Культурно-историческая психология
2006. Том 2. № 2. С. 136–138
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Рецензия В.В. Давыдов «Деятельностная теория мышления»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: теория мыслительной деятельности, деятельностная теория мышления, экспериментальные исследования, Давыдов В.В., методология
Рубрика издания: Критика и библиография
Тип материала: рецензия
Для цитаты: Журкова Е.А. Рецензия В.В. Давыдов «Деятельностная теория мышления» // Культурно-историческая психология. 2006. Том 2. № 2. С. 136–138.
Полный текст
В августе 2005 г. исполнилось бы 75 лет выдающемуся отечественному психологу В. В. Давыдову — одному из ярких представителей деятельностной теории и основателю собственной научной школы. Нетрудно заметить, что издание рецензируемой книги* приурочено именно к этой юбилейной дате.
На первый взгляд издание не отличается новизной — в него включены главы из ранее изданных и хорошо известных монографий В. В. Давыдова («Виды обобщения в обучении», «Теория развивающего обучения», «Проблемы развивающего обучения»), но, так же как в нормальной речи при изменении порядка слов или фраз часто рождается новый смысл, и в данном случае можно рассчитывать, что в результате определенным образом направленной перемены мест слагаемых возникнет эффект смыслопорождения. Вероятно, на этот эффект рассчитывали и составители книги, давшие ей весьма выразительное название, четко обозначившее их собственный творческий замысел — представить текстуальные доказательства существования разработанной В. В. Давыдовым «неклассической» теории мышления, теории, которая непосредственно связана с культурно-исторической теорией и особенно с теорией деятельности, которую сам В. В. Давыдов считал закономерным этапом развития культурно-исторической теории.
Формально можно сказать, что сборник в основном состоит из ранее опубликованных работ В. В. Давыдова, в которых особо подчеркивается деятельностная основа мышления и подробно изложены факты и выводы о закономерностях развития мыслительной деятельности человека. Однако творческая интрига новой книги состоит в том, что эти работы позволяют по-новому взглянуть на идеи выдающегося ученого, получить более цельное представление о его теории и почувствовать логику развития его взглядов относительно основ человеческого мышления, закономерностей его развития и проблем формирования в процессе учебной деятельности. Это становится возможным благодаря тому, что в издании нашли отражение и воззрения В. В. Давыдова на психологическую науку в целом, и логико-теоретические основания его исследований, и экспериментальные исследования условий и механизмов развития мышления, которые легли в основу теоретических и практических разработок.
Необходимо отметить, что помимо известных текстов В. В. Давыдова в издание включены архивные материалы. Это, в частности, расшифровки лекций, прочитанных В.В. Давыдовым для студентов МГУ им. М. В. Ломоносова. В них изложены важные моменты давыдовского понимания человеческого мышления как особого способа деятельности.
Составленная из различных работ, книга имеет как несомненные достоинства, так и недостатки. Главы, параграфы не сопровождены текстологическими и библиографическими ссылками (история написания и публикации того или иного текста, год и место издания, страницы и т. п.). В связи с этим читателям, интересующимся не только логикой, но и историей развития взглядов ученого, будет непросто определить, к какому периоду научной деятельности В. В. Давыдова относятся конкретные материалы и в каком контексте они были изложены самим ученым.
Рассмотрим подробнее структуру и содержание сборника. Составители разделили его на две части. Первая отведена логико-теоретическому контексту исследований В. В. Давыдова, философским истокам деятельностной теории мышления, вторая — экспериментальным исследованиям условий и механизмов развития мышления, проведенным В. В. Давыдовым и его коллегами. Каждая часть включает в себя несколько глав.
Первая глава посвящена характеристическому анализу концептуальных принципов «неклассической» психологии, в котором ученый подчеркивает значение основных понятий культурно-исторической теории для развития современной психологической науки. В главе излагаются взгляды В. В. Давыдова на историю становления и развития научной школы Л. С. Выготского. Основное внимание обращено на неразрывную связь идей Л. С. Выготского и его последователей с фундаментальным понятием деятельности. Ведь именно понятие о «реальной», или социальной, деятельности В.В. Давыдов определяет как источник культурно-исторической теории. Один из разделов первой главы целиком посвящен анализу современного состояния научной школы Л. С. Выготского. Здесь особо подчеркивается методологическая плодотворность свойственного культурно-исторической теории полидисциплинарного подхода в исследованиях (и не только мышления). Перспективы полидисциплинарной теории деятельности В. В. Давыдов прямо связывает с необходимым, по его мнению, объединением возможностей собственно теории деятельности и культурно-исторической теории.
Во второй и третьей главах книги раскрываются философские основания теории мышления В. В. Давыдова и описываются основные ее понятия: взаимосвязь деятельности, идеального и сознания; умственное действие; структура мыслительного акта; акцентируется внимание на понимании мышления как особого способа деятельности. В третьей главе изложены основные положения теории о двух основных типах обобщения — эмпирическом и теоретическом.
В четвертой главе представлена критика В. В. Давыдова эмпирической теории мышления в психологической науке (часть монографии «Виды обобщения в обучении»). Этот подробный анализ взглядов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже на проблему обобщения и образования понятий у детей, проведенный В. В. Давыдовым, стал важным шагом во всей психологической теории мышления.
Пятую главу книги составители посвятили взглядам В. В. Давыдова на вопросы воспитания и обучения. Понимая процессы воспитания и обучения как всеобщую форму развития психики, В. В. Давыдов создал теорию учебной деятельности, которая легла в основу множества практических разработок в области образования.
Вторая часть нового рецензируемого издания посвящена наиболее значительным экспериментальным исследованиям В. В. Давыдова, оказавшим огромное влияние на изучение и понимание условий и механизмов развития мышления. Экспериментальные исследования были очень важны для ученого, ведь для него иметь понятие о чем-то — значит уметь это что-то сделать. Составители книги «Деятельностная теория мышления» отвели для этих исследований достаточно много места, и это представляется очень важным, так как выдающиеся по замыслу и результатам экспериментальные исследования процессов развития мышления, начатые В. В. Давыдовым еще в 60-х гг. XX в., продолжаются последователями его теории и в настоящее время.
На наш взгляд, книга «Деятельностная теория мышления» — это качественно подобранный сборник текстов, дающий достаточно полное представление о системе взглядов В. В. Давыдова относительно методологии и теории мыслительной деятельности, а также педагогической практики, направленной на формирование и развитие этой деятельности. Кроме того, книга позволяет получить цельное представление об основных направлениях научной деятельности выдающегося отечественного психолога. Несомненно, это издание окажется чрезвычайно полезным для аспирантов и студентов психологических и философских факультетов, а также для научных работников, проводящих исследования в области мыслительной деятельности.
* В настоящем номере журнала печатается вторая глава рецензируемой книги — «Определение мышления». Составители и научные редакторы книги — доктор психологических наук, член-корреспондент РАО В.С. Лазарев, кандидат психологических наук Л. В. Берцфаи. Текст был любезно предоставлен Люцией Васильевной Берцфаи.
Литература
- Давыдов В.В. Деятельностная теория мышления. М., 2005.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5376
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 1061
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6