Проект актуализированного профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере»

70

Общая информация

Рубрика издания: Приложения

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Проект актуализированного профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 124–149. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n4/Project (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» предъявляет требования к содержанию профессиональной деятельности, направленной на оказание социально­психологических услуг и психологической помощи населению, а также лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Предметные области действия данного профессионального стандарта регламентируют Федеральные законы Российской Федерации:

•  Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 442);

• Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — ФЗ № 120);

•  Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 124);

• Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — ФЗ № 159);

•  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273);

К организациям, в которых предполагается введение должностей в соответствии с профессиональным стандартом «Психолог в социальной сфере», относятся:

•  организации органов управления социальной защиты субъектов РФ и учреждения социального обслуживания;

•     комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, структуры муниципальных

образований;

•     организации органов, осуществляющих управление в сфере образования субъектов РФ;

•  специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

•    учреждения органов по делам молодежи, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;

•     подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

•     организации и учреждения, создаваемые в рамках реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации;

•     психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК);

•     психолого-педагогические медико-социальные центры;

•     центры занятости и центры профориентации;

•      центры психологической поддержки.

Необходимость актуализации профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» обусловлена, в первую очередь, введением в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Проект актуализированного профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» учитывает особенности введения межведомственных механизмов взаимодействия при оказании социальных услуг (помощи), зафиксированных в ряде утвержденных государственных программ, а также основные положения документов, регламентирующих развитие государственной политики в социальной сфере: Национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 гг.[1], Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 гг.[2], Стратегии национальной безопасности Российской Федерации[3], Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года[4], Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации[5], Концепции информационной безопасности детей[6], Концепции развития системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года[7], Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года[8] и др.

Предоставление социальных услуг и оказание социальной помощи населению имеет межведомственный и междисциплинарный характер. Именно на основе межведомственного взаимодействия можно понять проблему каждого нуждающегося в оказании помощи человека, определить, при каких условиях его собственный социальный маршрут станет наиболее благоприятным. Поэтому повышение эффективности адресной помощи отдельным лицам и социальным группам требует введения межведомственных механизмов в деятельность разных специалистов (психологов, специалистов по работе с семьей, специалистов по реабилитации, социальных работников и др.).

Актуализация профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере», проведенная рабочей группой по адаптации и применению отдельных профессиональных стандартов работников социальной сферы, осуществлялась с учетом:

•  изменения содержания социальных проблем, решаемых в условиях новых вызовов и рисков современного общества;

•   предложений по внесению изменений в профессиональные стандарты, поступивших от региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регламентирующих государственную политику в сфере социальной защиты населения;

•      изменения законодательства Российской Федерации;

•      межведомственного характера работы специалистов в реальных условиях региональных практик;

•    результатов обсуждения проблем адаптации и применения профессиональных стандартов в среде профессионального экспертного сообщества в рамках постоянно действующих вебинаров «Апробация и применение профессиональных стандартов работников социальной сферы»[9];

• требований к видам профессиональной деятельности, заявленных в новых редакциях Общероссийского классификатора занятий, Общероссийского классификатора специальностей по образованию, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, а также с учетом Базовых перечней государственных услуг в соответствующих данным профессиональным стандартам сферах.

Основные изменения, внесенные в проект актуализированного профессионального стандарта:

• уточнены наименования вида профессиональной деятельности и основной цели вида профессиональной деятельности;

•    откорректированы с учетом новых нормативных документов классификаторы видов деятельности;

•    уточнены формулировки и характеристики обобщенных трудовых функций, в том числе возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы;

•      скорректированы формулировки трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений и знаний в соответствии с основными положениями Федеральных законов ФЗ № 442, ФЗ № 120 и ФЗ № 124, ФЗ № 181, ФЗ № 273, ФЗ № 159 и вышеперечисленных документов, регламентирующих развитие государственной политики в социальной сфере.

Актуализация профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере», проведенная при участии рабочей группы по адаптации и применению отдельных профессиональных стандартов работников социальной сферы, носящих межведомственный характер, осуществлялась с учетом результатов профессионально-общественного обсуждения вопросов адаптации и применения данных профессиональных стандартов, в котором приняли участие более 3500 чел. из 85 субъектов Российской Федерации.

