Клиническая и специальная психология
2014. Том 3. № 2
ISSN: 2304-0394 (online)
15-я конференция, посвященная исследованиям справедливости *
Аннотация
Общая информация
* Участие в конференции состоялось при поддержке РГНФ, проект № 13-06-00031.
Ключевые слова: справедливость, равенство, травма , прощение, ресурсы
Рубрика издания: Хроника
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Нартова-Бочавер С.К. 15-я конференция, посвященная исследованиям справедливости [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2014_n2/Nartova-Bochaver (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Участие в конференции состоялось при поддержке РГНФ, проект № 13-0600031.
19-22 июня 2014 года состоялась 15-я конференция известного и авторитетного Международного сообщества исследований справедливости (International Society for Justice Research, ISJR)[I]. Конференции собираются раз в два года. Принимающей стороной был университет города Нью-Йорка, председателем конференции - профессор Джон Т. Джост (John T. Jost).
Международное общество исследований справедливости - междисциплинарная организация, поддерживающая изучение справедливости и сопутствующих морально-этических феноменов. Понятие справедливости тесно связано с социальной жизнью и может быть изучено на разных уровнях анализа - как интраперсональный процесс принятия личных решений, в межличностных и межгрупповых отношениях, организациях, институтах, а также в контексте сообществ, политики и культуры. ISJR имеет свое издание - журнал Исследования социальной справедливости (Social Justice Research).
На конференции было представлено три основных направления:
(1) Экономическое неравенство;
(2) Право, справедливость и социальные науки;
(3) Прогресс, социальная стабильность и изменения.
Конференция была организована традиционным образом и включала основные формы представления научных результатов: лекции ведущих исследователей, заявленные оргкомитетом и предложенные участниками симпозиумы, устные и постерные доклады.
Лекция на тему «Групповая любовь» была прочитана профессором Гарвардского университета Мазарин Р. Банаджи (Mahzarin R. Banaji), на тему «100%- е решение: борьба за честную пищу и защита прав в сельском хозяйстве США» - старшим исследователем Инициативы национальной экономики и социальных прав Ноэлль Дамико (Noelle Damico).
• Заявленные симпозиумы были посвящены следующим проблемам: Понимание суждений о доверии и справедливости (вед. Kees van den Bos)
• Помогает ли парадигма справедливости связать исследование и практику? Опыты психологического восстановления криминальных мужчин и женщин (вед. Claudia E. Cohen),
• Развитие теории динамических систем применительно к исследованиям социальной справедливости (вед. Peter T. Coleman)
• Экономическое неравенство (вед. Guillermina Jasso),
• Принципы справедливости или мотивированное оправдание? Размышления о движущих силах политических предпочтений (вед. Aaron Kai)
• Моральные суждения и Я-концепция (вед. Joshua Knobe)
• Общество и межличностные механизмы социальных изменений (вед. Elizabeth Levy Paluck)
• Справедливость и культура (вед. Manfred Schmitt).
Также были проведены симпозиумы, посвященные работам исследователей, которые внесли особенно значительный вклад в изучение феномена справедливости: Ли Росса (Lee Ross), Мортона Дойча (Morton Deutsch), Риэля Вермунта (Riel Vermunt) и Жана Десети (Jean Decety).
Обычные симпозиумы обсуждали темы:
• Культурная травма и ее изживание (вед. Michael J. Halloran)
• Закон и мораль: роль субъекта, предубеждений, характера и статуса в принятии правового решения о вине и наказании (вед. Avani Sood)
• Мотивированная обработка моральной и политической информации (вед. Erin Hennes)
• Не скрывает ли оппозиция либералов и консерваторов истинную власть? На пути к двумерному подходу к идеологии (вед. Ian Hansen).
А также обсуждение других предметов.
Поскольку конференция имела междисциплинарный характер, на ней широко обсуждались вопросы из разных областей знания - справедливость в экономике, образовании, политике, межнациональных отношениях. Подтверждалось, что каждый раз, когда имеет место быть встреча двух и более людей, претендующих или распределяющих ресурсы любого рода, от финансов до внимания, их взаимодействие явно или неявно регулируется представлением о справедливости.
Внимание к справедливости особенно характерно для стран и культур с противоречивой историей - неудивительно, что основные теории (Веры в справедливый мир М.Лернера (M.Lerner) и К.Дальберт (C.Dalbert), Чувствительности к справедливости М.Шмитта (M.Schmitt)) были созданы представителями германской и американской психологии [1].
