О Всероссийском конкурсе лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2020

103

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Для цитаты: Забродин Ю.М., Романова Е.С. О Всероссийском конкурсе лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2020 [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 4. С. 7–12. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2020_n4/introduction (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 

 

 

От редакции

О Всероссийском конкурсе лучших
психолого - педагогических программ и технологий
в образовательной среде - 2020

Ежегодный конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде является практической программой, ориентированной на повышение профессионального уровня и наиболее полную реализацию творческого потенциала психологов образования России и ориентирован на последовательное обогащение опыта разработки и внедрения психолого-педагогических проектов на основе достижений современной науки и современных технологий, а также методов психологической работы.

Рекомендованные по итогам конкурса программы и технологии демонстрируют место и роль коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы педагогов- психологов, а также опыт развития междисциплинарного взаимодействия специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения образования.

Конкурс 2020 года проводился по 8 номинациям, предусматривающим следующие основные направления психолого-педагогической работы в школе.

1.   Программы развития психологической службы — программы и модели организации работы психологической службы в системе образования, обеспечивающие эффективность решения задач совершенствования и развития психолого-педагогической помощи обучающимся и воспитанникам, а также условия для развития профессиональных команд педагогов, педагогов- психологов.

2.   Профилактические психолого-педагогические программы — программы, направленные на профилактику трудностей в обучении, воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении обучающихся, воспитанников (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).

3.   Программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся — программы психолого-педагогической работы с обучающимися, воспитанниками, испытывающими трудности в обучении и развитии (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), направленные на преодоление проблем и компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде.

4.   Программы коррекционно-развивающей работы — программы, направленные на поддержку педагогов и родителей в вопросах организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации; участие в создании инклю­зивной среды образовательной организации; сопровождение процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.

5.   Развивающие психолого-педагогические программы — программы, направленные на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, воспитанников, формирование и развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие кре­ативности (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).

6.  Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы — программы, направленные на формирование психологических знаний по вопросам обучения, воспитания, развития детей, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности обучающихся, воспитанников (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), их родителей (законных представителей) и педагогов, работающих с различными категориями обучающихся.

7.   Технологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса — комплекс методов, способов и форм психолого-педагогической работы по обеспечению благоприятных условий для личностного и профессионального развития участников образовательного процесса, в том числе во взаимодействии с другими специалистами.

8.   Программы индивидуализации педагогической деятельности — программы и технологии реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных маршрутов в зависимости от нозологии, степени ограничений, психофизиологических особенностей, особенностей поведения, способностей и образовательных потребностей, направленные на оказание своевременной квалифицированной помощи обучающимся в преодолении учебных трудностей, а также реабилитационной помощи.

Представленные на конкурс программы в максимальной степени учитывали профессиональный потенциал специалистов, ведущих психолого-педагогическую работу в образовательных организациях, были включены в общий педагогический процесс, содержали показатели и критерии оценки развития обучающихся.

Сравнительный анализ по количеству поданных заявок в 2019 и 2020 годах представлен на рис. 1. Как следует из сравнительных данных, общее количество поданных на конкурс в 2019 и 2020 годах примерно одинаково. При этом общая тенденция для конкурсов следующих годов должна быть связана с нарастанием этого количества.


Рис. 1. Количество поданных заявок по номинациям

В конкурсе приняли участие 35 субъектов Российской Федерации (рис. 2). В сравнении с участниками конкурса 2019 года добавились 14 новых регионов (при этом 14 регионов из предыдущего конкурса не участвовали). Представленные на рисунке данные свидетельствуют о больших резервах в развитии и внедрении наиболее эффективных подходов в организации психолого­педагогической практики из разных регионов.

 

Рис. 2. Представленность субъектов РФ среди участников конкурса

На рис. 3 представлен процент победителей и лауреатов по номинациям. Как следует из представленных данных, до 60% всех работ практически полностью соответствовали требованиям, предъявляемым к конкурсным работам. Различия в результатах измерялись единицами баллов. Вторая группа работ (около 40%), не ставших победителями или лауреатами, заметно отличалась от первой в основном за счет индивидуальных особенностей в неполном выполнении заданных требований. Эти частные аспекты работ, не позволившие набрать высокий суммарный балл, чаще всего связаны с временным фактором в подготовке конкурсной заявки и не затрагивают профессиональных возможностей авторов работ.

Рис. 3. Процент победителей и лауреатов по номинациям

По итогам экспертной оценки можно отметить следующее.

Достоинством большинства программ является тщательная научная и практическая разработка сценариев, методического обеспечения и критериев оценки эффективности.

Почти половина программ прямо или косвенно обращены на помощь детям и подросткам с ОВЗ, в том числе на совместную работу с детьми с нормальным развитием, а также с родителями и членами семьи. Ряд программ предполагает включение детей с ОВЗ в социальную среду, расширение их контактов со сверстниками.

В новых условиях, связанных с пандемией, появились программы, рассчитанные на дистанционное обучение. Это значительно расширяет аудиторию. Также некоторые программы используют Интернет для выдачи домашних заданий, организации самостоятельной работы участников. Но эти возможности используются явно недостаточно.