Актуализированный проект профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» учитывает замечания и предложения региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регламентирующих государственную политику в сфере социальной защиты населения, согласован с Департаментом по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, одобрен Советом по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения.

Проект актуализированного
профессионального стандарта
«Психолог в социальной сфере»


I.    Общие сведения

 

 

Оказание социально-психологических услуг и психологической помощи населению

(наименование вида профессиональной деятельности)                                                                                                  

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Содействие отдельным лицам, а также социальным группам в улучшении их психического состояния, в восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности, в профилактике и психологической коррекции негативных социальных проявлений в их поведении.

Группа занятий:

1120

Руководители учреждений, организаций и предприятий

1341

Руководители служб и структурных подразделений по присмотру и уходу за детьми

1343

Руководители служб по уходу за престарелыми

1344

Руководители служб в сфере социальной защиты и социального обеспечения

1345

Руководители служб и подразделений в сфере образования

2634

Психологи

 
           (код ОКЗ)                (наименование)                (код ОКЗ)                         (наименование  
 


 

Отнесение к видам экономической деятельности:

87.20

Деятельность по оказанию помощи на дому для лиц с ограниченными возможностями развития, душевнобольным и наркозависимым

87.30

Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания

87.90

Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая

88.10

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам

88.99

Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки

(код ОКВЭД2)                                                   (наименование вида экономической деятельности)

II.      Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

Наименование

уровень квалификации

Наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

A

Деятельность по оказанию социально­психологичес­ких услуг и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам

6

Организация и реализация психологического сопровождения и оказание социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам

A/01.6

6

Оказание психологической помощи семьям с детьми

A/02.6

6

Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения

A/03.6

6

Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологическое обеспечение управления и психологическое сопровождение профессиональной деятельности

А /04.6

6

B

Организация и управление предоставлением социально­психологичес­ких услуг и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам

7

Организация предоставления социально­психологических услуг получателям социальных услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения

B/01.7

7

Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды жизнедеятельности отдельных лиц и социальных групп

B/02.7

7

Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия отдельных лиц и социальных групп

B/03.7

7

Подготовка и координация работы межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам

B/04.7

7

 

III.       Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1.     Обобщенная трудовая функция

 

Наименование

Деятельность по оказанию социально­психологических услуг и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам

Код

A

Уровень                     6

квалификации


 

Возможные наименования должностей, профессий

Психолог в социальной сфере Психолог

Психолог-консультант Практический психолог Социальный психолог Профконсультант

 

Требования к образованию и обучению

Высшее образование

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации3

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет

Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о физических лицах4

 

 

 

Дополнительные характеристики:

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2634

Психологи

ЕКС5

Психолог

ОКПДТР6

25883

Психолог

ОКСО7

5.37.03.01

Психология

5.37.03.02

Конфликтология

5.37.04.02

Конфликтология

5.37.04.01

Психология

5.37.05.01

Клиническая психология

5.39.03.02

Социальная работа

5.39.04.02

Психология

6.44.03.02

Психолого-педагогическое образование

 

6.44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

6.44.04.02

Психолого-педагогическое образование

6.44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование

6.44.05.01

Педагогика и психология девиантного поведения

 


 

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Организация и реализация психологического сопровождения и оказания социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам

Код

A/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

 

Трудовые действия

Разработка и реализация плана оказания адресных социально­психологических услуг, предусматривающих психологическую и социально­психологическую помощь в коррекции психологического состояния граждан для адаптации в социальной среде, на основе индивидуальной программы предоставления социальных услуг

Разработка и реализация плана оказания социально-психологических услуг в целях повышения реабилитационного потенциала и личностного развития получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе инвалидам (детям-инвалидам)

Выявление условий, затрудняющих становление личности граждан, и коррекция их посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации (абилитации)

Оказание психологической помощи и поддержки получателям срочных социальных услуг, отдельным лицам и социальным группам посредством социально-психологического и психологического консультирования

Оказание консультативной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия) лицам, находящимся в кризисном или остром психологическом состоянии, направленное на развитие умения справляться с изменившимися условиями жизни, принятие на себя ответственности

Проведение комплексной психологической диагностики с целью оценки структуры личности, наличия патопсихологических особенностей, бытовых и профессиональных навыков, потребностно-мотивационной и эмоциональной сфер, а также — для инвалидов (детей-инвалидов) психологической готовности к реабилитации или абилитации

