Профилактическая психолого-педагогическая программа «Я — пятиклассник»

269

Аннотация

Программа «Я — пятиклассник» является одной из основных программ, реализуемых сегодня в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр диагностики и консультирования “Доверие”» для детей г. Владикавказа в возрасте 11–12 лет. Данная программа разработана и модифицирована на основе Методических рекомендаций для педагогов-психологов образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, испытывающими трудности в обучении, воспитании и социализации. Имеет профилактическую психолого-педагогическую направленность. Программа направлена на создание необходимых условий для личностного развития, адаптации к постоянно изменяющимся условиям, укрепления психологического здоровья, формирования у школьников навыков XXI века. Программа «Я — пятиклассник» реализуется в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года с учетом менталитета и региона республики. Предлагаемая программа основывается на работах отечественных психологов, занимающихся проблемами межличностных отношений, адаптации детей младшего школьного возраста. Курс данной программы строится с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и способствует достижению целей образования через овладение обучающимися универсальными учебными действиями. Одной из ведущих задач психолого-педагогического сопровождения является создание условий для свободного развития личности, расширение образовательного пространства для предоставления детям возможности обретения разнообразного социального опыта, формирования необходимых в быстро меняющемся мире социальных навыков, саморазвития и самоопределения. Данная программа предполагает целый комплекс психопрофилактических мер, которые направлены не только на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности учащегося, но и на восстановление его социального статуса в коллективе сверстников.

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170403

Для цитаты: Гобаева И.Р., Гусова З.Х., Соболева О.О. Профилактическая психолого-педагогическая программа «Я — пятиклассник» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 4. С. 31–39. DOI: 10.17759/bppe.2020170403

Полный текст

 

 

Описание целей и задач программы

Цель программы:

•           создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения;

•           поддержать и развить в детях интерес к знаниям;

•           помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями, а также сформировать у обучающихся мотивацию и навыки саморазвития и самовоспитания.

Задачи программы.

Обучающие:

•           помощь обучающимся в овладении психологическими знаниями, способствующими личностному росту;

•           содействие в овладении средствами эффективной межличностной коммуникации;

•           обучение основным способам саморегуляции и самоорганизации.

Развивающие:

•           обучение воспитанников приемам самостоятельной и коллективной работы;

•           развитие памяти, внимания, творческого мышления;

•           развитие эмоциональной сферы личности;

•           содействие снятию внутренней психоэмоциональной напряженности, повышению уверенности обучающихся в себе, формированию позитивной самооценки.

Воспитательные:

•           формирование общей культуры личности, способной адаптироваться в современном обществе;

•           формирование способности к рефлексии и самоконтролю;

•           воспитание толерантности и гуманизма.

Возраст детей, участвующих в реализации программы и состав группы.

Профилактическая психолого-педагогическая программа «Я — пятиклассник» рассчитана на контингент обучающихся 11-12 лет. Занятия по программе проводятся в малых группах. Количество обучающихся в группе — 15 человек.

Особенности детей младшего подросткового возраста: в возрасте 11-12 лет ребенок уже способен воспринимать сложные категории и соотносить научные теоретические знания с собственным опытом, рефлексировать. Кроме того, общий интерес к человеку и его отношениям, характерный для подростков, обеспечит необходимый уровень мотивации обучающихся.

У подростка 11-12 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означают, что ребенок ленив, слаб интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой.

В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в учебной деятельности младшего подростка:

•           замедляется темп деятельности (школьнику теперь требуется больше времени на выполнение определенной работы, в том числе и на выполнение домашнего задания);

•           дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания;

•           иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.

Важно своевременно определить причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении, общении, и помочь ему преодолеть их. Основой обучения является изучение личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на занятии, выявление интересов учащихся и помощь в их развитии, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе. Овладение психологическими знаниями помогает младшим подросткам компенсировать ограниченность жизненного опыта. Общение и обретение коммуникативных умений расширяет возможности подростка для эффективного решения проблем, возникающих в его повседневной жизни.

Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний. Группы формируются с учетом интересов и потребностей детей. Для обучающихся предусматривается дифференцированный подход при определении индивидуального образовательного маршрута и назначении учебных заданий в процессе обучения.

