Культурно-историческая психология
2012. Том 8. № 2. С. 45–51
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Развитие идей А.Р. Лурии в концепции психологии дизонтогенеза
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Памятные даты
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Зверева Н.В., Рощина И.Ф. Развитие идей А.Р. Лурии в концепции психологии дизонтогенеза // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 2. С. 45–51.
Полный текст
Научные интересы А.Р. Лурии — крупнейшего отечественного психолога ХХ в. — были чрезвычайно широкими. Среди них заметное место занимают проблемы нарушенного психического развития на разных этапах онтогенеза. В данной статье авторы рассматривают базисные понятия, введенные в клиническую (медицинскую) психологию научной школой Л.С. Выготского — А.Р. Лурии — Б.В. Зейгар- ник, применительно к современным проблемам клинической психологии дизонтогенеза.
Как известно, первоначально понятие «дизонто- генез» относилось к нарушениям внутриутробного развития, врожденным аномалиям развития (по Й. Швальбе). Такие нарушения могли затрагивать разные системы организма, среди них опорнодвигательная, эндокринная, нервная. Со второй половины XX в. по настоящее время под дизонтогене- зом понимается нарушение развития с момента зачатия до окончания жизни (М.Ш. Вроно, 1986; В.В. Ковалев, 1995; Н.В. Зверева, И.Ф. Рощина, 2008 и др.) [7; 14; 19]. Это обусловлено тем, что развитие индивида, прежде всего человеческой личности и индивидуальности, продолжается на протяжении всего жизненного пути. Психический дизонтогенез, связанный с нарушениями развития нервной системы и психики, является одним из важнейших типов дизонтогенеза. Он составляет предмет научной и практической деятельности в клинической (медицинской) психологии и связанных с ней отраслях медицины (Г.Е. Сухарева, М.С. Мнухин, В.В. Ковалев, В.М. Башина, Г.К. Ушаков, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, М.М. и Н.Я. Семаго, О.С. Никольская, Ю.В. Микадзе, Т.В. Ахутина, Н.В. Зверева, И.Ф. Рощина, Н.К. Корсакова, М.В. Ермолаева, Н.Ф. Шахматов, Е.В. Макушкин и др.) [2; 3; 10; 14; 19; 23; 24; 25; 31; 34; 37; 41; 42; 47].
Расширенное понимание границ дизонтогенеза (возможно, на протяжении всей жизни человека) предлагалось и детскими психиатрами (М.Ш. Вроно и др.), и клиническими психологами (Н.К. Корсакова) [7; 8; 23]. Авторы предлагают использовать понятие дизонтогенеза как отклонения в психическом развитии на разных возрастных этапах применительно ко всем этапам онтогенеза: детству, подрост- ничеству, юности, зрелости, пожилому и старческому возрасту. Начало нарушения психического развития может приходиться на различные возрастные периоды жизни человека. Дизонтогенез как нарушение развития определенного типа может иметь длительность, равную жизни пациента, а в иных случаях иметь ограниченные хронологические рамки (например, до выздоровления) [13; 14].
История науки показывает, что основное внимание возрастных и клинических психологов, медиков сосредоточено на трех базовых, различных по механизмам, типах дизонтогенеза. Это дизонтогенез задержанного, искаженного и дисгармонического типов, а также их сложные сочетания в детско-подростковом возрасте (В.В. Лебединский, О.П. Юрьева, Г.В. Козловская, О.С. Никольская, Л.Ф. Обухова, М.М. Семаго и др.) [21; 31; 37; 41; 46]. Авторы разрабатывают подход, который с уверенностью позволяет распространить типологию нарушенного развития, созданную для детского возраста В.В. Лебединским, на зрелый и старческий возраст, т. е. на все периоды жизни человека. Психический дизонтогенез отражает гетеро- или асинхронность развития разных сфер психики: психомоторной, познавательной (когнитивной), эмоциональной, мотивационно-личностной.
