Современная зарубежная психология
2023. Том 12. № 3. С. 137–148
doi:10.17759/jmfp.2023120313
ISSN: 2304-4977 (online)
Благополучие в образовании: современные теории благополучия, исторический контекст и эмпирические исследования
Аннотация
Забота о благополучии учеников становится значимым трендом образования. Несмотря на то, что понятие «благополучие» интуитивно понятно, оно трудно поддается определению. В этой статье проведен обзор источников из разных научных сфер: философской, психологической, социологической, педагогической — и сделан вывод о том, как современные теории благополучия находят применение в контексте образования, а также рассмотрен социально-психологический контекст благополучия школьников. Авторы резюмируют: благополучие — это характеристика школьной системы в целом и важно рассматривать вопросы благополучия не только учеников, но и всех участников образовательного процесса, в том числе педагогов. Даже мелкие факторы, такие, например, как тон голоса учителя, могут сказываться на уровне благополучия учеников. Благополучие в исследованиях трактуется шире, чем удовольствие и позитивный аффект. Рост компетентности, развитие личностных качеств, система отношений в школе являются важными элементами благополучия. Важно не только создавать благополучную среду, но и обучать учеников (а возможно и учителей) тому, как использовать доступные ресурсы среды для повышения благополучия. Разные группы учеников сталкиваются с разными рисками, следовательно, изучая благополучие в школе, следует подбирать именно те показатели благополучия, которые будут соответствовать этим рискам: например, ученики, обладающие более высокими академическими способностями, могут испытывать трудности в социализации, следовательно, важны будут показатели благополучия, которые учитывают отношения со сверстниками и т. д.
Общая информация
Ключевые слова: благополучие школьников, теории благополучия, благополучие в образовании
Рубрика издания: Общая психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120313
Получена: 09.06.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Струкова А.С., Поливанова К.Н. Благополучие в образовании: современные теории благополучия, исторический контекст и эмпирические исследования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 3. С. 137–148. DOI: 10.17759/jmfp.2023120313
Полный текст
Введение
Особенности определения благополучия в исторической перспективе
Личностные черты, социально-эмоциональные навыки, личные эмоциональные переживания
Система межличностных отношений в школе
Благополучие детей из разных социальных групп
Заключение
Литература
- Канонир Т.Н. Субъективное благополучие в школе и отношения с одноклассниками у учащихся начальной школы с разным уровнем учебных достижений // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Том 16. № 2. C. 378—390. DOI:10.17323/1813-8918-2019-2-378-390
- Микиртичан Г.Л., Джарман О.А. Взгляды на ребенка, его права и защиту от жестокого обращения в период античности и в византии [Электронный ресурс] // Медицина и организация здравоохранения. 2021. Том 6. № 1. С. 55—80. URL: https://ojs3.gpmu.org/index.php/medorg/article/view/2620/2611 (дата обращения: 08.06.2023).
