Обосновывается возможность использования для устранения таких помех слуховых аппаратов открытого типа с удаленным микрофоном (FM-системы), улучшающих слышимость и четкость речи.
В рубрике «Психология специального и инклюзивного образования» оказались две статьи. В статье А.Ю. Хохловой и С. Моро «Проблемы идентификации сенсорных нарушений и слепоглухоты у современных детей с врожденными патологиями развития» анализируются признаки, указывающие на центральную, церебральную или корковую природу недостаточности зрения и слуха у детей, появившихся на свет глубоко недоношенными и/или с врожденной наследственной патологией, а также принципы оценки их перцептивного, когнитивного, и коммуникативного развития, учитывать которые необходимо при организации обучения детей с разной выраженностью двойного сенсорного нарушения. Вторая статья этой рубрики, написанная С.А. Прилевской и Т.А. Басиловой «О книге Саймона Хейхо (Simon Hayhoe) «Опыт слепых посетителей художественных музеев»» знакомит читателя с исследованием известного британского философа, посвященным «загадке» восприятия изобразительного искусства и овладения им слепыми людьми, а также проблемам специальной учебной подготовки незрячих людей к посещению музеев, а сотрудников картинных галерей — к общению и сопровождению лиц с инвалидностью.
Статья М.Ю. Кузьменко, О.Л. Холодовой и О.А. Арбековой «О рисках нарушений развития в раннем возрасте и их профилактике» размещена в рубрике «Психология развития». В ней рассматриваются основные тенденции современного зарубежного подхода к созданию условий для развития детей раннего возраста, предупреждающих возможные нарушения психического развития в будущем. Особое внимание уделяется профилактике рисков нарушений развития, особенностям работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, роли педагога и его взаимодействию с ребенком в группе — стилю общения, использованию речи, особенностям оказания помощи и сопровождения для поддержки собственной активности ребенка и развития его самостоятельности.
Следующий раздел журнала «Общая психология» содержит статью А.Б. Ребрейкиной и К.М. Левкович «Развитие когнитивных функций детей с помощью методик, использующих видеоокулографию». В ней анализируется опыт использования технологии регистрации движений глаз в составе развивающих методик для детей группы риска младенческого возраста в познавательном развитии и при более позднем установлении таких диагнозов нарушений, как расстройства аутистического спектра, в том числе и синдрома Ретта, а также при синдроме гиперактивности и дефиците внимания (СДВГ).
Раздел «Отраслевая психология» представлен статьей А.М. Щербаковой и Е.С. Виноградовой «Трудоустройство молодежи с инвалидностью: решение проблемы в Европе и США», в которой дается общий обзор современных законодательных актов, характеризуются особенности организации и методов профориентации молодых людей с инвалидностью в 27 странах Европейского Союза и США. Приводятся демографические данные о трудовой занятости населения с инвалидностью в исследуемых странах, особое внимание уделяется оценке профессионально важных качеств личности, необходимых для начала успешной трудовой деятельности.
В статье Е.Ю. Давыдовой, С.А. Тюшкевич, Д.В. Давыдова, А.А. Илюнцевой, О.А. Усковой и А.А. Мовчан «Исследование эффективности применения Денверской модели ранней помощи детям с аутизмом и с риском РАС. Систематический обзор», размещенной в рубрике «Клиническая психология» проводится анализ многолетнего, но несколько противоречивого опыта применения Денверской модели раннего вмешательства относительно развития детей раннего и младшего дошкольного возраста с РАС или с риском РАС в разных странах. Хотя такой подробный обзор исследований, отраженных в 41 научной статье показал наличие положительных результатов применения этой модели вмешательства, у авторов статьи остается множество вопросов, решение которых позволит выявить надежные предикторы результативности вмешательства и разработать комплекс научно обоснованных критериев подбора наиболее эффективной стратегии помощи для конкретного ребенка.
Надеемся, что этот выпуск журнала поможет читателям увидеть новые доказательные подходы к раннему предупреждению рисков нарушений развития у детей, даст возможность познакомиться с современными направлениями диагностики при разном уровне поражения центральной нервной системы человека, а также применению новых технологий и организации помощи людям с проблемами в развитии.