Психология дизонтогенеза — это одно из развивающихся направлений современной клинической психологии, которое имеет как научные исследования, так и образовательные программы (в МГППУ, РГПУ им. А.И. Герцена и других вузах)[1]. Психология дизонтогенеза имеет тесную связь с клинической и возрастной психологией и в этом смысле также опирается на научное наследие А.Р. Лурии.
Создание этого направления в современной клинической психологии не случайно. В литературе встречаются разные определения дизонтогенеза и его видов. Перечислим некоторые из них: «эмоциональный дизонтогенез» (модель — ранний детский аутизм — В.В. Лебединский, О.С. Никольская), «сексуальный дизонтогенез» (одна из моделей — умственная отсталость, а также нарушения психики в связи с психическими заболеваниями — Е. Мединский, Н.А. Исаев), «когнитивный дизонтогенез» (модель — детская шизофрения — Н.В. Зверева, А.А. Коваль-Зайцев), «депривационный дизонтоге- нез» (модель — дети-сироты и дети без попечения родителей — А.Н. Голик), «дизонтогенез половой идентичности» (модель — делинквенты с сексуальными преступлениями — Л.О. Пережогин), дизон- тогенез в контексте суицидального поведения (модель — разные виды суицидального поведения — В.Ф. Войцех), дизонтогенез в контексте нарушений речевого развития (модель — заикание — Е.И. Баз- дырев), «нейрокогнитивный дизонтогенез» (модель — органическая патология мозга — Л.П. Лассан), «психосоматический дизонтогенез (модель — нарушение развития телесности и психосоматических отношений — В.В. Николаева, Г.А. Арина), «поздний дизонтогенез (модель — патологическое старение — Н.К. Корсакова) [1; 6; 9; 10; 11; 12; 18; 21; 25; 29; 30; 35; 37].
Рассмотрим базисные понятия указанной выше отечественной школы психологии, которые лежат в основе анализа нарушений психической деятельности в психологии дизонтогенеза. Со времен В.М. Бехтерева и других классиков отечественной медицины и психологии качественный анализ нарушения психики является одним из важнейших принципов работы в клинической психологии. Этот принцип был положен А.Р. Лурией в основу анализа структуры нарушений психических функций при создании нейропсихологии. Из работ А.Р. Лурии известно, что в нейропсихологическом исследовании первым этапом синдромного анализа симптомов нарушений (изменений) психических функций является их качественная характеристика. Она с необходимостью предполагает оценку не только результатов деятельности пациента, но и всего процесса его деятельности, тщательный анализ ошибок, который указывает на механизм нарушений психических функций. Для описания структуры дефекта необходимо выявление первичных симптомов, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных симптомов, возникающих по законам системной организации психики. Кроме того, существенной стороной синдромного анализа является оценка компенсаторных механизмов, которые могут наблюдаться в деятельности пациента при клинико-психологическом обследовании, а также выявление как нарушенных, так и сохранных звеньев психики. Важнейшим понятием, введенным А.Р. Лурией в нейропсихологию, стало понятие «нейропсихологический фактор», который одновременно и является компонентом психической деятельности и отражает специфику деятельности определенных мозговых структур. Все вышеуказанные компоненты анализа нарушенной психики представляют собой синдромный нейропсихологический анализ, являющийся основой луриевской нейропсихологической школы [32; 33].