- Поливанова К.Н. Новый образовательный дискурс: благополучие школьников // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. С. 26—34. DOI:10.17759/chp.2020160403
- Adedoyin O.B., Soykan E. Covid-19 pandemic and online learning: the challenges and opportunities // Interactive Learning Environments. 2023. Vol. 31. № 2. P. 863—875. DOI:10.1080/10494820.2020.1813180
- Association of Education outside the Classroom and Pupils’ Psychosocial Well-Being: Results from a School Year Implementation / M. Bølling, J. Niclasen, P. Bentsen, G. Nielsen // Journal of school health. 2019. Vol. 89. № 3. P. 210—218. DOI:10.1111/josh.12730
- Associations between peer victimization, perceived teacher unfairness, and adolescents’ adjustment and well-being / G. Gini, C. Marino, T. Pozzoli, M. Holt // Journal of school psychology. 2018. Vol. 67. P. 56—68. DOI:10.1016/j.jsp.2017.09.005
- ‘Better policies for better lives’?: constructive critique of the OECD’s (mis) measure of student well-being / J. Rappleye, H. Komatsu, Y. Uchida, K. Krys, H. Markus // Journal of Education Policy. 2020. Vol. 35. № 2. P. 258—282. DOI:10.1080/02680939.2019.1576923
- Bywater T., Sharples J. Effective evidence-based interventions for emotional well-being: lessons for policy and practice // Research Papers in Education. 2012. Vol. 27. № 4. P. 389—408. DOI:10.1080/02671522.2012.690242
- Changes in students’ psychological well-being during transition from primary school to lower secondary school: A person-centered approach / T.E. Virtanen, K. Vasalampi, M. Torppa, M.-K. Lerkkanen, J.-E. Nurmi // Learning and Individual Differences. 2019. Vol. 69. P. 138—149. DOI:10.1016/j.lindif.2018.12.001
- Childhood traumatic experiences and psychopathy: A comprehensive review / D. Moreira, D.S. Moreira, F. Barbosa, V. Sousa-Gomes, M. Fávero // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 2022. Vol. 14. № 8. P. 1281—1287. DOI:10.1037/tra0001191
- Children’s Daily Well-Being: The Role of Mothers’, Teachers’, and Siblings’ Autonomy Support and Psychological Control / J. van der Kaap-Deeder, M. Vansteenkiste, B. Soenens, E. Mabbe // Developmental Psychology. 2017. Vol. 53. № 2. P. 237—251. DOI:10.1037/dev0000218
- Choi A. Emotional well-being of children and adolescents: Recent trends and relevant factors // OECD Education Working Papers. 2018. № 169. 40 p. DOI:10.1787/41576fb2-en
- Consequences of childhood reading difficulties and behaviour problems for educational achievement and employment in early adulthood / D. Smart, G.J. Youssef, A. Sanson, M. Prior, J.W. Toumbourou, C.A. Olsson // British Journal of Educational Psychology. 2017. Vol. 87. № 2. P. 288—308. DOI:10.1111/bjep.12150
- Diseth Å., Samdal O. Autonomy support and achievement goals as predictors of perceived school performance and life satisfaction in the transition between lower and upper secondary school // Social Psychology of Education. 2014. Vol. 17. № 2. P. 269—291. DOI:10.1007/s11218-013-9244-4
- Dopko R.L., Capaldi C.A., Zelenski J.M. The psychological and social benefits of a nature experience for children: A preliminary investigation // Journal of Environmental Psychology. 2019. Vol. 63. P. 134—138. DOI:10.1016/j.jenvp.2019.05.002
- Dubois P., Guay F., St-Pierre M.-C. School-to-work transition of youth with learning difficulties: the role of motivation and autonomy support // Exceptional Children. 2023. Vol. 89. № 2. P. 216—232. DOI:10.1177/00144029221112285
- Education as Flourishing: Self-Determination Theory in Schools as They Are and as They Might Be / R.M. Ryan, J. Reeve, H. Kaplan, L. Matos, S.H. Cheon // The Oxford Handbook of Self-Determination Theory / Ed. R.M. Ryan. Oxford: Oxford University Press, 2023. P. 591—619. DOI:10.1093/oxfordhb/9780197600047.001.0001
- Efklides A. Gifted students and self-regulated learning: The MASRL model and its implications for SRL // High Ability Studies. 2019. Vol. 30. № 1—2. P. 79—102. DOI:10.1080/13598139.2018.1556069
- Emotional support, social goals, and classroom behavior: A multilevel, multisite study / K.R. Wentzel, K. Muenks, D. McNeish, S. Russell // Journal of Educational Psychology. 2018. Vol. 110. № 5. P. 611—627. DOI:10.1037/edu0000239
- Ethnic, familial, and religious identity of Roma adolescents in Bulgaria, Czech Republic, Kosovo, and Romania in relation to their level of well-being / R. Dimitrova, F.J.R. van de Vijver, J. Taušová, A. Chasiotis, M. Bender, C. Buzea, F. Uka, E. Tair // Child Development. 2017. Vol. 88. № 3. P. 693—709. DOI:10.1111/cdev.12786
- Examining Well-Being in School Context: Weekly Experiences of Pupils and Teachers / M. Tadic, I. Gioaba, E.G. Garzon, B. Gonul, L. Lucatuorto, C. McCarthy, D. Rutar // Journal of European Psychology Students. 2014. Vol. 5. № 2. P. 13—18. DOI:10.5334/jeps.bx
- Fischer C., Malycha C.P., Schafmann E. The Influence of Intrinsic Motivation and Synergistic Extrinsic Motivators on Creativity and Innovation // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Article ID 137. 15 p. DOI:10.3389/fpsyg.2019.00137
- Fletcher G. The philosophy of well-being: An introduction. London; New York: Routledge, 2016. 184 p.