Подготовка психологических заключений и предоставление консультаций по результатам психологического обследования гражданам, в том числе родителям (законным представителям) детей до 18 лет

Определение основных направлений психологической и социально­психологической помощи в коррекции психологического состояния в

 

соответствии с результатами проведенной психологической диагностики и обследования

Коррекция неадекватных проявлений внутренней картины болезни и инвалидности, формирование у инвалидов (детей-инвалидов) психологической направленности на реабилитацию и абилитацию

Оказание психологического сопровождения процесса реабилитации (абилитации) инвалидов и детей-инвалидов

Информирование социального окружения о средствах и методах психологической поддержки отдельных лиц, в том числе посредством современных информационных технологий (создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях)

Реализация психокоррекционной работы с целью адаптации гражданина в среде обитания (обществе), преодоления или ослабления отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении, разработка прогноза и рекомендаций коррекционной работы

Осуществление мер психологической поддержки безработных граждан, разработка рекомендаций по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния

Проведение профориентационной работы в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования

Проведение психологических тренингов по формированию и развитию личностных качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации

Осуществление социально-психологического патронажа в соответствии с планом-графиком посещений

Разработка и реализация тематических планов и/или программ работы групп взаимоподдержки, клубов общения, курирование и руководство группами взаимоподдержки, клубами общения с целью оказания помощи лицам (социальным группам) в выходе из состояния дискомфорта, поддержания и укрепления психического здоровья, повышения стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения

Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее предоставления

Необходимые умения

Разрабатывать планы реализации психологического сопровождения, психологических услуг и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам

Применять методы психологического консультирования, психологической диагностики

Консультировать ближайшее окружение инвалидов (детей-инвалидов) по вопросам психологической реабилитации и абилитации, обучать их возможности применения полученных знаний по психологической реабилитации в домашних условиях


 

Выявлять и анализировать психическое состояние и индивидуальные психологические особенности личности, влияющие на отклонения в поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми

Определять в ходе беседы имеющиеся у получателя социальных услуг проблемы и диагностировать уровень мотивации к их преодолению

Подбирать и применять набор диагностических методик и диагностического инструментария в соответствии с возрастными особенностями личности

Взаимодействовать с членами мультидисциплинарной бригады при оказании комплексных услуг медико-социальной реабилитации и абилитации

Подбирать и применять методы создания условий для полноценного психологического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности

Анализировать полученные в результате диагностики данные, составлять психологическое заключение

Составлять программы реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов

Проводить коррекционные мероприятия в соответствии с планом индивидуальной коррекционной работы на основе современных методик, форм и методов работы

Оценивать эффективность проведенных коррекционных мероприятий

Фиксировать результаты проведения психологической коррекции в рабочей документации

Проводить психологический тренинг с целью снятия последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности; привития социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности; формирования адаптации к изменяющимся условиям, мотивации членов семьи на ведение здорового образа жизни

Содействовать повышению мотивации безработного гражданина к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству; снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации; повышению адаптации к существующим условиям

Проводить работу, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности получателей социальных услуг

Проводить занятия в целях снятия состояния острого психологического дискомфорта/стресса, снижения психологического дискомфорта и уровня агрессии/страха

Оказывать психологическую поддержку лицам для выхода из трудных жизненных ситуаций

Разрабатывать программы индивидуальной работы с учетом конкретных профессиональных задач

Хранить и обрабатывать персональные данные физических лиц

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (компьютерные программы, информационно-поисковые системы)

Оформлять профессиональную документацию и отчетность

 

Необходимые знания

Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию психологического сопровождения, психологических услуг и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам

Программы, направленные на обеспечение реализации в регионе комплекса услуг ранней помощи; порядок разработки и реализации индивидуальной программы ранней помощи

Методы и способы оценки психического состояния людей

Методики (инструкции, программы) по организации и проведению коррекционных мероприятий в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями

Методики применения специального оборудования и программ при проведении диагностики и коррекции психологического состояния личности

Методы мотивации к активности, здоровому образу жизни, психологической поддержке жизненного тонуса личности

Основы содействия в мобилизации физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов личности и контроля для выхода из кризисного состояния

Методы формирования мотивации к труду и обучению

Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), психологические аспекты рискологии, психология горя, потери,утраты

Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия)

Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе), психология этнических общностей, конфликтология

Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений

Психология зависимости, аддикций, девиантология

Возрастная психология, геронтология

Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)

Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)

Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации

Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально­медицинские, социально-правовые, педагогические)

Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп

Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации

Механизмы своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, и критерии их включения в программу ранней помощи

Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)

Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, эффекты)

Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации

 

Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными физических лиц

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики


 

 

3.1.2. Трудовая функция

Наименование

Оказание психологической помощи семьям с детьми

Код

A/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Трудовые действия

Разработка и реализация индивидуальных программ психологического сопровождения граждан, в том числе родителей, опекунов, попечителей, иных законных представителей несовершеннолетних детей, в форме социально-психологического консультирования (в том числе по вопросам внутрисемейных отношений)

Оказание консультативной, психологической помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот

Консультирование родителей или лиц, их замещающих, по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним и иных социально-психологических проблем

Реализация психологической помощи, направленной на активизацию потенциала членов семей с детьми, признанных нуждающимися в социальном обслуживании и/или реабилитации (абилитации)

Оказание психологической помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов

Оказание психологической помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей, испытывающих трудности в социальной адаптации

Установление и поддержание необходимых контактов, в том числе с членами семьи, учебными заведениями или работодателями, разработка рекомендаций возможных решений и урегулирования проблем

Организация совместно с другими ведомствами социально­реабилитационного пространства, в том числе, с участием ближайшего окружения семей с детьми

Разработка рекомендаций по формированию благоприятных условий для повседневного пребывания детей, нуждающихся в социально-психологической защите, развития их интеллектуальных и нравственных особенностей

Проведение занятий с целью содействия в развитии навыков, необходимых для решения социальных и личных проблем семьи с детьми

Проведение психологического обследования (в том числе анкетирования и тестирования), психологической подготовки кандидатов в замещающие семьи, подготовка психологического заключения о возможности стать замещающими родителями

 

Реализация психологической подготовки детей к устройству в замещающую семью

Оказание консультативной психологической помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка

Необходимые умения

Устанавливать контакт с разными категориями семей с детьми

Разрабатывать и проводить программы в форме групповых и индивидуальных психологических занятий для семей с детьми по вопросам трудностей в поведении и развитии детей (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры)

Проводить консультирование по психологическим проблемам функционирования замещающих семей

Применять способы и методы психологической поддержки семей с наличием детей-инвалидов

Разрабатывать и согласовывать со специалистами межведомственной команды и ближайшим окружением семьи рекомендации по организации социально-реабилитационного пространства для семей с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию

Оказывать психологическую поддержку семьям с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации

Проводить психологические и социально-психологические мероприятия по активизации собственных реабилитационных ресурсов членов семей с детьми, признанных нуждающимися в социальном обслуживании и (или) реабилитации

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи семьям с детьми

Обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц

Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей

Порядок предоставления социальных услуг

Основы социальной психологии, психология малых групп, психология личности

Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)

Особенности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях

Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии), педагогическая психология, геронтология, психодиагностика, патопсихология

Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений)

Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм

Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении

Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей

 

Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)

Инструментарий, методы для работы с семьей

Границы компетентностей разных специалистов, работающих с семьей, границы автономности семьи/вмешательства со стороны специалистов

Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики

Предпринимать все меры для восстановления внутрисемейных связей, подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью


 

3.1.3.     Трудовая функция



Трудовые действия

Разработка программы психологического просвещения населения

Подготовка информации (буклеты, бюллетени, листовки) о перечне психологических услуг и возможности их получения

Проведение мероприятий научно-практического, методического, организационного и обучающего характера по проблемам психологического просвещения, повышения уровня базовых психологических знаний населения

Организация психологического просвещения и консультирования обучающихся, направленных на формирование сознательного подхода к выбору профессии на основе комплексного изучения личности с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, интересов, склонностей

Организация и проведение бесед, лекций, встреч с гражданами с целью формирования у них потребности в психологических знаниях (основах самопознания, самовоспитания, знакомства с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития) и их использования в интересах развития собственной личности или в интересах близких людей Проведение просветительской работы по профилактике негативных явлений, подростковой и молодежной преступности

Проведение просветительской работы по психологическим основам противодействия угрозам современной информационно­телекоммуникационной среды

