Современная зарубежная психология
2023. Том 12. № 1. С. 100–108
doi:10.17759/jmfp.2023120111
ISSN: 2304-4977 (online)
Социальная креативность и социальный контекст: перспективы исследования
Аннотация
Актуальность изучения социальной креативности связана с оптимизацией межличностного взаимодействия в различных областях деятельности. В статье рассматриваются современные зарубежные теории креативности. Анализируется представленность социального контекста в подходах к изучению креативности в общем, и социальной креативности — в частности. Уделяется внимание причинам порождения негативных идей, наносящих намеренный и ненамеренный вред в социальном взаимодействии. Приводятся результаты пилотажного исследования влияния социального контекста на просоциальную, негативную и вредоносную креативность. Обсуждается выявленный эффект в пилотажном исследовании, в котором приняли участие старшеклассники (N = 46) и студенты вузов (N = 50). Исследование проводилось в два этапа: первый — до начала специальной военной операции — в январе—начале февраля 2022 г., второй — после ее начала — в марте—апреле 2022 г. Использовались опросники «Индекс толерантности» и «Моральная идентичность», а также три задания для диагностики социальной креативности в ситуациях с положительной и негативной коннотацией. Гипотеза о том, что в разных социальных контекстах различные виды социальной креативности проявляются не одинаково подтвердилась: на фоне угрожающего социального контекста может происходить усиление асоциальной креативности и снижение просоциальной. На фоне угрожающего социального контекста был выявлен эффект изменения характера связи между моральной идентичностью и этнической и социальной толерантностью. Делается вывод о том, что причинно-следственные связи в теориях и концепциях креативности значительно сложнее, чем это можно предполагать. Предлагается уточненная схема причинно-следственных связей в подходах, рассматривающих креативность как результат взаимодействия личности, задачи и ситуации. Полученные в исследовании результаты отражены в рабочей схеме динамической модели социальной креативности.
Общая информация
Ключевые слова: социальная креативность, асоциальная креативность, социальный контекст, специальная военная операция, толерантность, моральная идентичность, динамическая модель социальной креативности
Рубрика издания: Юридическая психология и психология безопасности
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120111
Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00236, https://rscf.ru/project/23-28-00236.
Благодарности. Автор благодарит студентов ФГБОУ ВО МГППУ Ю.И. Жаринову и Д.Д. Муковнину за помощь в сборе эмпирических данных.
Получена: 17.01.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Мешкова Н.В. Социальная креативность и социальный контекст: перспективы исследования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 1. С. 100–108. DOI: 10.17759/jmfp.2023120111
Полный текст
Введение
Метод и методики
Параметры |
Мид |
МидС |
ЭТ |
СТ |
ТЧ |
ИТ |
Б1 |
О1 |
Выборка |
Мср±SD |
Мср±SD |
Мср±SD |
Мср±SD |
Мср±SD |
Мср±SD |
Мср±SD |
Мср±SD |
Студенты* (N = 56) |
23,054 ±3,338 |
22,268 ±7,212 |
29,625 ±7,013 |
29,732 ±6,366 |
29,750 ±4,534 |
89,107 ±14,341 |
1,518 ±1,044 |
0,589 ±0,804 |
Школьники**(N = 40) |
27,150 ±3,338 |
19,600 ±6,396 |
31,400 ±5,334 |
30,900 ±4,866 |
29,650 ±5,695 |
91,950 ±11,862 |
1,225 ±0,423 |
1,025 ±1,330 |
Параметры/Выборка |
Б2 |
О2 |
Б3 |
О3 |
К1 |
К2 |
К3 |
|
Студенты* (N = 56) |
1,214 ±0,825 |
0,589 ±0,848 |
1,054 ±0,773 |
0,679 ±0,471 |
1,125 ±0,507 |
0,893 ±0,731 |
1,107 ±0,802 |
|
Школьники**(N=40) |
1,200 ±0,516 |
0,500 ±0,906 |
1,200 ±0,464 |
1,714 ±1,419 |
1,175 ±0,385 |
1,450 ±0,504 |
1,575 ±0,501 |
|
Параметры |
U |
p |
Статистический эффект |
Моральная идентичность |
458 |
< ,001 |
0,59152 |
Оригинальность в ситуации мести |
349 |
0,002 |
0,40646 |
Негативные ответы в просоциальной ситуации |
658 |
< ,001 |
0,41250 |
Негативные ответы в ситуации мести |
769 |
0,004 |
0,31384 |
Параметры |
О1 |
Б2 |
О2 |
Б3 |
О3 |
К1 |
К2 |
К3 |
Б1 |
,528** |
,651** |
,485** |
,499** |
,266* |
,456** |
,339* |
,341* |
О1 |
- |
,374** |
,361** |
,331* |
- |
,503** |
- |
,332* |
Б2 |
- |
- |
,658** |
,483** |
- |
,315* |
,472** |
,271* |
О2 |
- |
- |
- |
,320* |
- |
|
,584** |
- |
Б3 |
- |
- |
- |
- |
,644** |
,380** |
- |
,609** |
О3 |
- |
- |
- |
- |
- |
,388** |
- |
,797** |
К1-ложь |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
,350** |
К2-про |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
,275* |
Обсуждение полученных результатов
Выводы
- Контекст может оказывать неоднозначное влияние на разные виды креативности. На фоне угрожающего социального контекста может происходить усиление асоциальной креативности и снижение просоциальной.
