Консультативная психология и психотерапия
1998. Том 6. № 1
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Европейский сертификат по психотерапии
Общая информация
Рубрика издания: Психотерапевтический цех
Для цитаты: Европейский сертификат по психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 1998. Том 6. № 1.
Полный текст
ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕРТИФИКАТ ПО ПСИХОТЕРАПИИ КРИТЕРИИ И ПРОЦЕДУРА ВРУЧЕНИЯ
Публикация в МПЖ критериев и процедур вручения европейскою сертификата имеет целью информировать профессионалов в России о новых задачах в развитии психотерапии, требующих создания новых организационных структур. Принятие Страсбургской декларации 1990 года и создание европейской ассоциации психотерапевтов (далее ЕАП) в Вене в 1991 году знаменовали рождение новой профессии, отличной и от медицины, и от психологии. В настоящее время деятельность ЕАП[1] во многом сосредоточена на создании для психотерапии самостоятельных структур в обществе. Разработка и осуществление единых высоких стандартов образования по психотерапии является одним из важнейших шагов в поисках идентичности и собственного места профессии психотерапевта.
23-28 июня 1998 года в Париже состоится восьмой конгресс ЕАП, посвященный социальному и политическому измерению психотерапии. Темы обсуждений будут связаны с вопросом о том, существуют ли объективные научные основания для деятельности психотерапевтов в социальном и политическом направлении. В качестве маленького примера социальной деятельности психотерапевтов можно привести изменение социальных законов о защите ребенка в Австрии в 1996 году, принятое благодаря усилиям австрийской группы детских психотерапевтов. Примеpoм политической деятельности является непрерывный диалог с носителями решений в министерствах здравоохранения различных европейских стран с целью поиска новых решений относительно психотерапии, а также стремление ЕАП начать сотрудничество с психотерапевтами разной ориентации и с различными министерствами в России с тем, чтобы был определен самый высокий возможный на настоящий момент уровень подготовки профессионала, который был бы оформлен и признан законодательно. Я думаю, что активность психотерапевтов в Европе диктует необходимость вступить в диалог представителям медицинского и психологического крыла психотерапии, представителям разных психотерапевтических методов в России.
Я очень надеюсь, что осознание ответственности за развитие новой профессии и радость ее творения вдохновит нас проявить наши самые лучшие, самые творческие стороны.
Европейская ассоциация психотерапевтов была основана в 1991 году в Вене (Австрия). Ее основателями выступили психотерапевты из Германии, Швейцарии, Венгрии и Австрии. В настоящее время ассоциацию пополнили коллеги из Албании, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Литвы, Люксембурга, Македонии, Нидерландов, Норвегии, Польши, России, Румынии, Словакии, Словении, Турции, Украины, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Швеции, Эстонии и Югославии. Европейская ассоциация психотерапевтов объединяет 182 организации (13 национальных объединений) из 28 европейских стран и насчитывает в своих рядах более 50 000 психотерапевтов. Открыто также индивидуальное членство для отдельных психотерапевтов.
Целью ЕАП является защита интересов данной профессии и людей, которым она служит. Это достигается благодаря обеспечению профессиональных стандартов в области профессиональной подготовки и практики. Одной из ближайших целей является утверждение и признание «Европейского психотерапевтического сертификата» (European Certificate of Psychotherapy), призванного гарантировать соответствие образования психотерапевтов нормам ЕАП и обеспечить профессиональную мобильность психотерапевтов внутри Европейского Союза.
1. СТРАСБУРГСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ПСИХОТЕРАПИИ 1990 ГОДА
Страсбургская декларация по психотерапии - основной документ ЕАП, в котором она обязуется добиться признания психотерапии в Европе в качестве соответствующей необходимому уровню, независимой профессии[2].
1.1. Психотерапия является одновременно самостоятельной научной дисциплиной и независимой, свободной профессией.
1.2. Психотерапевтическое образование проводится на высококвалифицированном профессиональном и высоком научном уровне.
1.3. Многообразие психотерапевтических методов допускается и гарантируется.