- Flourishing students: The efficacy of an extensive positive education program on adolescents’ positive and negative affect / M. Laakso, Å. Fagerlund, A.-K. Pesonen, P. Lahti-Nuuttila, R.A.O. Figueiredo, C. Karlsson, J.G. Eriksson // International Journal of Applied Positive Psychology. 2021. Vol. 6. P. 253—276. DOI:10.1007/s41042-020-00048-2
- Germani S., Palombi T. Relationship between autonomy support and students’school well-being: the mediating role of need for competence // International Conference on Education and New Developments. 2022. P. 422—426. DOI:10.36315/2022v1end096
- Govorova E., Benítez I., Muñiz J. Predicting student well-being: Network analysis based on PISA 2018 // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. № 11. Article ID 4014. 18 p. DOI:10.3390/ijerph17114014
- Güngör A., Sari H.I. Effects of Academic Motivation on School Burnout in Turkish College Students // International Journal for the Advancement of Counselling. 2022. Vol. 44. № 3. P. 414—431. DOI:10.1007/s10447-022-09477-x
- Harris S.E. Suffering and the shape of well-being in Buddhist ethics // Asian Philosophy. 2014. Vol. 24. № 3. P. 242—259. DOI:10.1080/09552367.2014.952931
- Juvonen J., Kogachi K., Graham S. When and how do students benefit from ethnic diversity in middle school? // Child development. 2018. Vol. 89. № 4. P. 1268—1282. DOI:10.1111/cdev.12834
- Killing two birds with one stone: The role of motivational resources in predicting changes in achievement and school well-being beyond intelligence / M. Boncquet, B. Soenens, K. Verschueren, J. Lavrijsen, N. Flamant, M. Vansteenkiste // Contemporary Educational Psychology. 2020. Vol. 63. Article ID 101905. 14 p. DOI:10.1016/j.cedpsych.2020.101905
- Lavy S., Naama-Ghanayim E. Why care about caring? Linking teachers’ caring and sense of meaning at work with students’ self-esteem, well-being, and school engagement // Teaching and Teacher Education. 2020. Vol. 91. Article ID 103046. 12 p. DOI:10.1016/j.tate.2020.103046
- Lee J., Krause A.E., Davidson J.W. The PERMA well-being model and music facilitation practice: Preliminary documentation for well-being through music provision in Australian schools // Research Studies in Music Education. 2017. Vol. 39. № 1. P. 73—89. DOI:10.1177/1321103X17703
- Linking positive emotions and academic performance: The mediated role of academic psychological capital and academic engagement / M. Carmona-Halty, M. Salanova, S. Llorens, W.B. Schaufeli // Current psychology. 2021. Vol. 40. P. 2938—2947. DOI:10.1007/s12144-019-00227-8
- Mouratidis A., Michou A., Vassiou A. Adolescents’ autonomous functioning and implicit theories of ability as predictors of their school achievement and week-to-week study regulation and well-being // Contemporary Educational Psychology. 2017. Vol. 48. P. 56—66. DOI:10.1016/j.cedpsych.2016.09.001
