Интервью с Л.Ф. Обуховой (подготовленное для журнала «Символдрама»)

1117

Общая информация

Рубрика издания: Памятные даты

Тип материала: интервью

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120323

Для цитаты: Интервью с Л.Ф. Обуховой (подготовленное для журнала «Символдрама») // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 354–359. DOI: 10.17759/chp.2016120323

Полный текст

Интервью с Л.Ф. Обуховой
(подготовленнное для журнала «Символдрама»)

Уважаемые коллеги! В память о Людмиле Филипповне Обуховой мы публикуем интервью, которое она давала для журнала «Символдрама» № 1—2, 2012.


 

Людмила Филипповна Обухова родилась 22 июля 1938 г., кандидат психол. наук (с 1972 г.), доктор пси- хол. наук (с 1996 г.), профессор (с 1997 г.) МГУ и МГППУ, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета (с 1999 г.), с 1974 г. работает доцентом и с 1997 г. профессором кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ, с 1996 г. действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН), лауреат премии Президента РФ за вклад в разработку деятельностного подхода к развитию психики (1997 г.). Окончила психологическое отделение философского факультета МГУ в 1960 г., аспирантуру в 1965 г. Сотрудник МГУ с 1960 г., эксперт ЮНЕСКО по проблеме «Маленький ребенок и семья» (с 1988 по 1990 гг.), член редколлегии журнала «Вестник Московского университета. Серия «Психология», член ред. коллегии журнала «Психологическая наука и образование».

Работы Л.Ф. Обуховой имеют важнейшее значение для организации научно-исследовательской деятельности в системе дошкольного образования, для решения практических задач по развитию детского мышления, для диагностики уровней развития познавательной деятельности детей.

В сфере фундаментальных теоретико-методологических исследований Л.Ф. Обуховой представлена система возможных интерпретаций психического развития ребенка. Установлены два магистральных пути развития детской психологии, каждый из которых реализует одну из существующих парадигм исследования естественно-научную и культурно­историческую. Сравнительный анализ теорий детского развития позволил вскрыть их преемственность и установить логику процесса формирования научного знания о движущих причинах детского развития.

Л.Ф. Обухова провела детальный анализ учения Ж. Пиаже и подвергла экспериментальному опровержению ряд его положений. Для изучения характерных особенностей детского мышления (феноменов Ж. Пи­аже) она применяла метод планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Л.Ф. Обухова принимала участие во многих исследованиях, посвященных изучению умственного развития детей, влиянию семейных отношений на развитие ребенка. Участвовала в многолетней работе со слепоглухими студентами факультета психологии МГУ. В составе научным коллективом центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца она участвовала в разработке программы дошкольного образования «Истоки», направленной на обогащение (амплификацию) психического развития ребенка и максимальную реализацию возможностей каждого возрастного периода.

Людмила Филипповна не только ученый и педагог, но и прекрасный пропагандист и организатор науки. По ее инициативе, при ее поддержке и участии начиналась и развивается педагогическая и научно­исследовательская работа во многих университетах и педагогических институтах РФ (Архангельск, Нижний Новгород, Сургут, Самара, Дубна и др.).

 
 

Л.Ф. Обуховой опубликовано более 70 научных работ, включая статьи на немецком, английском, французском языках. Основные научные труды: «Этапы развития детского мышления» (1972), «Концепция Ж. Пиаже: за и против» (1981), «Современная американская психология развития» (1986, в соавт.), «Формы и функции подражания в детском возрасте» (1994, в соавт.), «Детская психология: теории, факты, проблемы» (1995), «Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии» (2001), «Возрастная психология: Учебник для вузов» (2006). Под руководством Л.Ф. Обуховой успешно защищено более 30-ти кандидатских диссертаций. Людмила Филипповна — автор фундаментального учебника «Возрастная психология», ставшего уже классическим, по нему учатся многие студенты не только в России, но и в ближнем зарубежье. C 1994 г. учебник выдержал несколько переизданий, новейшее на сегодняшний день: Л.Ф. Обухова «Возрастная психология». — М., Юрайт, 2011.

