Вестник практической психологии образования
2021. Том 18. № 3. С. 7–9
ISSN: 2658-3100 (online)
К вопросу обоснования системной модели профилактики социальных рисков в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Общая информация
Рубрика издания: От редакции
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Семья Г.В., Иванников В.А., Чиркина Р.В. К вопросу обоснования системной модели профилактики социальных рисков в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 3. С. 7–9. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2021_n3/from_editor (дата обращения: 24.11.2024)
Полный текст
В условиях кризиса современного общества, социально-экономических потрясений, изменения морально-нравственных ценностных установок возросло число семей и детей, находящихся в социально проблемных ситуациях, которые, в свою очередь, обуславливают высокий риск развития различных форм семейного неблагополучия и юридически значимых ситуаций с участием несовершеннолетних и семей, а также являются детерминантами формирования девиантного асоциального, делинквентного и аддиктивного поведения. Дети, оказавшиеся в учреждениях соцзащиты в разном возрасте и в результате разных ситуаций, требуют, с одной стороны, индивидуального сопровождения с учетом их особенностей и проблем, а с другой, нуждаются в том, чтобы вся их среда проживания была приближена к нормальной, в которой все взаимодействия и социальные факторы формируют нормативную социализацию. Высокий уровень социальных рисков в этой целевой группе характеризует и детей, с рождения воспитывающихся в институциональных условиях (отказники), и детей переживших внезапное травматическое расставание, и детей, ранее воспитывающихся в семьях, где родители были лишены родительских прав (по причине жестокого обращения, пренебрежения потребностями детей, отсутствия условий для нормального развития и т.д.). Первые переживают последствия ранней травмы, эмоциональную и социальную депривацию. У них нарушены регуляторные функции, способность формировать эмоциональные и социальные отношения, соблюдать нормы. Дети из дисфункциональных семей в результате постоянного стресса, длительных психотравмирующих воздействий, нарушения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками демонстрируют внутреннюю напряженность, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности, что запускает разные формы контрнормативного поведения и отклоняющегося развития. Проблемы девиантного поведения затрагивают аспекты правового, социального, нравственного, психологического и медицинского характера, что требует системного подхода к их преодолению. Проживание в учреждении, отсутствие или деформация социальных связей с родными и другими значимыми людьми, искусственные условия бытового благополучия одновременно с отсутствием возможностей самостоятельного освоения важных бытовых и социальных навыков также привносят свою лепту в нарушение личностного и социального развития воспитанников. Наиболее проблемным является подростковый возраст, где перечисленные риски умножаются на кризисные состояния, характерные для пубертатного периода. Этот комплекс проблем наклады-вает отпечаток на школьное и профессиональное обучение, на дальнейшую самостоятельную жизнь.
В связи с этим при поддержке Департамента труда и социальной защиты г. Москвы с декабря 2020 по декабрь 2021 года Федерация психологов образования России в партнерстве с МГППУ реализовывали социально значимый проект, целью которого стало создание модели комплексной многоуровневой профилактики негативных социальных явлений, среди которых особо остро выделяется социальная дезадаптация, девиантное поведение, аддикции, правонарушения, агрессивное поведение, побеги.
На протяжении всего года специалисты и преподаватели факультета юридической психологии МГППУ, приглашенные российские и зарубежные эксперты осуществляли обучение волонтеров и специалистов четырех московских организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В программу подготовки вошли методы и технологии, основанные на принципах субъектности и предполагающие активное участие детей в процессе развития их личности и преобразования существующей среды. Командой проекта была разработана и прошла первый этап апробации модель комплексной профилактики девиантного поведения «Экосистема детства», основанная на принципах восстановительного, субъектно-деятельностного подхода с использованием научных достижений юридической психологии и современных технологий управления социальными рисками детства. Проект «Экосистема детства» ставит своей целью создание в центрах содействия семейному воспитания (ЦССВ) замещающей социальной среды (событийной, воспитательной, профилактической, развивающей, реабилитационной), которая обеспечивает воспитанникам условия для развития у них необходимых социальных навыков, навыков управления своим поведением и эмоциями, правосознания, продуктивных копинг-стратегий, самостоятельности, ответственности, инициативности и других качеств, а также для снижения негативных последствий проживания вне семьи. Командой специалистов и студентов-волонтеров на площадках проекта реализуются российские и зарубежные технологии и практики с доказанной эффективностью, направленные на решение задач первичной профилактики (методики формирования навыков нормативного поведения и саморегуляции «Умелый класс», «Сила народной игры» и др.), вторичной профилактики на основе выявленных проблем (восстановительные программы в проблемных и конфликтных ситуациях, медиация сверстников и др.), третичной профилактики зависимости, асоциального, деструктивного поведения (мотивационное интервьюирование, мобильная работа, стритворк, когнитивное реконструирование, менторинг, терапия ПТСР и др.), основанные на вовлечении детей в принятие решений и оценку изменений. Системообразующим звеном работы с детьми группы риска (с химическими аддикциями, склонными к побегам и правонарушениям и т.п.) является синтез технологий кейс-менеджмента и менторинга (координация всех ресурсов и сопровождение ребенка на всех этапах решения его проблем) в сочетании с созданием поддерживающих сообществ с участием волонтерской команды студентов и аспирантов факультета юридической психологии МГППУ. Проект включает исследование эффективности программы в целом и отдельных ее составляющих.
Программа «Экосистема детства» предполагает перенастройку центров содействия семейному воспитанию и других учреждений с институциональным проживанием детей на создание среды, в которой дети, включаясь в различные деятельности и взаимоотношения в рамках внедряемых технологий и практик, становятся субъектами своей жизни, ответственными за свои поступки и решения и обладающими навыками социального взаимодействия и саморазвития.
Модель «Экосистема детства» продолжается как инновационный психолого-педагогический компонент комплексной программы профилактики для учреждений, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы, и в 2022 году.
В 3 и 4 номерах журнала «Вестник практической психологии образования» в рубриках «Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством» и «Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов» представлены статьи, отражающие ключевые направления проекта «Экосистема детства» и результаты исследований, обосновывающих применение системы профилактических практик и технологий.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 497
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 359
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2