- Need-supportive teaching is positively associated with students’ well-being: A cross-cultural study / Y. Wang, R.B. King, F. Wang, S.O. Leung // Learning and Individual Differences. 2021. Vol. 92. Article ID 102051. 13 p. DOI:10.1016/j.lindif.2021.102051
- Oshri A., Topple T.A., Carlson M.W. Positive youth development and resilience: Growth patterns of social skills among youth investigated for maltreatment // Child development. 2017. Vol. 88. № 4. P. 1087—1099. DOI:10.1111/cdev.12865
- Paulmann S., Weinstein N. Teachers’ motivational prosody: A pre-registered experimental test of children’s reactions to tone of voice used by teachers // British Journal of Educational Psychology. 2023. Vol. 93. № 2. P. 437—452. DOI:10.1111/bjep.12567
- PISA 2015 Results: Students' Well-Being. Vol. III / OECD. Paris: OECD Publishing, 2017. 530 p. DOI:10.1787/9789264273856-en
- PISA 2018 Assessment and Analytical Framework / OECD. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p. DOI:10.1787/b25efab8-en
- Positive Affect and School Related Outcomes: Feeling Good Facilitates School Engagement Among Turkish-Bulgarian Minority Adolescents / A. Aydinli-Karakulak, A. Baylar, S.Ç. Keleş, R. Dimitrova // Well-Being of Youth and Emerging Adults across Cultures / Ed. R. Dimitrova. Berlin: Springer International Publishing, 2017. P. 145—156. DOI:10.1007/978-3-319-68363-8_10
- Positive youth development and adolescent depression: A longitudinal study based on mainland Chinese high school students / Z. Zhou, D.T.L. Shek, X. Zhu, D. Dou // International journal of environmental research and public health. 2020. Vol. 17. № 12. Article ID 4457. 15 p. DOI:10.3390/ijerph17124457
- Profiles of school motivation and emotional well-being among adolescents: Associations with math and reading performance / P. Parhiala, M. Torppa, K. Vasalampi, K. Eklund, A-M. Poikkeus, T. Aro // Learning and Individual Differences. 2018. Vol. 61. P. 196—204. DOI:10.1016/j.lindif.2017.12.003
- Relations among academic achievement, self-esteem, and subjective well-being in school among elementary school students: A longitudinal mediation model / Q. Yang, L. Tian, E.S. Huebner, X. Zhu // School Psychology. 2019. Vol. 34. № 3. P. 328—340. DOI:10.1037/spq0000292
- Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory // Encyclopedia of quality of life and well-being research / Ed. A.C. Michalos. Cham: Springer International Publishing, 2022. P. 1—7. DOI:10.1007/978-3-319-69909-7_2630-2
- Ryan R.M., Martela F. Eudaimonia as a Way of Living: Connecting Aristotle with Self-Determination Theory // Handbook of Eudaimonic Well-Being / Ed. J. Vittersø. Cham: Springer International Publishing, 2016. P. 109—122. DOI:10.1007/978-3-319-42445-3_7
- Soutter A. K., O’Steen B., Gilmore A. Students’ and teachers’ perspectives on wellbeing in a senior secondary environment // Journal of Student Wellbeing. 2012. Vol. 5. № 2. P. 34—67.
