Вестник практической психологии образования
2020. Том 17. № 1. С. 101–105
doi:10.17759/bppe.2020170113
ISSN: 2658-3100 (online)
Методические рекомендации экспертов Федерации психологов образования России по вопросам организации дистанционного режима обучения
Общая информация
Рубрика издания: Приложения
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170113
Для цитаты: Методические рекомендации экспертов Федерации психологов образования России по вопросам организации дистанционного режима обучения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. С. 101–105. DOI: 10.17759/bppe.2020170113
Полный текст
Предложения по психолого - педагогическому сопровождению
образовательного процесса в условиях дистанционного режима обучения[1]
В связи с постепенным введением карантина из-за распространения коронавирусной инфекции большое значение имеет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях дистанционного режима обучения, при организации которого особое внимание необходимо уделить оказанию психологической помощи и поддержки семьям с детьми.
Изменение режима образования предполагает выстраивание алгоритма организации взаимодействия педагогических работников и педагогов-психологов с обучающимися и их родителями (законными представителями), предусматривающего:
• установление и поддержание контактов педагога-психолога с членами семей, педагогическими работниками и администрацией образовательных организаций (в том числе проведение опроса и установочного совещания по организации психолого-педагогической поддержки образования в условиях дистанционного режима обучения и распространения коронавируса);
• проведение консультаций и мероприятий просветительского, методического, организационного характера, в том числе по проблемам организации учебной деятельности и досуга в домашних условиях, повышения мотивации обучающихся к участию в дистанционных занятиях, повышения адаптации субъектов образовательного процесса к новым условиям обучения, применения педагогических технологий, способствующих повышению эффективности удаленных форм учебных занятий.
Создание единой цифровой образовательной платформы, наличие устойчивой интернет-связи, способность использовать современные информационные образовательные ресурсы — все это необходимые условия обучения в дистанционном режиме. Дистанционный режим, в том числе, предполагает организацию рабочего места педагога-психолога, подбор инструментария для психолого-педагогической работы в дистанционной форме, освоение дистанционных технологий работы (в том числе групповых и индивидуальных), соблюдение этических норм психолога в связи с применением дистанционных форм работы (чаты, мессенджеры, электронная переписка).
Перевод на дистанционный режим работы, возможность потери заработка, наличие трудной жизненной ситуации, угроза распространения эпидемии и к тому же — условия изолированности семей с детьми в ограниченном пространстве являются стрессовыми факторами, способствующими возникновению острых психологических состояний.
Поэтому психолого-педагогическая работа должна предусматривать:
• применение в практике педагога-психолога форм и методов экстренной и кризисной психологической помощи (в том числе в дистанционном формате) с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов (паника, слухи, агрессивные проявления);
• психологическое консультирование родителей и других членов семьи обучающегося, в том числе направленное на развитие умений справляться с изменившимися условиями жизни;
• информирование о консультативной психологической помощи, оказываемой анонимно (в том числе с использованием телефона доверия);
• привитие навыков совладающего поведения всем субъектам образовательной среды, обучение их навыкам саморегуляции (разные возрастные, целевые группы);
• организацию в дистанционной форме групп взаимоподдержки для семей с детьми, обучение возможностям выхода из состояния дискомфорта, повышение стрессоустойчивости в домашних условиях, повышение уровня коммуникаций в семье.
Нахождение обучающихся вне образовательного учреждения должно предусматривать индивидуальную работу с семьями по удержанию несовершеннолетних в поле зрения педагогических работников и предупреждению возникновения у несовершеннолетних групп риска социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения (употребление ПАВ, агрессивное и аутоагрессивное поведение, депрессивные состояния, попадание под влияние деструктивных сообществ (посредством сети Интернет), рост проявлений рискованного поведения и пр.).
Памятка для педагогов - психологов по организации сопровождения
обучающихся с расстройствами аутистического спектра
в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме[2]
Переход с очной формы обучения на обучение в дистанционном режиме сопровождается серьезными изменениями в жизни ребенка с расстройством аутистического спектра (далее — РАС). В связи с характерными особенностями развития детей с РАС, проявляющимися в стереотипности поведения и склонности к сохранению установленного жизненного порядка, ситуация изменения формы обучения может вызывать у них сильный дискомфорт и дезадаптацию. Это, в свою очередь, будет препятствовать освоению адаптированной основной общеобразовательной программы. Преодоление этих сложностей возможно путем создания специальных условий обучения в домашней среде и организации психолого-педагогического сопровождения в изменившейся ситуации.