На конкурсе была представлена новая номинация — ориентированная на разработку программ индивидуализации педагогической деятельности. Несмотря на то, что пока было всего 2 работы с подобным содержанием, имеется потенциал разработки программ индивидуализированной психолого-педагогической помощи с учетом всех психофизиологических и личностных особенностей участников программ.

В ряде программ недостаточно внимания уделялось современному информационному и методическому обеспечению, вне связи с целями и задачами конкретной программы.

В контексте дальнейшего развития психолого-педагогической работы можно выделить следующие направления:

• совершенствование методического обеспечения (научно-методического и нормативно­правового обеспечения) программы или технологии;

•           развитие системного подхода в выборе перечня и описания программных мероприятий, функциональных модулей, дидактических разделов учебно-тематических планов и т.д. (в зависимости от вида программы);

•           усиление профессиональных сфер ответственности, основных обязанностей участников реализации программы (технологии) (специалистов, детей, родителей, педагогов);

•           повышение научной обоснованности выбираемых критериев оценки достижения планируемых результатов.

Теоретическую и практическую составляющие психолого-педагогической работы в образовательных организациях целесообразно строить с учетом следующих системообразующих психологических компонентов организации этой работы.

1.  Целостность, непрерывность, преемственность воспитательно-образовательного процесса.

Психологическая работа, обеспечивающая развитие обучающихся, предусматривает непрерывный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с преодолением психологических кризисов, приводящих к качественным психологическим изменениям личности. Психологические новообразования предопределяют обязательные формы и содержание работы с детьми на пути приобретения ими новых социальных качеств и свойств личности.

2.  Целенаправленное формирование личности обучающихся через общение и совместную деятельность

Психологическая практика направлена на проведение специально организованных тематических занятий, ориентированных на развитие внутренней психической деятельности обучающегося, при которых передаваемый взрослым опыт из социальной среды вращивается в структуры школьника, обеспечивая построение его внутренней целостной картины мира и понимания себя в нем. При этом социальные правила поведения становятся индивидуальными. У школьника формируется понимание позитивного и негативного поведения. Переход к позитивному мировосприятию способствует снятию эмоциональной напряжении у детей. Такая целенаправленная деятельность взрослых с усложняющимися занятиями для детей и подростков позволяет обучающемуся эффективно осваивать сложную социальную практику окружающего мира.

3.   Социализация школьников на основе их самореализации в разных формах деятельности.

Среда обучения и воспитания в школе опирается на ведущую для соответствующего возраста деятельность, обеспечивающую необходимые эмоциональные впечатления и переживания, связанные с формирующейся мировоззренческой ориентацией во внешнем социальном и внутреннем психологическом пространствах.

4.   Системная организация психологической развивающей работы со школьниками.

А) Система мероприятий совместной творческой деятельности педагогов и школьников. Должны использоваться инновационные формы работы педагогического коллектива: семинары- практикумы разной направленности, организация игр, конкурсов, экскурсий. Инновационные формы работы с детьми и подростками: тематические занятия; специальные групповые творческие занятия на раскрытие и коррекцию индивидуальных особенностей детей; специальные психо­разгрузочные и творчески организующие детей мероприятия. Инновационные формы взаимодействия с родителями: групповые занятия, затрагивающие разные аспекты работы с детьми; совместные семейные мероприятия.

Б) Система внутригруппового взаимодействия школьников в инклюзивной среде. Успешность социально-психологической адаптации дошкольников в инклюзивной группе в значительной степени обусловлена подбором совместных игр, упражнений и тренинговых занятий и ответственным отношением значимых взрослых (родителей и педагогов) к инклюзивному образованию, цель которых создание позитивного эмоционального настроя и установление спокойной доверительной атмосферы.

Предлагаемые системообразующие психологические компоненты предопределяют основные психолого-педагогические задачи для специалистов в их работе со школьниками:

•           повышение профессионального уровня в овладении современными психолого­педагогическим образовательными технологиями;

•           развитие социально-психологических умений, включающих в себя различные коммуникативные навыки;

•           освоение разных способов решения кризисных, конфликтных ситуаций, развитие конфлик­тологической компетентности;

•           развитие стрессоустойчивости, профилактика профессионального выгорания;

•           изучение и использование на практике знаний и умений в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Практическое значение рассматриваемых психологических компонентов предопределяется тем, что они позволяют контролировать и регулировать структурную организацию всей современной практики работы со школьниками. Использование разнообразных психологических инструментов полноценного развития обучающихся, специфичных для каждого компонента, позволяет по каждому компоненту определить значимые ориентиры и показатели эффективности воспитательной и образовательной работы в школе и осуществлять объективную экспертизу эффективности существующих и новых проектов психолого-педагогической работы с обучающимися.

Юрий Михайлович Забродин, Евгения Сергеевна Романова, сопредседатели экспертной комиссии «Психолого-педагогические программы и технологии» общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»

Информация об авторах

Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор, советник при ректорате, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8899-5572, e-mail: zabrodin_yuri@mail.ru

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии, социологии и социальных отношений, заведующая кафедрой общей и практической психологии, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9032-6869, e-mail: romanovaes@mgpu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 448
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 103
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0