Синдромный анализ нарушений психической деятельности интенсивно развивается и в других направлениях клинической психологии. Необходимо вспомнить работы Ю.Ф. Полякова и его коллег, в которых ставится вопрос об определении понятия «патопсихологический синдром», о необходимости разработки патопсихологических факторов для квалификации специфики нарушений психической деятельности при различных психических заболеваниях. В школе Ю.Ф. Полякова описаны варианты патопсихологического синдрома при шизофрении с выделением факторов, характеризующих структуру дефекта. В начале исследований Ю.Ф. Поляков и его коллеги в качестве одного из патопсихологических факторов указывали на «снижение избирательности психической деятельности» (прежде всего познавательной), которое существенно определяет своеобразие нарушений когнитивной сферы при данном заболевании [39]. В последующих работах сотрудников лаборатории патопсихологии НЦПЗ РАМН под руководством Ю.Ф. Полякова в развитии идеи патопсихологического синдрома при шизофрении был предложен фактор «мотивационно-личностного снижения»[2], который характеризует своеобразие изменений всех сфер психики пациентов. В качестве ведущего компонента (фактора) предлагалось рассматривать потребностно-мотивационную сферу и регуляцию деятельности и поведения. Структура нарушений эмоциональных, волевых характеристик психической деятельности и самосознания связывалась с особенностями потребностно-мотивационной сферы. Выявленный ранее фактор «снижения избирательности познавательной деятельности» рассматривается в контексте снижения уровня ее социальной регуляции, т. е. личностных характеристик при относительной сохранности процессуально-операционных характеристик психической деятельности. Нарушение операциональных (исполнительных) компонентов деятельности — операций, навыков, умений — вторично и зависит от фактора «мотивационно-личностного снижения». В работах последних 15 лет существенным было рассмотрение проблемы регуляции психической деятельности у больных шизофренией. Проведенные В.П. Критской и Т.К. Мелешко исследования, носящие системный характер, привели к формулированию понятия патопсихологического синдрома шизофренического дефекта [26; 27].
Такой подход позволяет рассматривать нарушение психической деятельности при шизофрении в разные возрастные периоды жизни пациентов (детство, подростничество, юность, зрелость, пожилой возраст) [27; 35].
К настоящему времени в клинической патопсихологии существует и другой подход к классификации патопсихологических симптомокомплексов и регистр-синдромов при разных видах психической патологии (И.А. Кудрявцев, В.М. Блейхер) [4]. В этом подходе на первый план выступают клинические параметры этиологии и нозологии расстройств. Такой подход не позволяет полноценно раскрыть специфику психологической структуры и механизмы нарушений психики, что является необходимым содержанием отечественного патопсихологического подхода к психической патологии, который представлен в трудах А.Р. Лурии, Б.В. Зейгарник [16; 17; 32; 33].
Луриевские принципы анализа нарушений развития психики использованы учеником А.Р. Лурии В.В. Лебединским при создании классификации типов дизонтогенеза. В.В. Лебединский опирался на системный анализ нарушений психического развития в детском возрасте и описывал структуру дефекта при разных вариантах аномального развития. Для выделения типов дизонтогенеза им предложены следующие основания (параметры): локализация поражения, время поражения, наличие первичного дефекта и вторичных симптомов, тотальность или пар- циальность поражения ЦНС. Кроме того, В.В. Лебединский, развивая эту типологию, выделяет механизмы дизонтогенеза — отставание в развитии, поломка развития и асинхрония развития [31]. Очевидна перекличка с понятиями «нейропсихологический фактор» А.Р. Лурии (соответственно, отставание, поломка и асинхрония развития) и «нейропсихологический синдром» (собственно типы дизонто- генеза и их сочетания).
Современные исследования в русле психологии дизонтогенеза проводятся в отделе медицинской психологии НЦПЗ РАМН в течение последних 10 лет[3]. Изучались особенности когнитивного развития детей с эндогенной психической патологией, протекающей с аутистическими расстройствами. Исследование А.А. Коваль-Зайцева и Н.В. Зверевой проводилось с помощью современных психометрических и традиционных патопсихологических средств диагностики (методики, разработанные в отделе патопсихологии НЦПЗ РАМН). Выявленные нарушения квалифицировались в терминах видов когнититивного дизонтогенеза, были выделены:
• искаженный вид когнитивного дизонтогенеза;
• дефицитарный вид когнитивного дизонтогенеза;
• регрессивно-дефектирующий вид когнитивного дизонтогенеза.
Дети с эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с расстройствами аутистического спектра, не представляют собой единой группы по уровню когнитивного развития. Современные средства комплексной диагностики позволяют выделить разные виды когнитивного дизонтогенеза у данной категории больных [12; 20].