1.    Почему Вы, как психолог, выбрали специализацию именно по работе с детьми?

В начале моей профессиональной работы (60-е годы прошлого века) психология не была дифференцирована на множество различных направлений, как это имеет место сегодня. Поэтому выбор был невелик: детская, педагогическая, медицинская психология, психофизиология, психология труда. Психологов, работавших в этих сферах, было мало, и все они были настоящими учеными. Сегодня их знает весь мир. А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Б.М. Те- плов, Е.Н. Соколов были моими учителями. Ученым, определившим мой жизненный и профессиональный путь, стал Петр Яковлевич Гальперин. О нем можно сказать — «Учитель из плеяды мудрецов». В то время он был заведующим кафедрой детской психологии.

2.    Чем, на Ваш взгляд, отличается личность психолога, работающего с детьми, от психолога, который работает с взрослыми?

В чем специфика работы с детьми? Любой психолог-профессионал может работать и с детьми, и со взрослыми. Он должен иметь хорошую теоретическую подготовку, уметь видеть, слушать и слышать, быть «приметливым», понимать знаки поведения, на которые люди, не имеющие профессиональной подготовки, обычно не обращают внимания. Различия состоят в психологическом инструментарии, которым должен овладеть специалист. В работе с детьми на ранних этапах онтогенеза (младенческий, ранний, дошкольный, младший школьный возраст) следует использовать понятие «развитие» и направлять процесс так, чтобы он соответствовал возрастной норме; в работе со взрослыми, уже завершившими процесс развития, можно говорить о терапии.

3.    Как Вам кажется, чем современные дети отличаются от детей, которые жили в ХХ веке?

Современным детям не нужно приносить воду, колоть дрова, топить печь, мыть посуду, стирать белье. У них есть компьютеры, мобильные телефоны, электронные книги, игровые приставки, ви­деотренажеры, интерактивные игрушки и многое другое. Их рано учат читать и писать. Несмотря на это изобилие, направленное на стимулирование, ускорение психического развития, современные дети проходят те же самые этапы развития личности, намеченные в периодизациях З. Фрейда, Э. Эриксона, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Никаких существенных преобразований в психическом развитии в новом веке не произошло. Можно заметить лишь некоторые временные колебания в сроках появления тех или иных психологических новообразований.

4.          Каким ребенком были Вы сами?


Людмила Филипповна с мамой

 


Работа над книгой о Ж.Пиаже

 

Шла война; помню сладкий вкус сырой картошки, которую дала мне незнакомая женщина; отца, распухшего от голода; маму, спускающуюся со мной в метро во время бомбежки; плохо одетых людей на улице во время суровой зимы. Не было игрушек и книжек с цветными картинками. Но был патефон, радио, карты, коньки — одна пара на двоих, санки; летом — пионерский лагерь в полуразрушенном монастыре в Волоколамске. Высшее удовольствие — баня и радиопередачи. Мы, дети, много играли вместе в казаки-разбойники, штандер, ножечки, классики, карты. Мы были вместе на улице и были свободны!


С великими учителями

 

В школе были замечательные учителя, почти у всех был любимый учитель. Для меня и моих школьных подруг любимой учительницей была Валентина Александровна Сидорова, которая преподавала русский язык и литературу. Она научила нас писать грамотно и любить русский язык. Наши учителя, в свою очередь, жалели нас как детей войны.

5.          Каким Вы видите счастливое детство?

Не бывает абсолютного, полного счастья, даже в детстве. Главное для ребенка нормально развиваться, проживать полноценно каждый психологический возраст, осуществлять все виды деятельности, свойственные возрасту: играть, рисовать, конструировать, слушать сказки, помогать взрослым в домашней работе, общаться со сверстниками и т. д. В отечественной психологии такое развитие называется амплификацией. Именно амплификация развития необходима для того, чтобы детство было счастливым. Но это не все. Счастливое детство не может быть без родительской любви.

Метрики

Просмотров

Всего: 1600
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1117
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0