В составлении программы соблюдались следующие требования

В процессе реализации программы используются разнообразные формы и методы занятий: беседа, дискуссии, ролевые игры, показ видеоматериалов, тренинг, наблюдение, проигрывание ситуаций, проработка научно-популярных текстов, метафорические истории и притчи, моделирование образцов поведения.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся, позволяет избежать переутомления, повышает эффективность усвоения материала и содействует формированию необходимых навыков.

Условия проведения.

Для занятий необходим учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям для занятий группы из 15 человек. Достаточно просторное помещение, в котором есть возможность:

•           всем участникам занятия сесть в один круг;

•           работать в 2-3 группах, не мешая друг другу;

•           свободно передвигаться, выполняя игровые упражнения.

Желательно в помещении иметь 2-3 стола, магнитную доску, а также технику для просмотра видеоматериалов.

Этапы реализации программы

Программа включает в себя несколько этапов.

I.    Организационный. Вводное занятие с детьми, ориентированное на создание группы.

II.    Первичная диагностика (тест школьной тревожности Филлипса и наблюдение).

III.    Деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий. Состоит из 2-х частей: теория и практика).

IV.    Заключительная диагностика (анализ и подведение итогов проведенной работы, разработка рекомендаций).

Содержание программы

I.    Организационный этап.

Вводное занятие с детьми. На занятии дети проходят инструктаж по противопожарной безопасности, знакомятся с учебными задачами и принимают групповые правила. На занятии создается доброжелательная обстановка и атмосфера поддержки в группе.

II.    Диагностический этап.

Проведение теста школьной тревожности Филлипса.

Цель: определение уровня школьной тревожности.

III.    Деятельностный этап.

Каждое занятие состоит из 2-х частей: теоретической и практической.

Теоретическая часть направлена на:

•           формирование групповой сплоченности;

•           осознание необходимости развития качеств для дружбы;

•           формирование понятий о разных видах поведения: уверенном, неуверенном, грубом, агрессивном;

•           формирование умений находить общий язык с любым собеседником и установление закономерностей контакта;

•           формирование навыка определения состояния другого человека;

•           формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознание критериев оценки;

•           формирование представлений о конфликте, стилях поведения человека в конфликте;

•           знакомство со стратегиями и правилами поведения в конфликтах;

•           формирование навыков успешного разрешения конфликтной ситуации и предупреждения конфликтов;

•            осмысление личных целей на период обучения в пятом классе.

Практическая часть направлена на:

•           формирование навыков взаимодействия в группе, повышение самооценки у детей;

•           выработку стратегий и правил поведения в разных школьных ситуациях;

•           развитие коммуникативных навыков, способствующих самораскрытию и эмпатии у детей;

•           развитие навыков совместной деятельности;

•           осознание школьных страхов и способов их преодоления;

•           коррекцию мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях;

•           формирование навыков принятия собственных негативных эмоций, умения адекватно воспринимать замечания;

•           развитие навыков эмпатии и рефлексии.

 

IV.    Заключительная диагностика.

Диагностика проводится по тесту школьной тревожности Филлипса для определения динамики изменений показателей: общей школьной тревожности, переживания социального стресса, фрустрации достижения успеха, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, физической сопротивляемости стрессу, страхов в отношениях с учителями. Осуществляется анализ проведенной работы, разрабатываются рекомендации для родителей и учителей.

Формы аттестации и оценочные материалы

Раздел

Формы занятий

Методы

Дидактический материал и ТСО

Форма подведения итогов

1.

Создание группы

Вводное занятие

Беседа, игра

Доска или фланелеграф

«Устав» группы

2.

Здравствуй, пятый класс!

Занятие-игра, мастерская, практическая работа

мини-лекция, тренинг, беседа, самодиагностика, игра

Литература по теме, ПК, диагностические методики

«Устав» группы, тренинг, обратная связь

3.

Находим друзей

Лекция, занятие-игра, практическая работа

мини-лекция, тренинг, беседа, самодиагностика, проигрывание ситуаций, игра

Литература по теме, ПК, диагностические методики, аксессуары для театрализации

Результаты диагностики, творческий проект

4.

Узнай свою школу

Занятие-игра, лекция, практическая работа

мини-лекция, тренинг, беседа, игра

Литература по теме, ПК

Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь

5.

Что поможет мне учиться

Занятие-игра, лекция, практическая работа

мини-лекция, тренинг, беседа, самодиагностика, игра

Литература по теме, ПК

Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь

6.

Легко ли быть учеником?

