Вестник практической психологии образования
2020. Том 17. № 4. С. 31–39
doi:10.17759/bppe.2020170403
ISSN: 2658-3100 (online)
Профилактическая психолого-педагогическая программа «Я — пятиклассник»
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170403
Для цитаты: Гобаева И.Р., Гусова З.Х., Соболева О.О. Профилактическая психолого-педагогическая программа «Я — пятиклассник» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 4. С. 31–39. DOI: 10.17759/bppe.2020170403
Полный текст
Описание целей и задач программы
Цель программы:
• создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения;
• поддержать и развить в детях интерес к знаниям;
• помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями, а также сформировать у обучающихся мотивацию и навыки саморазвития и самовоспитания.
Задачи программы.
Обучающие:
• помощь обучающимся в овладении психологическими знаниями, способствующими личностному росту;
• содействие в овладении средствами эффективной межличностной коммуникации;
• обучение основным способам саморегуляции и самоорганизации.
Развивающие:
• обучение воспитанников приемам самостоятельной и коллективной работы;
• развитие памяти, внимания, творческого мышления;
• развитие эмоциональной сферы личности;
• содействие снятию внутренней психоэмоциональной напряженности, повышению уверенности обучающихся в себе, формированию позитивной самооценки.
Воспитательные:
• формирование общей культуры личности, способной адаптироваться в современном обществе;
• формирование способности к рефлексии и самоконтролю;
• воспитание толерантности и гуманизма.
Возраст детей, участвующих в реализации программы и состав группы.
Профилактическая психолого-педагогическая программа «Я — пятиклассник» рассчитана на контингент обучающихся 11-12 лет. Занятия по программе проводятся в малых группах. Количество обучающихся в группе — 15 человек.
Особенности детей младшего подросткового возраста: в возрасте 11-12 лет ребенок уже способен воспринимать сложные категории и соотносить научные теоретические знания с собственным опытом, рефлексировать. Кроме того, общий интерес к человеку и его отношениям, характерный для подростков, обеспечит необходимый уровень мотивации обучающихся.
У подростка 11-12 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означают, что ребенок ленив, слаб интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой.
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в учебной деятельности младшего подростка:
• замедляется темп деятельности (школьнику теперь требуется больше времени на выполнение определенной работы, в том числе и на выполнение домашнего задания);
• дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания;
• иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.
Важно своевременно определить причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении, общении, и помочь ему преодолеть их. Основой обучения является изучение личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на занятии, выявление интересов учащихся и помощь в их развитии, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе. Овладение психологическими знаниями помогает младшим подросткам компенсировать ограниченность жизненного опыта. Общение и обретение коммуникативных умений расширяет возможности подростка для эффективного решения проблем, возникающих в его повседневной жизни.
Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний. Группы формируются с учетом интересов и потребностей детей. Для обучающихся предусматривается дифференцированный подход при определении индивидуального образовательного маршрута и назначении учебных заданий в процессе обучения.
В составлении программы соблюдались следующие требования
В процессе реализации программы используются разнообразные формы и методы занятий: беседа, дискуссии, ролевые игры, показ видеоматериалов, тренинг, наблюдение, проигрывание ситуаций, проработка научно-популярных текстов, метафорические истории и притчи, моделирование образцов поведения.
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся, позволяет избежать переутомления, повышает эффективность усвоения материала и содействует формированию необходимых навыков.
Условия проведения.
Для занятий необходим учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям для занятий группы из 15 человек. Достаточно просторное помещение, в котором есть возможность:
• всем участникам занятия сесть в один круг;
• работать в 2-3 группах, не мешая друг другу;
• свободно передвигаться, выполняя игровые упражнения.
Желательно в помещении иметь 2-3 стола, магнитную доску, а также технику для просмотра видеоматериалов.
Этапы реализации программы
Программа включает в себя несколько этапов.
I. Организационный. Вводное занятие с детьми, ориентированное на создание группы.
II. Первичная диагностика (тест школьной тревожности Филлипса и наблюдение).
III. Деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий. Состоит из 2-х частей: теория и практика).
IV. Заключительная диагностика (анализ и подведение итогов проведенной работы, разработка рекомендаций).
Содержание программы
I. Организационный этап.
Вводное занятие с детьми. На занятии дети проходят инструктаж по противопожарной безопасности, знакомятся с учебными задачами и принимают групповые правила. На занятии создается доброжелательная обстановка и атмосфера поддержки в группе.
II. Диагностический этап.
Проведение теста школьной тревожности Филлипса.
Цель: определение уровня школьной тревожности.
III. Деятельностный этап.
Каждое занятие состоит из 2-х частей: теоретической и практической.
Теоретическая часть направлена на:
• формирование групповой сплоченности;
• осознание необходимости развития качеств для дружбы;
• формирование понятий о разных видах поведения: уверенном, неуверенном, грубом, агрессивном;
• формирование умений находить общий язык с любым собеседником и установление закономерностей контакта;
• формирование навыка определения состояния другого человека;
• формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознание критериев оценки;
• формирование представлений о конфликте, стилях поведения человека в конфликте;
• знакомство со стратегиями и правилами поведения в конфликтах;
• формирование навыков успешного разрешения конфликтной ситуации и предупреждения конфликтов;
• осмысление личных целей на период обучения в пятом классе.