Анализ динамики когнитивного развития в норме и при эндогенной психической патологии, проведенный А.И. Хромовым и Н.В. Зверевой, показал расхождение линий развития (возрастной динамики) процессов памяти, внимания и мышления в норме и при эндогенной психической патологии у детей и подростков. В норме период развития сменяется небольшой задержкой или регрессом в пубертатном возрасте; при эндогенной психической патологии преимущественно наблюдается поступательный характер динамики (развитие) этих процессов [15; 43].
В отечественной клинической психологии крайне редко встречаются работы, в которых прослеживается динамика вариантов нарушенного психического развития на протяжении всей жизни пациента. Можно отметить несколько из них. Это работа Н.С. Куре- ка по квалификации проявлений регрессии психики при различной психической патологии [28]. В.П. Критская и В.А. Литвак дали оценку динамики когнитивного и личностного дефекта в зависимости от возраста начала болезни и длительности протекания шизофрении [27]. В последние годы Т.К. Ме- лешко и В.П. Критская изучают динамику патопсихологического синдрома при эндогенной патологии, опираясь на опыт лонгитюдного наблюдения, выделяя разные варианты динамики в связи с клиническими параметрами и особенностями когнитивной сферы — полезависимостью или поленезависимос- тью — как характеристиками когнитивного стиля. Исследование психической активности обнаружило мотивационную природу ее снижения у этих больных, что отличает больных шизофренией от больных с другими видами патологии, при которых также отмечается снижение активности, например, при органических заболеваниях ЦНС.
С начала 80-х гг. ХХ в. в рамках отечественной традиции клинической психологии сформировалось новое направление нейропсихологии — нейрогеронтопсихология. Свой вклад в формирование и развитие этого междисциплинарного направления внесли, помимо нейропсихологов, психиатры, физиологи (Ю.Ф. Поляков, Н.К. Корсакова, И.Ф. Рощина, Е.Ю. Балашова, Н.Р. Дыбовская, Н.П. Щербакова, Н.А. Варако, Н.В. Прахт, В.А. Концевой, С.И. Гаврилова, А.В. Медведев, А.Ф. Изнак, Ж.М. Глозман и др.). Анализ и описание структурно-функциональных особенностей познавательной сферы при старении эффективно осуществлялись с использованием концепции А.Р. Лурии о трех структурно-функциональных блоках мозга [32; 33]. Она имеет существенные преимущества перед так называемым нейроког- нитивным подходом, поскольку позволяет рассматривать возрастные изменения в рамках единой методологии и связанным с ней клинико-экспериментальным комплексом оценки состояния высших психических функций.
В нейрогеронтопсихологии применяется нейропсихологический синдромный подход к анализу особенностей познавательной деятельности при нормальном и патологическом старении с использованием структурно-функциональной модели мозга, по А.Р. Лурии. Этот подход позволил выделить и описать структуры четырех вариантов нормального старения («энергетический», «пространственный», «регуляторный» и «смешанный») [25].
В течение последних 20 лет проведены клинико-психологические исследования и описаны нейропсихологические синдромы при различных вариантах патологического старения, а именно при болезни Альцгеймера, смешанной сосудисто-атрофической деменции, сосудистой деменции, при синдроме мягкого когнитивного снижения (МС1). Описанные особенности нормального и патологического старения позволяют формировать стратегии психологической поддержки стареющих людей в зависимости от варианта и структуры когнитивного статуса с применением коррекционных программ (когнитивного тренинга), направленных на оптимизацию когнитивного функционирования в позднем онтогенезе.
Выделение синдрома нормального старения и основных возрастных симптомов, индивидуально-типологических возрастных изменений, дифференциально-диагностический подход к деменциям позднего возраста, а также чрезвычайно перспективное значение концепции А.Р. Лурии о трех блоках мозга для определения структуры и динамики психических функций при усиленном когнитивном снижении (MCI) подтверждает современность и актуальность звучания данной концепции при исследовании позднего онтогенеза.