1.4. Полное психотерапевтическое образование включает в себя теоретические занятия, познание границ и особенностей собственной личности и практику под наблюдением супервизора. Необходимым является приобретение глубоких знаний и в рамках других психотерапевтических методов.
1.5. К психотерапевтическому образованию допускаются люди, имеющее различные формы базового высшего и высшего образования, в первую очередь, в области гуманитарных и социальных наук.
2. УСЛОВИЯ ВЫДАЧИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СЕРТИФИКАТА (ЕПС)
2.1. Европейский психотерапевтический сертификат ЕПС вручается психотерапевтам, завершившим свое психотерапевтическое образование.
2.2. ЕПС вручается Европейской ассоциацией психотерапевтов в соответствии с критериями, установленными ЕАП, по рекомендации Национальных аттестационных организаций (НАО), признанных в качестве таковых со стороны ЕАП. Также обязательным условием является согласие Европейской организации (ЕО), представляющей соответствующую психотерапевтическую школу.
2.3. Как правило, основания для вручения ЕПС определяются Европейским комитетом по стандартам профессионального обучения при Президиуме ЕАП. Упоминание в данном документе ЕАП во всех случаях, кроме четко оговоренных отдельно, означает Европейский комитет по стандартам профессионального обучения (ЕКСПО), действующий по поручению ЕАП.
2.4. ЕПС вводится впервые и выдается сроком на 5 лет.
2.5. Для покрытия необходимых административных расходов при вручении ЕПС будет взиматься вступительный сбор, который будет распределяться между соответствующим национальным объединением (НО) и ЕАП.
3. УТВЕРЖДЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ДОПУЩЕННЫЕ К ВРУЧЕНИЮ ЕПС
3.1. Национальная аттестационная организация (НАО).
3.1.1. В качестве таковой должно выступать Национальное объединение (НО). Национальным объединением считается одна- единственная организация от страны, признанная со стороны ЕАП в качестве крупнейшего корпоративного члена ЕАП от данной страны и представляющая наиболее широкий спектр различных психотерапевтических школ. В случае если в стране нет единой национальной ассоциации, то в качестве НАО может выступить другая местная организация, являющаяся членом ЕАП, за которой ЕАП признает право выступать в качестве НАО данной страны.
3.1.2. Национальная аттестационная организация должна предъявить этические нормы, комиссию по работе с жалобами, образовательные стандарты, методы определения уровня профессиональной квалификации в образовательных учреждениях и временные правила, соответствующие критериям ЕАП.
3.2. Европейская организация (ЕО).
3.2.1. Европейская организация должна быть членом ЕАП и быть признана ЕАП в качестве единственного представителя определенной психотерапевтической школы. Сама же психотерапевтическая школа должна соответствовать действующим критериям ЕАП (см. пункт 4).
3.3. Образовательное учреждение.
3.3.1. Образовательное учреждение должно соответствовать критериям ЕАП, критериям аккредитованного НАО или - в случае наличия такового - критериям ЕО относительно уровня образования для получения ЕПС в соответствующем методе. Кроме того, оно должно соответствовать этическим и административным стандартам, заявленным НАО.
3.4. Европейская ассоциация психотерапевтов.
В случае если в документе не приводится иного толкования, все указания на ЕАП подразумевают Президиум ЕАП или другой определяемый Президиумом орган ЕАП. Как правило, таковым выступает Европейский комитет по стандартам профессионального обучения.
4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ, ЗАВЕРШЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЕПС
4.1. Применяемый в данной школе метод должен иметь четкие определения и теоретические обоснования в рамках наук о человеке.
4.2. Теория должна дополняться практикой, быть применимой для широкого круга проблем из различных областей, ее эффективность должна быть доказуемой.
4.3. Применяемый метод должен быть признан ЕАП с научной точки зрения, а в различных европейских странах его действенность должны подтвердить соответствующие профессиональные объединения.
5. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
5.1. Общая продолжительность образования включает в себя 7 лет и составляет не менее 3200 часов. Из них последние 4 года должны представлять собой профессиональное психотерапевтическое обучение. В сотрудничестве с НАО и ЕО ЕАП определяет основные курсы, прохождение которых является необходимым для получения ЕПС.
5.2. Образование должно быть признано со стороны НАО, соответствующей ЕО, если она является членом ЕАП, а также при необходимости и другими профессиональными организациями, уполномоченными Европейским комитетом по стандартам профессионального обучения.
5.3. Супервизия и дидактическая психотерапия должны проводиться психотерапевтами, профессиональная подготовка которых соответствует критериям, необходимым для получения ЕПС. Это же правило касается и других кандидатов, которые уполномочиваются со стороны ЕАП.
5.4. Образование должно соответствовать критериям ЕАП в отношении базового психотерапевтического образования и включать в себя следующие разделы:
5.4.1. Психотерапевтическое самопознание и иные аналогичные формы обучения.
Это может быть дидактический анализ, самопознание и другие методы, включающие в себя элементы саморефлексии, личной психотерапии и опыт собственной работы. Не существует единого понятия, которое в различных психотерапевтических направлениях звучало бы одинаково. В ходе любого профессионального образования должно быть соответствующим образом установлено, что кандидат, завершающий образование, осознает свои личные проблемы, их возможное влияние на психотерапевтический процесс и в состоянии адекватно обращаться с ними в ходе психотерапии в соответствии с требованиями той психотерапевтической школы, в которой он получает свое образование.
5.4.2. Теоретическая подготовка.
Предусматривается общая вводная часть в форме законченного университетского или высшего специального образования и профессиональная специализация в области психотерапии. Неоконченное университетское или высшее специальное образование, дающее первую ступень в системе высшего образования и предлагающее равноценную профессиональную квалификацию в сфере, признанной профессионально относящейся к психотерапии, могут быть зачтены как часть первого общего этапа психотерапевтического образования или, по обстоятельствам, как весь первый этап. Но они ни в коем случае не засчитываются в рамках четырехлетнего профессионального психотерапевтического образования. Специальное психотерапевтическое образование включает в себя:
5.4.2.1. Теории развития человека, охватывающие весь его жизненный цикл и его сексуальное развитие.
5.4.2.2. Знание других психотерапевтических направлений.
5.4.2.3. Теорию изменений.
5.4.2.4. Знание социальных условий, влияющих на психотерапевтический процесс.
5.4.2.5. Теории психопатологии.
5.4.2.6. Теории диагностики и терапевтического вмешательства.
5.4.3. Практический опыт.
Он включает в себя психотерапевтическую практику с постоянной супервизией в рамках своей психотерапевтической школы в течение как минимум 2 лет.
5.4.4. Практикум в учреждении здравоохранения или равноценный профессиональный опыт. Такой практикум должен обеспечить достаточный опыт работы с психосоциальными кризисами в сотрудничестве с другими специалистами из сферы здравоохранения.
6.1. По окончании семилетнего обучения кандидат должен подтвердить свою личную, социальную и профессиональную зрелость и принять на себя обязательство работать в соответствии с этическими нормами соответствующей НАО. НАО должна установить, каким образом образовательное учреждение может это оценить.
6.2. Проводится оценка как теоретической, так и практической работы кандидата.
6.3. Психотерапевт должен быть членом психотерапевтического объединения, признанного со стороны НАО и обладающего удовлетворяющими НАО этическими стандартами и комиссией по рассмотрению жалоб.
6.4. Психотерапевт должен иметь законченное базовое образование в аккредитованном образовательном учреждении, а также дополнительное образование в этом же или ином заведении в рамках той же психотерапевтической школы.
7.1. Если НАО отказывает во вручении ЕПС соискателю, который способен подтвердить свое психотерапевтическое образование по методу, признанному ЕАП научным, со всеми необходимыми элементами и ступенями подготовки, то аккредитованная ЕО, представляющая соответствующий психотерапевтический метод, может получить задание ЕАП более глубоко рассмотреть сложившуюся ситуацию. Если окажется, что НАО действовала безосновательно, то ЕАП может лишить эту организацию статуса НАО.