В исследованиях справедливости как психологического феномена, без сомнения, доминирует социально-психологическая составляющая, восходящая к работам известного исследователя Мортона Дойча (Morton Deutsch), ученика К. Левина. В исследованиях, представленных на конференции, вполне отчетливо звучала мысль о том, что справедливость не есть абсолютная ценность, особенно для отдельного индивида, что ее сложно реализовать, что борьба за справедливость нередко истощает и деформирует субъекта. Интересны и актуальны исследования в области политической психологии, показавшие, что, в то время как либералы следуют идее справедливости, которая может и должна быть реализована в течение короткого исторического периода, консерваторы тяготеют к идее порядка, которая обеспечивает долговременную стабильность. Отсюда становится понятно, что либеральная политика может содержать в себе больше социальных рисков, вызванных неопределенностью и частыми изменениями. Таким образом, цена за локально восстановленную справедливость часто бывает очень высокой. В другом исследовании было показано, что все же справедливость - это роскошь цивилизованного сообщества и что в условиях дефицита каких-либо ресурсов начинает действовать правило равенства: независимо от заслуг, каждый должен получить хотя бы минимальную «пайку» того, что ему необходимо.
В исследованиях персонального уровня проявления феномена справедливости часто звучала мысль, что мораль все же часто регулируется интуицией, а не рационально принимаемыми решениями и что суждение или поступок тесно связаны с Я-концепцией человека и его представлением о том, каким образом он может себя наиболее аутентично выразить, а не с тем, что считается правильным или неправильным. Еще одна идея, которая подспудно присутствовала во многих докладах, - это взаимодействие личного и общественного и проблема сохранения аутентичности в условиях неизбежного социального прессинга.
Однако клинический аспект феномена справедливости также привлекал к себе внимание. Сопутствующие справедливости-несправедливости явления - это травма, прощение, поиск духовной опоры, толерантность и аутентичность. Очень интересны работы М. Вентцеля (M.Wentzel) и его коллег, посвященные феномену прощения, мнимого и настоящего. Еще одно направление было задано работами К. Шребе (K.Schroebe), выделившей пять ресурсов восстановления справедливости - разумеется, у тех людей, которые вообще верят в ее существование. Психологов волновали те риски, которые несет в себе идея справедливости, в частности, внутренний конфликт между социально гуманным правилом толерантности и равенства и деформацией личности, внутренне сопротивляющейся этому правилу. На наш взгляд, отношение к справедливости и чувствительность к этому феномену целесообразно изучать в социально и ментально уязвимых группах, для того чтобы понять, представляет ли собой концепт справедливости ресурс или антиресурс психологической поддержки и личностного роста [2]; [3].
Автором было представлено четыре доклада: «Чувствительность к справедливости и психологическая суверенность у российских студентов - два аспекта социальной регуляции»; «Чувствительность к справедливости и психологическое благополучие у взрослых россиян (в соавторстве с Надеждой Астаниной)»; «Гнев как сигнал силы: кросс-культурное исследование индивидуализма и чувствительности к справедливости с позиции жертвы (в соавторстве с Chan Zhou, Надеждой Астаниной, Buxin Han, докладчик - Michael Wu)»; «Вера в справедливый мир у зрячих и незрячих взрослых россиян (в соавторстве с Надеждой Астаниной и Светланой Голубевой)».
Хотелось бы отметить необыкновенно высокий уровень организации конференции, личное дружелюбие Джона Джоста и готовность его коллег к быстрой помощи в организационных вопросах, деликатность и способность создать поистине творческую дружескую атмосферу, способствующую завязыванию новых контактов и неформальному обмену мнениями, для чего, собственно, и нужны международные конференции.
Следующая конференция будет в 2016 году, предположительно в одном из университетов Великобритании.
[I] Программа и тезисы докладов представлены на сайте http://social-justice-conference- 2014.jimdo.com/home/isjr-2014/
Литература
- Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б. Психологические проблемы справедливости в зарубежной персонологии: теории и эмпирические исследования // Психологический журнал. 2014. Том 35. № 1.
- Нартова-Бочавер С.К., Подлипняк M.Б., Хохлова А.Ю. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у глухих и слышащих подростков и взрослых [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. № 3. URL : https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n3/64003.shtml (Дата обращения 01.09.2014)
- Астанина Н.Б., Голубева С.А. Вера в справедливый мир и чувствительность к справедливости у взрослых людей с глубокими нарушениями зрения [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. № 2.URL : https://psyjournals.ru/psyclin/2014/n2/ХХХХ.shtml (Дата обращения 01.09.2014)
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1563
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 612
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0