Коллективное воображение: зарождение и развитие чувства коллективности в раннем возрасте

214

Аннотация

Попадая в образовательные учреждения, маленькие дети сталкиваются с необходимостью уча¬ствовать в коллективных формах обучения. Однако в раннем возрасте чувство коллективности у де¬тей еще очень слабо развито и находится в зачаточном состоянии. В данной работе мы исследуем, как у детей раннего возраста появляется потребность в коллективности, каким образом они эту потреб¬ность переживают и как воспитатели создают условия для формирования чувства коллективности в данном возрасте. Наш формирующий эксперимент опирался на модель «Мира понятийной игры» (Conceptual PlayWorld), групповую практику развития игры и воображения. В исследовании приня¬ли участие тринадцать детей в возрасте от полугода до 2 лет. Для сбора и анализа цифровых данных мы использовали визуальные методы. Мы увидели, что воспитатели, находясь в роли игровых пар¬тнеров внутри воображаемой игровой ситуации, знакомят маленьких детей с необходимостью учи¬тывать интересы группы, последовательно поддерживая и направляя мотивационную ориентацию малышей на коллектив. Самым важным в этом процессе было использование опор, практик эмбоди¬мента и переход от физических предметов и конкретных пространств к совместному умственному, абстрактному пространству. Результаты исследования помогают по-новому взглянуть на понятие коллективного воображения и то, какую роль оно играет в развитии ориентации на коллектив в ран¬нем возрасте, что может оказаться полезным и для переосмысления повседневных практик, и для принятия решений в сфере образования в целом.

Общая информация

Ключевые слова: дети раннего возраста, колективность, чувство принадлежности, воображение, игра дошкольников, игра, ранний возраст, педагогическое позиционирование

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170312

Для цитаты: Фрагкиадаки Г., Флир М., Рай П. Коллективное воображение: зарождение и развитие чувства коллективности в раннем возрасте // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 3. С. 84–94. DOI: 10.17759/chp.2021170312