Занятие-игра, лекция, практическая работа, дискуссия

мини-лекция, тренинг, беседа, самодиагностика, проигрывание ситуаций, игра

Литература по теме, ПК, диагностические методики, аксессуары для театрализации

Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь

7.

Чего я боюсь

Занятие-игра, лекция, практическая работа, дискуссия

мини-лекция, тренинг, беседа, проигрывание ситуаций, игра

Литература по теме, ПК,

Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь

8.

Трудно ли быть настоящим учителем

Занятие-игра, лекция, практическая работа, дискуссия,

мини-лекция, тренинг, беседа, самодиагностика, проигрывание ситуаций, игра

Литература по теме, ПК, диагностические методики, аксессуары для театрализации

Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь

9.

Трудно ли быть настоящим учителем (продолжение)

Занятие-игра, лекция, практическая работа, дискуссия,

мини-лекция, тренинг, беседа, самодиагностика, игра

Литература по теме, ПК, аксессуары для театрализации

Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь

10.

Конфликт или взаимодействие

Занятие-игра, лекция, практическая работа, дискуссия

мини-лекция, тренинг, беседа, проигрывание ситуаций, игра

Литература по теме, ПК, аксессуары для театрализации

Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь, творческий проект

11.

Работа с негативными переживаниями

Занятие-игра, лекция, практическая работа, дискуссия

мини-лекция, тренинг, беседа, самодиагностика, игра

Литература по теме, ПК, диагностические методики

Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь

12.

Ставим цели

Занятие-игра, практическая работа, дискуссия, круглый стол

мини-лекция, тренинг, беседа, самодиагностика, игра

Литература по теме, ПК, диагностические методики

Результаты наблюдения, тренинг, обратная связь, анкета

 

Планируемые результаты

К концу обучения по программе обучающиеся:

•           будут знать правила эффективного общения в семье, коллективе;

•           будут иметь представление о социальных и коммуникативных умениях, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы;

•           будут знать правила предупреждения и разрешения конфликтов;

•           будут знать способы развития позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижения уровня школьной тревожности.

К концу обучения по программе обучающиеся будут уметь:

•           использовать средства коммуникации и знания правил эффективного общения в деятельности и в построении отношений;

•           использовать средства развития для самоконтроля и устойчивой самооценки;

•           конструктивно вести себя в конфликтной ситуации.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

Качественные: изменение в установках и поведении участников в результате реализации программы, оценка влияния программы на подростков и родителей. Отзывы родителей, педагогов о видимых изменениях в поведении учащихся.

Количественные: результаты входящего и итогового анкетирования.

На занятиях были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации: умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

навыки уверенного поведения;

навыки совместной (коллективной) деятельности;

навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

навыки самоподдержки;

навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

 

Литература

  1. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995. 400 с.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2000. 304 с.
  3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 2003. 512 с.
  4. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб: АО Сфера, 1994. 158 с.
  5. Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб: Питер, 2006. 160 с.
  6. Ефимова Н.С. Психология взаимопонимания. СПб: Питер, 2004. 192 с.
  7. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс. М.: Генезис, 2003. 122 с.
  8. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб: Питер, 2004. 528 с.
  9. Прихожан А.М. Программа развития способностей к самопознанию и уверенности в себе у детей 10–12 лет // Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М.: Академия, 1998. 128 с.
  10. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. Киров: Энеом, 1991. 298 с.
  11. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж, 2000. 304 с.
  12. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2002. 336 с.
  13. Хрестоматия по возрастной психологии. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1996. 304 с.
  14. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге: 220 упражнений для развития способностей. СПб: Речь, 2000. 256 с.

Информация об авторах

Гобаева Илона Робертовна, педагог-психолог, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи центр диагностики и консультирования «Доверие», Владикавказ, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9437-3454, e-mail: ilka08@mail.ru

Гусова Залина Хаджимуратовна, заместитель директора по консультативной работе, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи центр диагностики и консультирования «Доверие» (МАУДО психологический центрдиагностики и консультирования «Доверие»), Владикавказ, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1488-7859, e-mail: gusova.z@yandex.ru

Соболева Оксана Ониковна, педагог-психолог, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи центр диагностикии консультирования «Доверие» (МАУДО психологический центр диагностики и консультирования «Доверие»), Владикавказ, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0434-0005, e-mail: osad1979@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 512
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 269
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4