Важнейшим направлением работы психолога в случае перехода учащегося на дистанционное обучение является оказание помощи в адаптации к новым условиям. В зависимости от возраста и уровня развития ребенка данная работа может быть проведена различными способами и в разных формах.
У обучающихся начального школьного возраста, а также у учащихся более старшего возраста со сниженным интеллектом работа по адаптации проводится в значительной степени посредством родителей. Педагог-психолог в данном случае является наставником или супервизором. Его первоначальной задачей становится информирование родителя по вопросам организации обучения в домашних условиях. Основными темами консультирования являются:
• способы адаптации среды (зонирование пространства, его обедненность, использование визуальных подсказок, ограничение пространства с постепенным его расширением, использование специального сенсорного оборудования);
• подбор способов мотивации ребенка к учебной деятельности;
• формирование учебного поведения в домашних условиях;
• способы преодоления нежелательного поведения;
• выстраивание взаимоотношений с ребенком в новой роли («родитель-учитель», «родитель-тьютор»).
На уровне основного и среднего общего образования при сохранном интеллектуальном развитии обучающегося работа по его подготовке к обучению в дистанционном режиме может осуществляться непосредственно педагогом-психологом в режиме онлайн. При работе в данном направлении могут применяться следующие методы: социальные истории, видеомоделирование, визуальные сценарии, беседа.
Показателями успешной адаптации ребенка являются:
• принятие и выполнение новых правил поведения в ситуации дистанционного обучения;
• соблюдение установленного режима дня;
• выполнение заданий в специально организованном рабочем месте;
• следование визуальному расписанию занятий;
• выполнение заданий под руководством родителя или при его поддержке в качестве тьютора;
• взаимодействие с педагогом в режиме онлайн (выполнение инструкций, заданий, ответы на вопросы).
По завершении у учащегося адаптационного периода при организации дистанционного режима обучения необходимо определить дальнейшие цели психологической работы, которые в новых сложившихся условиях могут сильно отличаться от запланированных ранее.
При разработке индивидуальной программы коррекционной работы в части психологического сопровождения важно обеспечить необходимую поддержку учебного процесса, а также выбирать цели по формированию отдельных функциональных навыков, необходимых для повседневной жизни. При необходимости поддержки процесса обучения психолог участвует в проведении уроков в режиме онлайн, осуществляет наблюдение за организацией процесса обучения и разрабатывает рекомендации для учителя и родителя по развитию навыков, необходимых для обучения, и преодолению трудностей в обучения, характерных для учащихся с РАС. Как правило, такие рекомендации включают следующие темы:
• дополнительное структурирование процесса обучения;
• подбор мотиваторов для повышения интереса к учебной деятельности и эффективного формирования учебных навыков;
• применение методов визуальной поддержки (наглядные схемы организации рабочего места; схемы последовательности подготовки к уроку; алгоритмы подбора необходимых для выполнения определенной деятельности учебных материалов; последовательности выполнения отдельных учебных действий; визуальное расписание занятий или распорядка дня).
При работе над жизненными компетенциями в условиях обучения в дистанционном режиме приоритетными становятся задачи по формированию социально-бытовых навыков (самообслуживание и бытовая ориентировка), навыков времяпрепровождения и досуговых навыков (расширение интересов ребенка и видов деятельности), а также совместных игровых навыков с другими членами семьи.
При постановке целей психологической работы важно учитывать возраст и уровень развития детей, в зависимости от которых будут меняться как содержание, так и способы работы. При работе с детьми с выраженными аутистическими нарушениями реализация целей программы индивидуальной коррекционной работы будет осуществляться преимущественно родителем под дистанционным наблюдением и супервизией педагога-психолога. При работе с детьми с менее выраженными аутистическими нарушениями акцент смещается на непосредственную коррекционную онлайн-работу психолога с ребенком.