Подкаст

Литература

  1. Avgitidou S. Peer culture and friendship relationships as contexts for the development of young children’s pro- social behaviour. International journal of early years education, 2001. Vol. 9, no. 2, pp. 145—152. DOI:10.1080/713670688
  2. Brownwell C., Ramani G., Zerwas S. Becoming a social partner with peers: cooperation and social understanding in one and two-year-olds. Child Development, 2006. Vol. 77, no. 4, pp. 803—821. DOI:10.1111/J.1467-8624.2006.00904.X
  3. Davis B., Degotardi S. Educators’ understandings of, and support for, infant peer relationships in early childhood settings. Journal of Early Childhood Research, 2015. Vol. 13, no. 1, pp. 64—78. DOI: 10.1177/1476718X14538600
  4. Degotardi S., Pearson E. The relationship worlds of infants and toddlers: Multiple perspectives from early years theory and practice. UK: McGraw-Hill Education, 2014.
  5. Department of Education, Employment and Workplace Relations (DEEWR). Belonging, being and becoming: The early years learning framework for Australia. Canberra: Commonwealth of Australia, 2017.
  6. Elkonin D. B. Psykhologiya igry [Psychology of play]. Moscú: Vlados,1999.
  7. Fleer M. The re-theorisation of collective pedagogy and emergent curriculum. Cultural Studies of Science Education, 2010. Vol. 5, no. 3, pp. 563—576. DOI: 10.1007/s11422-009- 9245-y
  8. Fleer M. ‘Conceptual play’: Foregrounding imagination and cognition during concept formation in early years education. Contemporary Issues in Early Childhood, 2011. Vol. 12, no. 3, pp. 224—240. DOI: 10.2304/ ciec.2011.12.3.224
  9. Fleer M. Affective imagination in science education: Determining the emotional nature of scientific and technological learning of young children. Research in Science Education, 2013. Vol. 43, no. 5, pp. 2085—2106. DOI: 10.1007/ s11165-012-9344-8
  10. Fleer M. Collective imagining in play. In Schousboe I, Winther-Lindqvist D (eds.), Children’s Play and Development: Cultural-Historical Perspectives. The Netherlands: Springer., 2013, pp. 73—87.
  11. Fleer M. Theorising play in the early years. Melbourne, Australia: Cambridge University Press, 2014.
  12. Fleer M. Conceptual Playworlds: the role of imagination in play and learning. Early Years, 2018. pp. 1—12. DOI: 10.1080/09575146.2018.1549024
  13. Fleer M. Scientific Playworlds: a Model of Teaching Science in Play-Based Settings. Research in Science Education, 2019. Vol. 49, no. 5, pp. 1257—1278. DOI: 10.1007/ s11165-017-9653-z
  14. Fragkiadaki G., Fleer M., Ravanis K. A cultural-historical study of the development of children’s scientific thinking about clouds in everyday life. Research in Science Education, 2019. Vol. 49, no. 6, pp. 1523—1545. DOI: 10.1007/ s11165-017-9665-8
  15. Givry D., Pantidos P. Ambiguities in representing the concept of energy: a semiotic approach. Review of Science, Mathematics and ICT Education, 2015. Vol. 49, no. 6, pp. 41— 64. DOI: 10.26220/rev.2244
  16. Goulart M.I.M., Roth W.-M. Margin center: Toward a dialectic view of participation. Journal of Curriculum Studies, 2006. Vol. 38, pp. 679—700. DOI: 10.1080/00220270600692936
  17. Goulart M.I.M., Roth, W.M. Engaging young children in collective curriculum design. Cultural Studies of Science Education, 2010. Vol. 5, pp. 533—562. DOI: 10.1007/s11422- 009-9196-3
  18. Hedegaard M., Chaiklin S. Radical-local teaching and learning. Aarhus, Denmark: Aarhus University Press, 2005.
  19. Hedegaard M. The educational experiment, In Hedegaard M., Fleer M., Bang J., Hviid P (eds.), Studying children- A cultural-historical approach. England: Open University Press, 2008, pp. 101—201.
  20. Hedegaard M. Analyzing children’s learning and development in everyday settings from a cultural-historical wholeness approach. Mind, Culture, and Activity, 2012. Vol. 19, no. 2, pp. 127— 138. DOI: 10.1080/10749039.2012.665560
  21. Hedegaard M. The significance of demands and motives across practices in children’s learning and development: An analysis of learning in home and school. Learning, culture and social interaction, 2014. Vol. 3, no. 3, pp. 188—194. DOI: 10.1016/J.LCSI.2014.02.008
  22. Howes C., Phillipsen L. Gender and friendship: Relationships within peer groups of young children. Social Development, 1992. Vol. 1, no. 3, pp. 230—242.
  23. Leontiev A.N. Activity, consciousness, and personality. Englewood Cliffs, N.J: Prentice-Hall, 1978.
  24. Li L., Quiñones G., Ridgway A. (eds.), Studying babies and toddlers: Relationships in cultural contexts. Singapore: Springer, 2017.
  25. Lindqvist G. The aesthetics of play: A didactic study of play and culture in preschools. Geteborg: Coronet Books, 1995.
  26. Pramling-Samuelsson I., Fleer M. Play and learning in early childhood setting: International perspectives. New York: Springer, 2009.
  27. Selby J.M., Bradley B.S. Infants in groups: A paradigm for the study of early social experience. Human Development, 2003. Vol. 46, no. 4, pp. 197—221.
  28. Shin M. Peeking at the relationship world of infants and caregivers. Journal of Early Childhood Research, 2010, Vol. 8, no. 2, pp. 294—302. DOI: 10.1177/1476718X10366777
  29. Sumsion J., Harrison L., Press F., McLeod S., Goodfellow J., Bradley B. Researching infants’ experiences of early childhood education and care. In Harcourt D, Perry B, Waller T (eds.), Researching young children’s perspectives: Debating the ethics and dilemmas of educational research with children. Routledge, 2011, pp. 113—127.
  30. Verba M. The beginnings of collaboration in peer interaction. Human Development, 1994. Vol. 37, no. 3, pp. 125—139.
  31. Vygotsky L.S. The collected works of L.S. Vygotsky: Vol. 1. Problems of general psychology. Plenum Press, 1987.
  32. Vygotsky L.S. The collected works of L.S. Vygotsky: Vol. 5. Child psychology. New York: Plenum Press. 1998.
  33. Zittoun T. Studying Higher Mental Functions: The Example of Imagination. In Valsiner J., Marsico G., Chaudhary N., Sato T., Dazzani V. (eds.), Psychology as the Science of Human Being. Annals of Theoretical Psychology. Springer, Cham. 2016, pp. 129—147.

Информация об авторах

Фрагкиадаки Гликерия, старший научный сотрудник Лаборатории понятийной игры, Университет Монаша, Мельбурн, Австралия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7280-783X, e-mail: Glykeria.Fragkiadaki@monash.edu

Флир Мэрилин, кандидат педагогических наук, лауреат, Австралийский национальный совет по научным исследованиям, руководитель Лаборатории понятийной игры, Университет Монаша, Мельбурн, Австралия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1224-5510, e-mail: Marilyn.Fleer@monash.edu

Рай Прабат, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Лаборатории понятийной игры, Университет Монаша, Мельбурн, Австралия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9344-2614, e-mail: Prabhat.Rai@monash.edu

Метрики

Просмотров

Всего: 755
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 214
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0