- Students’ psychological well-being and its multilevel relationship with immigrant background, gender, socioeconomic status, achievement, and class size / F. Alivernini, E. Cavicchiolo, S. Manganelli, A. Chirico, F. Lucidi // School Effectiveness and School Improvement. 2020. Vol. 31. № 2. P. 172—191. DOI:10.1080/09243453.2019.1642214
- Teacher stress and students’ school well-being: The case of upper secondary schools in Stockholm / J. Ramberg, S.B. Låftman, T. Åkerstedt, B. Modin // Scandinavian Journal of Educational Research. 2020. Vol. 64. № 6. P. 816—830. DOI:10.1080/00313831.2019.1623308
- Tessier D., Ginoux C., Shankland R. Promoting Motivation and Well-Being at School: The Effect of a Teacher Training Combining a Self-Determination Theory-Based Intervention and Positive Psychology Interventions // OSF Preprints. 2022. 25 p. DOI:10.31219/osf.io/nkrdz
- The developmental trajectory of behavioral school engagement and its reciprocal relations with subjective well-being in school among Chinese elementary school students / X. Zhu, L. Tian, J. Zhou, E.S. Huebner // Children and Youth Services Review. 2019. Vol. 99. P. 286—295. DOI:10.1016/j.childyouth.2019.01.024
- The effects of m-learning on motivation, achievement and well-being: A Self-Determination Theory approach / L.M. Jeno, P.J.C. Adachi, J.-A. Grytnes, V. Vandvik, E.L. Deci // British Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 50. № 2. P. 669—683. DOI:10.1111/bjet.12657
- The Oxford Handbook of Self-Determination Theory / Ed. R.M. Ryan. Oxford: Oxford University Press, 2023. 1278 p. DOI:10.1093/oxfordhb/9780197600047.001.0001
- The pursuit of human well-being: The untold global history / Eds. R.J. Estes, M.J. Sirgy. Berlin: Springer, 2017. 808 p. DOI:10.1007/978-3-319-39101-4
- The student voice in well-being: A case study of participatory action research in positive education / A.J. Halliday, M.L. Kern, D.K. Garrett, D.A. Turnbull // Educational Action Research. 2019. Vol. 27. № 2. P. 173—196. DOI:10.1080/09650792.2018.1436079
- The Validation of the German Basic Psychological Need Satisfaction and Frustration Scale in the Context of Mental Health / A. Heissel, A. Pietrek, B. Flunger, T. Fydrich, M.A. Rapp, S. Heinzel, M. Vansteenkiste // European Journal of Health Psychology. 2018. Vol. 25. № 4. P. 119—132. DOI:10.1027/2512-8442/a000017
- Van der Asdonk S., Cyr C., Alink L. Improving parent—child interactions in maltreating families with the Attachment Video-feedback Intervention: Parental childhood trauma as a moderator of treatment effects // Attachment & Human Development. 2021. Vol. 23. № 6. P. 876—896. DOI:10.1080/14616734.2020.1799047
- Walker M. Amartya Sen’s capability approach and education // Educational action research. 2005. Vol. 13. № 1. P. 103—110. DOI:10.1080/09650790500200279
- Wieser V., Eltschinger V., Heiss J. Cultures of Eschatology. Berlin: De Gruyter Oldenbourg, 2020. 834 p. DOI:10.1515/9783110597745
- Wiium N., Dimitrova R. Positive youth development across cultures: Introduction to the special issue // Child & Youth Care Forum: Journal of Research and Practice in Children's Services. 2019. Vol. 48. P. 147—153. DOI:10.1007/s10566-019-09488-7
- Young adolescent psychological need profiles: Associations with classroom achievement and well-being / S.R. Earl, I.M. Taylor, C. Meijen, L. Passfield // Psychology in the Schools. 2019. Vol. 56. № 6. P. 1004—1022. DOI:10.1002/pits.22243
- Youth well-being predicts later academic success / D. Cárdenas, F. Lattimore, D. Steinberg, K.J. Reynolds // Scientific reports. 2022. Vol. 12. № 1. Article ID 2134. 13 p. DOI:10.1038/s41598-022-05780-0
- Zhao M.Y., Tay L. From ill-being to well-being: Bipolar or bivariate? // The Journal of Positive Psychology. 2023. Vol. 18. № 5. P. 649—659. DOI:10.1080/17439760.2022.2109204
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 663
В прошлом месяце: 95
В текущем месяце: 56
Скачиваний
Всего: 338
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 16