7.2. Если ЕО не признает метод образовательного учреждения, признаваемого НАО, то НАО может поручить ЕАП глубже ознакомиться со сложившейся ситуацией. Если окажется, что ЕО действовала безосновательно, то ЕАП может лишить эту организацию статуса ЕО.
7.3. Образовательное учреждение, не признаваемое со стороны НАО, может - в случае отсутствия соответствующей ЕО - обратиться непосредственно к ЕКСПО, который может порекомендовать данное учреждение Президиуму ЕАП, если учреждение соответствует требованиям.
8.1. Вручение ЕПС включает в себя следующие ступени:
8.2. Национальное объединение (НО) или - при его отсутствии - соответствующая национальная организация обращаются в ЕКСПО при ЕАП по поводу придания ей статуса НАО.
8.3. ЕКСПО рекомендует Президиуму ЕАП данное НО в качестве НАО, если оно соответствует необходимым требованиям.
8.4. НАО представляет ЕКСПО соответствующие документы всех образовательных учреждений, пожелавших готовить психотерапевтов для ЕПС. Эти документы должны подтверждать соответствие образовательного учреждения критериям ЕАП.
8.5. ЕКСПО, как правило, обращается за рекомендацией в соответствующее ЕО, а также может провести независимую научную экспертизу.
8.6. ЕКСПО рекомендует прошедшее экспертизу или получившее рекомендацию со стороны ЕО образовательное учреждение.
8.7. Соответствующим образом подготовленные психотерапевты, соискатели ЕПС, направляют свое заявление в НАО, приложив к нему описание своего образования, подтвержденное образовательным учреждением, вступительный сбор и фотографию.
8.8. Если НАО согласна, она рекомендует данного соискателя ЕАП. А ЕАП может:
8.8.1. Уполномочить НАО вручить сертификат.
8.8.2. Отказать.
8.8.3. Затребовать дополнительную информацию, например, документы об образовании соискателя.
8.9. На некоторое ограниченное время будет действовать особая процедура выдачи ЕПС для уже практикующих психотерапевтов (см. пункт 10).
9. СПИСОК ОБЛАДАТЕЛЕЙ ЕПС И ВЫЧЕРКИВАНИЕ ИМЕН ИЗ ЭТОГО СПИСКА
9.1. Президиум ЕАП разрабатывает процедуру сбора детализированной информации об обладателях ЕПС, которая могла бы удовлетворить своей точностью и доступностью НАО.
9.2. ЕАП может распространять эти списки электронным или иным способом и предоставлять в распоряжение по запросам.
9.3. НАО обязуется сразу же информировать ЕАП о каждом психотерапевте, исключенном из списка, чтобы ЕАП мог внести соответствующие изменения в список.
10. ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА («GRANDPARENTING»[3])
Любое введение новой профессиональной квалификации требует признания прав уже работающих специалистов. Особенно важно помнить об этом, если введение новой квалификации способно ущемить их профессиональные права, как это может получиться в случае с ЕПС.
Можно настаивать на том, чтобы некоторые практикующие психотерапевты подтвердили наличие у них признаваемого ЕАП образования. Но это невозможно для психотерапевтов, признанных экспертами в своей области, приобретших свои профессиональные знания частично или полностью в ходе своей практической деятельности. Это сплошь и рядом случается с новыми методами или в тех странах, где психотерапия развивается особенно быстро, например, в странах Восточной Европы.
Уже практикующие психотерапевты, получившие свои профессиональные знания не в ходе обучения, а в результате своей практической деятельности, называются «grandparents», а процесс приобретения профессиональных знаний путем практической деятельности - «grandparenting». Практикующие психотерапевты, проходящие обучение или недавно завершившие его, обычно не попадают под действие временных правил, но могут зачесть свое образование задним числом.
10.1. Временные правила должны основываться на следующих принципах:
10.1.1. сохранение высоких стандартов ЕПС.