Практическая часть направлена на:
• формирование навыков взаимодействия в группе, повышение самооценки у детей;
• выработку стратегий и правил поведения в разных школьных ситуациях;
• развитие коммуникативных навыков, способствующих самораскрытию и эмпатии у детей;
• развитие навыков совместной деятельности;
• осознание школьных страхов и способов их преодоления;
• коррекцию мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях;
• формирование навыков принятия собственных негативных эмоций, умения адекватно воспринимать замечания;
• развитие навыков эмпатии и рефлексии.
IV. Заключительная диагностика.
Диагностика проводится по тесту школьной тревожности Филлипса для определения динамики изменений показателей: общей школьной тревожности, переживания социального стресса, фрустрации достижения успеха, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, физической сопротивляемости стрессу, страхов в отношениях с учителями. Осуществляется анализ проведенной работы, разрабатываются рекомендации для родителей и учителей.
Формы аттестации и оценочные материалы
№ |
Раздел |
Формы занятий |
Методы |
Дидактический материал и ТСО |
Форма подведения итогов |
1. |
Создание группы |
Вводное занятие |
Беседа, игра |
Доска или фланелеграф |
«Устав» группы |
2. |
Здравствуй, пятый класс! |
Занятие-игра, мастерская, практическая работа |
мини-лекция, тренинг, беседа, самодиагностика, игра |
Литература по теме, ПК, диагностические методики |
«Устав» группы, тренинг, обратная связь |
3. |
Находим друзей |
Лекция, занятие-игра, практическая работа |
мини-лекция, тренинг, беседа, самодиагностика, проигрывание ситуаций, игра |
Литература по теме, ПК, диагностические методики, аксессуары для театрализации |
Результаты диагностики, творческий проект |
4. |
Узнай свою школу |
Занятие-игра, лекция, практическая работа |
мини-лекция, тренинг, беседа, игра |
Литература по теме, ПК |
Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь |
5. |
Что поможет мне учиться |
Занятие-игра, лекция, практическая работа |
мини-лекция, тренинг, беседа, самодиагностика, игра |
Литература по теме, ПК |
Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь |
6. |
Легко ли быть учеником? |
Занятие-игра, лекция, практическая работа, дискуссия |
мини-лекция, тренинг, беседа, самодиагностика, проигрывание ситуаций, игра |
Литература по теме, ПК, диагностические методики, аксессуары для театрализации |
Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь |
7. |
Чего я боюсь |
Занятие-игра, лекция, практическая работа, дискуссия |
мини-лекция, тренинг, беседа, проигрывание ситуаций, игра |
Литература по теме, ПК, |
Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь |
8. |
Трудно ли быть настоящим учителем |
Занятие-игра, лекция, практическая работа, дискуссия, |
мини-лекция, тренинг, беседа, самодиагностика, проигрывание ситуаций, игра |
Литература по теме, ПК, диагностические методики, аксессуары для театрализации |
Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь |
9. |
Трудно ли быть настоящим учителем (продолжение) |
Занятие-игра, лекция, практическая работа, дискуссия, |
мини-лекция, тренинг, беседа, самодиагностика, игра |
Литература по теме, ПК, аксессуары для театрализации |
Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь |
10. |
Конфликт или взаимодействие |
Занятие-игра, лекция, практическая работа, дискуссия |
мини-лекция, тренинг, беседа, проигрывание ситуаций, игра |
Литература по теме, ПК, аксессуары для театрализации |
Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь, творческий проект |
11. |
Работа с негативными переживаниями |
Занятие-игра, лекция, практическая работа, дискуссия |
мини-лекция, тренинг, беседа, самодиагностика, игра |
Литература по теме, ПК, диагностические методики |
Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь |
12. |
Ставим цели |
Занятие-игра, практическая работа, дискуссия, круглый стол |
мини-лекция, тренинг, беседа, самодиагностика, игра |
Литература по теме, ПК, диагностические методики |
Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь, анкета |
Планируемые результаты
К концу обучения по программе обучающиеся:
• будут знать правила эффективного общения в семье, коллективе;
• будут иметь представление о социальных и коммуникативных умениях, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы;
• будут знать правила предупреждения и разрешения конфликтов;
• будут знать способы развития позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижения уровня школьной тревожности.
К концу обучения по программе обучающиеся будут уметь:
• использовать средства коммуникации и знания правил эффективного общения в деятельности и в построении отношений;
• использовать средства развития для самоконтроля и устойчивой самооценки;
• конструктивно вести себя в конфликтной ситуации.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
Качественные: изменение в установках и поведении участников в результате реализации программы, оценка влияния программы на подростков и родителей. Отзывы родителей, педагогов о видимых изменениях в поведении учащихся.
Количественные: результаты входящего и итогового анкетирования.
На занятиях были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации: умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
навыки уверенного поведения;
навыки совместной (коллективной) деятельности;
навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
навыки самоподдержки;
навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Литература
- Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995. 400 с.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2000. 304 с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 2003. 512 с.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб: АО Сфера, 1994. 158 с.
- Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб: Питер, 2006. 160 с.
- Ефимова Н.С. Психология взаимопонимания. СПб: Питер, 2004. 192 с.
- Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс. М.: Генезис, 2003. 122 с.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб: Питер, 2004. 528 с.
- Прихожан А.М. Программа развития способностей к самопознанию и уверенности в себе у детей 10–12 лет // Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М.: Академия, 1998. 128 с.
- Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. Киров: Энеом, 1991. 298 с.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж, 2000. 304 с.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2002. 336 с.
- Хрестоматия по возрастной психологии. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1996. 304 с.
- Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге: 220 упражнений для развития способностей. СПб: Речь, 2000. 256 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 512
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 269
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4