Сопоставление вариантов аномального развития (дизонтогенеза) на разных возрастных этапах показывает, что в детском возрасте нарушения возникают на фоне незавершенного морфогенеза, при этом патологический фактор в первую очередь «взаимодействует» с потенциальной пластичностью ЦНС. При старении психическая патология, во-первых, соотносится с процессами инволюции в разных системах организма, а во-вторых, проявляется на фоне всего опыта жизни человека, т. е. «взаимодействует» преимущественно с психосоциальной сферой человека. Индивидуальные проявления человека могут выступать на разных уровнях: биологическом, психологическом, социальном. Биопсихосоциальная модель человека дает возможность сочетать анализ разных аспектов индивидуальности в условиях нормального онтогенеза и нарушенного развития. Таким образом, при разных нервно-психических заболеваниях на различных этапах онтогенеза можно наблюдать многообразие соотношений и иерархии компонентов модели психики в их влиянии на проявления нарушений психической сферы. В данном контексте необходимо вспомнить классические работы А.Р. Лурии — «Потерянный и возвращенный мир» и «Маленькая книжка о большой памяти», в которых особое внимание уделено психологическому анализу индивидуальности при описании нарушений психики и осуществлен индивидуальный качественный анализ историй жизни обоих испытуемых.
Базисная теоретическая проблема клинической психологии — вопрос о соотношении развития и распада психики при разных психических нарушениях и органической патологии мозга, разрабатываемая в отечественной традиции школы клинической психологии А.Р. Лурии, Б.В. Зейгарник, в контексте психологии дизонтогенеза дает основание выделять асинхронию развития и асинхронию распада.
Перечисленные в настоящей статье идеи школы А.Р. Лурии имеют высокую креативность, они продолжают плодотворно использоваться в современной клинической психологии дизонтогенеза при изучении традиционных и новых вариантов психической патологии.
[1] В МГППУ по специализации готовят клинических психологов для психологического сопровождения лиц с нарушенным развитием (прежде всего в детском и юношеском возрасте, а также в период зрелости и старения). Возрастная психология дизонтогенеза включает в себя диагностику, квалификацию, коррекционно-реабилитационную работу со взрослыми людьми, имеющими с детства ограниченные возможности или столкнувшимися с подобными ограничениями в ходе жизни (травмы, соматические, неврологические и психические заболевания, стрессовые воздействия, патологическое старение и т. п.). Специалист психолог должен уметь работать в тесном контакте с другими специалистами — медиками, социальными работниками, педагогами.
[2] Этот фактор также выделяется Б.В. Зейгарник при анализе нарушений психической деятельности больных шизофренией [16; 17].
[3] Специализация по психологии дизонтогенеза открыта в МГППУ в 2007 г. (в том числе с опорой на результаты этих исследований).
Литература
- Баздырев Е.И. Особенности психического дизонтогенеза у детей, страдающих заиканием // Материалы II Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». Минск, 3—6 ноября 2003 г. Минск, 2003.
- Башина В.М. Ранняя детская шизофрения (статистика и динамика). 2-е изд. М., 1989.
- Башина В.М., Симашкова Н.В. Систематика форм течения детской шизофрении в свете отдаленного катамнеза // Ж. невр. и психиатр. им. С.С. Корсакова. 1989. Т. 89. Вып. 8 .
- Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. 2-е изд., испр. и доп. М.; Воронеж, 2006.
- Буторин Г.Г. Психические состояния депривационного генеза в структуре школьной дезадаптации: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. Томск, 2004.
- Войцех В.Ф. Суицидальное поведение как вариант дизонтогенеза // Первый национальный конгресс по социальной психиатрии. Психическое здоровье и безопасность в обществе: Научные материалы. Москва, 2—3 декабря 2004 г. М., 2004.
- Вроно М.Ш. Детская шизофрения и дизонтогенез (клинический аспект) // Психиатрия. 2003. № 3.
- Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков (особенности клиники и течения). М., 1971.