10.1.2. НАО вручают ЕПС.
10.1.3. ЕАП в лице ЕКСПО обладает правом последнего слова в отношении ЕПС.
10.1.4. признание роли соответствующей ЕО в деле контроля стандартов образования в рамках определенной школы.
10.1.5. учет внутренних соглашений, заключенных между различными НАО.
10.1.6. государства без НАО не должны быть дискриминированы ЕАП при вручении ЕПС.
10.2. Критерии действия временных правил.
10.2.1. Уже практикующий психотерапевт должен обладать профессиональными знаниями в признаваемой ЕАП психотерапевтической школе.
10.2.1.1. Признание школ производится по рекомендации соответствующей ЕО или научной валидизационной подкомиссией или ими обеими.
10.2.1.2. Необходимо, чтобы уже практикующий психотерапевт был должным образом рекомендован со стороны НАО, и НАО убедила ЕАП в том, что в стране выработаны и действуют соответствующие временные правила. Также должно быть обеспечено признание ЕАП соответствующей ЕО, представляющей метод кандидата.
10.2.1.3. Теоретические знания и профессиональная практика уже практикующего психотерапевта должны оцениваться в соответствии с предложенными НАО и утвержденными ЕАП процедурами.
10.2.1.4. Подобные процедуры могут включать в себя рефлексивные процессы или интервью в команде профессионалов, а также выбор коллегами в профессиональное объединение.
10.2.1.5. Также рассматриваются публикации, обладающие соответствующим теоретическим уровнем профессиональных знаний.
10.2.1.6. Уже практикующий психотерапевт должен обладать самостоятельной профессиональной практикой в рамках определенной психотерапевтической школы в течение достаточного промежутка времени, чтобы попадать под действие временных правил, о чем уведомляется ЕАП.
10.2.2. Необходимо, чтобы объем знаний уже практикующего психотерапевта соответствовал стандартам ЕПС.
10.2.3. Уже практикующий психотерапевт должен соблюдать этические нормы, соответствующие нормам ЕАП.
10.2.4. Если подтверждается, что уже практикующего психотерапевта не имеет смысла оценивать или обучать, действуют временные правила.
10.3. Процедура.
Как только признаются психотерапевтические школы, образуется НАО в соответствии с критериями пункта 3.1 и утверждаются временные правила, НАО подает имена соискателей ЕПС по временным правилам. Каждая НАО имеет в своем распоряжении 2 года с момента подачи первого заявления для проработки всех заявлений от соискателей по временным правилам. Как правило, по истечении этого срока дальнейшие заявления по временным правилам в ЕАП не рассматриваются. Поэтому от всех НАО ожидается, что они не начнут подачу заявлений по временным правилам, пока не разработают и не создадут необходимые для этого мероприятия и структуры в своей стране.
Выработано по заданию Европейского комитета по стандартам профессионального образования ЕАП авторами:
Эмми ван Дерцен
Профессор психотерапии Международного университета имени Шиллера, Лондон
Руководитель отдела внешних сношений Ассоциации психотерапевтов
Дигби Тантам
Клинический профессор психотерапии, Университет Шеффилд, Великобритания
Председатель Европейского совета психотерапии в Объединенном Королевстве
Президент ЕАП 1996/97 Риккардо Зербетто
Вице-Президент 1996/97 Хайнер Бартуска
Вице-Президент 1996/97 Мишель Менья
Рим, 29 июня, 1997
[1] Другую информацию о деятельности ЕАП можно найти в интервью А.Сосланда с президентом Всемирного совета по психотерапии, исполнительным директором ЕАП Альфредом Притцем. МПЖ, № 2, 1997.
[2] В соответствии с целями Международной организации здравохранения (МОЗ), а также с действующими в Европейском союзе (ЕС) и Европейском экономическом пространстве (ЕЭП) недискриминационным принципом и основными положениями о свободе перемещения физических лиц и услуг в рамках ЕЭП.
[3] «Старички».
Метрики
Просмотров
Всего: 1052
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 925
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 5