- Причинно-следственные связи в теориях и концепциях креативности значительно сложнее, чем это можно предполагать. Результаты нашего исследования позволяют наметить уточнения в интеракционистский подход к креативному поведению и в динамическую модель креативности «Дух времени» — социальный и социокультурный контекст, на фоне которого происходят акты творчества (в данном случае мы говорим о креативности в социальном взаимодействии), что необходимо учитывать, так как его влияние может осуществляться через изменение характера связей между психологическими характеристиками. Ввиду этого, на наш взгляд, следует разделять влияние ситуации на креативность и активацию определенных личностных характеристик, мешающих или помогающих в данной ситуации творить, и воздействие социокультурного контекста («Духа времени») на личность. Для иллюстрации высказанной идеи мы предлагаем рабочую схему динамической модели социальной креативности как частный случай модели, предложенной С. Тромпом и Р. Стернбергом [см.: 21], который состоит во влияние контекста на связь моральной идентичности и толерантности на социальную креативность (рис. 2).
Рис. 2. Рабочая схема динамической модели социальной креативности
Заключение
Литература
- Адаптация опросника «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» // Н.В. Мешкова, С.Н. Ениколопов, О.В. Митина, И.А. Мешков / Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 6. С. 25—40. DOI:10.17759/pse.2018230603
- Ениколопов С.Н., Мешкова Н.В. Предубежденность в контексте свойств личности [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 2010. Том 31. № 4. С. 35—46. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15110655_32628762.pdf (дата обращения: 24.11.22).
- Косенкова Н.Н., Мешкова Н.В. Самооценка и виды креативности у подростков: связь и предикторы // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 2. С. 45—61. DOI:10.11621/vsp.2020.02.03
- Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Креативность и девиантность: связь и взаимодействие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Том 15. № 2. С. 279—290. DOI:10.17323/1813-8918-2018-2-279-290
- Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Креативность и девиантность: современное состояние проблемы в психологии // Психология и право. 2020. Том 10. № 3. С. 86—107. DOI:10.17759/psylaw.2020100307
- Психодиагностика толерантности / Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хулаев, Л.А. Шайгерова // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень / Ред. Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова. М.: Смысл, 2002. № 4. С. 59—65.
- A New Tool to Measure Malevolent Creativity: The Malevolent Creativity Behavior Scale // N. Hao, M. Tang, J. Yang, Q. Wang, M.A. Runco / Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 7. Article ID 682. 7 p. DOI:10.3389/fpsyg.2016.00682
- Aquino K.F., Reed A. The Self-importance of Moral Identity // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. Vol. 83(6). P. 1423—1440. DOI:10.1037//0022-3514.83.6.1423
- Cropley D.H., Cropley A.J. Engineering creativity: A systems concept of functional creativity // Creativity Across Domains: Faces of the Muse / Eds. J.C. Kaufman, J. Baer. N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 2005. P. 169—185.
- Glaveanu V. Rewriting the language of creativity: The 5A’s framework // Review of General Psychology. 2013. Vol. 17. № 1. P. 69—81. DOI:10.1037/a0029528
- Glăveanu V.P. A sociocultural theory of creativity: Bridging the social, the material, and the psychological // Review of General Psychology. 2020. Vol. 24. № 4. P. 335—354. DOI:10.1177/1089268020961763
- Kapoor H., Kaufman J.C. The evil within: The AMORAL model of dark creativity // Theory & Psychology. 2022. Vol. 32. № 3. P. 467—490. DOI:10.1177/09593543221074326
- Kapoor H., Khan A. Creativity in Context: Presses and Task Effects in Negative Creativity // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. Advance online publication. 2019. Vol. 13(3). P. 314—321. DOI:10.1037/aca0000183
- Mayer J., Mussweiler T. Suspicious spirits, flexible minds: When distrust enhances creativity // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 101(6). P. 1262—1277. DOI:10.1037/a0024407
- Rhodes M. An analysis of creativity // The Phi Beta Kappen. 1961. Vol. 42. № 7. P. 305—310.
- Runco M.A. Creative morality: Intentional and unconventional // Creativity Research Journal. 1993. Vol. 6(1-2). P. 17—28. DOI:10.1080/10400419309534463
- Runco M.A. Hot topic 2. The dark side of creativity: Potential better left unfulfilled // Creativity and innovation: Theory, research, and practice / Ed. J.A. Plucker. London: Prufrock Press, 2017. Р. 49—59.
- Simonton D.K. Creativity. Cognitive, personal, developmental and social aspects // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. P. 151—158. DOI:10.1037/0003-066X.55.1.151
- Simonton D.K. Genius, creativity, and leadership: Historiometriec inquiries. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1984. 231 p.
- Sternberg R.J., Karami S. An 8P theoretical framework for understanding creativity and theories of creativity // Journal of Creative Behavior. 2022. Vol. 56. № 1. P. 55—78. DOI:10.1002/jocb.516
- Tromp C., Sternberg R. Dynamic Creativity: A Person × Task × Situation Interaction Framework // The Journal of Creative Behavior. 2022. Vol. 56. № 4. P. 553—565. DOI:10.1002/jocb.551
- Why social threat motivates malevolent creativity / M. Baas, M. Roskes, S. Koch, Y. Cheng, C.K.W. De Dreu // Personality & Social Psychology Bulletin. 2019. Vol. 45. № 11. P. 1590—1602. DOI:10.1177/0146167219838551
- Will Creative Employees Always Make Trouble? Investigating the Roles of Moral Identity and Moral Disengagement / X. Zheng, X. Qin, X. Liu, H. Liao // Journal of business ethics. 2019. Vol. 157. № 3. P. 653—672. DOI:10.1007/s10551-017-3683-3
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 744
В прошлом месяце: 70
В текущем месяце: 35
Скачиваний
Всего: 163
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 5