На первом этапе непосредственной работы психолога с ребенком в режиме онлайн осуществляется отработка элементарных социально-коммуникативных навыков: совместное внимание, визуальный контакт со специалистом, навыки простейшей имитации, выполнение каких-либо действий в присутствии педагога в режиме онлайн, выполнение простых инструкций.
Для детей с более высоким уровнем развития и менее выраженными расстройствами аутистического спектра диапазон формируемых навыков расширяется. В дистанционном онлайн-режиме может проводиться работа по формированию широкой группы коммуникативных диалоговых навыков, навыков совместной онлайн-игры, понимания эмоций, модели психического, высших психических функций, когнитивных навыков. Важно обеспечить своевременный переход от индивидуальной работы в формате «психолог — ребенок» к работе в мини-группе в дистанционном режиме.
Таким образом, психологическая поддержка обучающихся с РАС в условиях дистанционного обучения направлена на их адаптацию, освоение адаптированной основной общеобразовательной программы и социальное развитие путем формирования жизненных компетенций и преодоления имеющихся социальнокоммуникативных дефицитов. В отличие от очной формы обучения, в ситуации дистанционного обучения могут меняться конкретные приоритетные цели работы и способы их достижения.
Предложение по управлению психологической службой
в системе образования в субъекте Российской Федерации
в условиях дистанционного режима обучения[3]
Цифровизация, затрагивая основные виды деятельности педагога-психолога: психологическое просвещение, психологическую профилактику, психологическое консультирование, психологическую диагностику, психологическую коррекцию, психологическую реабилитацию и социально-психологическую адаптацию, экспертно-аналитическую и мониторинговую деятельность, — может увеличить количество благополучателей, качественно изменить специфику работы специалистов внутри организаций, особенности взаимодействия службы на внутриведомотвенном и межведомственном уровне, а также сделать акцент на подготовке специалистов психологической службы в образовании.
Форматы и технологии психолого-педагогической поддержки
субъектов образовательного процесса:
• консультирование онлайн (с использованием программ Zoom, Skype, WhatsApp);
• консультирование по принципу «телефон доверия» через электронную почту и оперативная помощь через социальные сети;
• диагностика через сеть Интернет с возможностью сбора данных на едином ресурсе (например, социально-психологическое тестирование);
• создание онлайн-опросов и тестов с помощью интернет-конструкторов (например, тестирование через Google-формы);
• психологическое просвещение и психопрофилактика посредством создания интересного видеоконтента, прямых эфиров, вебинаров, видеоинструктирования, электронных библиотек, коллекций видеофильмов;
• психологическая коррекция с использованием онлайн- и мобильных тренажеров, онлайн-игр (например, для коррекции и развития познавательных процессов);
• использование мобильных и интернет-трекеров для фиксации и мониторинга социальнопсихологической адаптации;
• фиксация и хранение результатов тестирований для мониторинговой деятельности в виртуальном облаке.
Форматы и технологии взаимодействия службы
на внутриведомственном и межведомственном уровне
видеоконференцсвязь для проектного и оперативного взаимодействия специалистов психологической службы области;
сетевое взаимодействие на объединенном портале;
единая библиотека нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность психологической службы; мобильное и безбумажное взаимодействие специалистов ведомств;
онлайн ресурсная карта специалистов психологической службы с возможностью взаимодействия с ними;
единая информационная система для передачи случаев.
Форматы и технологии подготовки специалистов психологической службы
в образовании и повышение их квалификации
создание современной цифровой базы образовательного процесса специалистов;
создание и развитие интеграционной платформы непрерывного психолого-педагогического образования;
развитие собственного !Т-потенциала психологических служб в организациях;
видеоинструктирование по использованию в работе и пояснению нормативно-правовой базы психологической службы в образовании;
разработка цифрового контента в формате онлайн-курсов, вебинаров, прямых трансляций и др.; единая база научно-методических ресурсов психологической службы в образовании.
Предложения экспертной комиссии «Применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» Федерации психологов образования России (отв. Забродин Ю.М., Минюрова С.А., Леонова О.И.).
Предложение экспертной комиссии «Психология и педагогика специального и инклюзивного образования» Федерации психологов образования России (отв. Алехина С.В., Хаустов А.В.).
Опыт отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» г. Полевскои Свердловской области.
Метрики
Просмотров
Всего: 460
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 270
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4