- Голик А.Н., Шубина Т.В. Особенности дизонтогений у социальных сирот (клинико-психологические аспекты формирования половозрастной идентификации) // Материалы II Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». Минск, 3—6 ноября 2003 г. Минск, 2003.
- Зверева Н.В. Дисгармоничность как специфический признак когнитивного дизонтогенеза при шизофрении в детском возрасте // «В.М. Бехтерев и современная психология»: Материалы докладов на российской научно-практической конференции. Казанский госуниверситет, 29—30 сентября 2005 г. Казань, 2005.
- Зверева Н.В., Казьмина О.Ю., Каримулина Е.Г. Патопсихология детского и юношеского возраста. М., 2008.
- Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А. Диагностика когнитивного дизонтогенеза при расстройствах шизофренического спектра в детском возрасте // Мир психологии. 2010. № 1.
- Зверева Н.В., Рощина И.Ф. Клиническая психология развития: современные проблемы дизонтогенеза // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения: Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции. Москва, 23 сентября 2011. М., 2011.
- Зверева Н.В., Рощина И.Ф. Проблемы дизонтогенеза в клинической психологии //Культурно-историческая психология. 2008. № 3.
- Зверева Н.В., Хромов А.И. Возрастная динамика мыслительной деятельности детей и подростков с эндогенной психической патологией на примере методик «Малая предметная классификация» и «Конструирование объектов» // Психологическая наука и образование (электронный журнал PSYEDU.ru). 2011. № 4.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1986.
- Зейгарник Б.В. Патология мышления. М., 1962.
- Исаев Н.А. Сексуальный дизонтогенез при психических аномалиях у лиц, совершивших изнасилования // Российский психиатрический журнал. 2002. № 2.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
- Коваль-Зайцев А.А. Виды когнитивного дизонтогенеза у детей, больных эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Спб., 2010.
- Козловская Г.В. Психические нарушения у детей раннего возраста (клиника, эпидемиология и вопросы абилитации) // Автореф. дисс. … д-ра мед. наук. М.,1995.
- Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., 2003.
- Корсакова Н.К. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. М.: Рос. пед. агентство, 1997; М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Корсакова Н.К., Рощина И.Ф. Когнитивные функции при нормальном старении и при болезни Альцгеймера // Нейродегенеративные заболевания. Фундаментальные и прикладные аспекты / Под ред. М.В. Угрюмова. М., 2010.
- Критская В.П., Мелешко Т.К. Патопсихология эндогенных расстройств шизофренического спектра: поиски, решения, перспективы // Диагностика в медицинской психологии: традиции и перспективы. М., 2011.
- Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М., 1991.
- Курек Н.С. Теории развития и регрессии психики. М., 2006.
- Лассан Л.П. Нарушения психических функций в детском возрасте при арахноидальных кистах головного мозга // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». 2008. № 7 (41). URL: http://lesgaft-notes.spb.ru (дата обращения: 25.08.2011).
- Лассан Л.П. Нейрокогнитивный дизонтогенез при органических поражениях головного мозга. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. № 5. URL: http://medpsy.ru.
- Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей и подростков. М., 2011.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1962.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
- Макушкин Е.В. Клинико-эволютивная систематика и судебно-психиатрическое значение дизонтогенетических психических и поведенческих расстройств у подростков: Автореф. дисс. ... д-ра мед. наук. М., 2002.
- Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В. Особенности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией // Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста / Под ред. М.Ш. Вроно. М., 1986.
- Николаева В.В., Арина Г.А. От традиционной психосоматики к психологии телесности // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 3.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М., 1997.
- Пережогин Л.О. Расстройство половой идентичности у подростков-правонарушителей в качестве маркера дизонтогенетических нарушений // Социальные и клинические проблемы сексологии и сексопатологии: Материалы международной конференции. Москва, 2002 г. М., 2002.
- Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятености при шизофрении. М., 1974.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3308
В прошлом месяце: 49
В текущем месяце: 34
Скачиваний
Всего: 1966
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0