 

Подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах)

Разъяснение различных психологических технологий работы с подростками и молодежью специалистам системы соцзащиты, органов образования, правоохранительных органов и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг

Привлечение к участию в психологическом просвещении граждан, успешно завершивших программы психологической помощи

Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях ее совершенствования, разработки и распространения методических рекомендаций

Учет и фиксация проведенных работ в документации

Необходимые умения

Анализировать обращения и запросы населения, учреждений социального обслуживания населения по вопросам психологического просвещения

Разрабатывать план и программу психологического просвещения с учетом результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды

Создавать информационные материалы в целях психологического просвещения населения

Осуществлять организацию мероприятий, проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации граждан в получении психологической помощи

Проводить психологическую информационно-просветительскую деятельность среди населения

Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги)

Применять методы преодоления коммуникативных, образовательных, этнических, конфессиональных и других барьеров в проведении психологического просвещения

Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг

Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека

Применять современные технологии работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами

Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку

Необходимые знания

Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы

Порядок предоставления социальных услуг

Психология личности, геронтология, психодиагностика, патопсихология

Социальная психология, психология малых групп

Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)

 

Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды

Технологии психологической работы с десоциализированными группами подростков и молодежи

Современные направления молодежных движений

Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

Психология кризисных состояний, психологические аспекты рискологии, психология горя,потери,утраты

Психология экстремальных ситуаций

Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики

 
 
 
 

3.1.4.     Трудовая функция


Наименование

Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологическое обеспечение управления и психологическое сопровождение профессиональной деятельности

Код

А/04.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Трудовые действия

Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, планов психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности

Проведение в трудовом коллективе опросов и исследований в связи с должностными обязанностями

Выявление и анализ неблагоприятных психологических факторов в профессиональной деятельности

Проведение с сотрудниками психологической работы, включающей формирование психологических качеств, способствующих выполнению поставленных задач, психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов

Содействие в оптимизации профессиональной среды, в том числе социально-психологического климата в коллективе, профилактике межличностных и межгрупповых конфликтов на основе изучения факторов, влияющих на эффективность и качество труда, работоспособность и удовлетворенность работников


 

 

Проведение психологических тренингов в целях повышения эффективности работы сотрудников организации (тренинги командообразования, групповой сплоченности)

Оказание индивидуальной психологической помощи специалистам в предупреждении и разрешении профессиональных и личностных проблем

Проведение адресной работы по повышению социально-психологической компетентности, коррекции неадаптивного поведения и эмоциональных расстройств

Выявление потребностей обучения и развития персонала организаций

Осуществление сопровождения различных форм профессионального обучения

Проведение консультирования по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом

Проведение консультаций по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации, разработка психологических рекомендаций

Разработка рекомендаций по предупреждению негативных психофизиологических, стрессовых состояний, аварий и несчастных случаев

Необходимые умения

Осуществлять документационное, в том числе методическое, сопровождение деятельности по оказанию психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности

Планировать и проводить комплексную психологическую диагностику работников органов и организаций социальной сферы для определения особенностей психической сферы, включая интеллект, способности, склонности, возможности

Проводить психологическую подготовку персонала применительно к конкретным видам задач, в том числе по формированию психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов

Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности персонала организаций в соответствии с требованиями к виду профессиональной деятельности

Применять на практике методы андрагогики, индивидуальной и групповой работы для психологической помощи сотрудникам и повышения эффективности профессиональной деятельности

Определять и оптимизировать факторы, влияющие на удовлетворенность работников условиями труда и их мотивацию к профессиональному росту

Проводить оценку эффективности оказания психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности

Оформлять документацию, осуществлять служебную переписку в соответствии с требованиями к документам

Необходимые знания

Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность)

 

 

Порядок предоставления социальных услуг

Методы и способы психодиагностики и психологического консультирования, обучения взрослых

Методы общей психологической подготовки сотрудников

Основные теории оказания психологической помощи персоналу организаций

Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров

Психология личности, организационная психология, психология управления, психология маркетинга, конфликтология

Прикладная психология

Геронтология, психология общения

Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики

 

 

3.2.     Обобщенная трудовая функция


 

Возможные наименования должностей, профессий

Начальник отдела

Руководитель центра

Руководитель службы

Директор центра психолого-педагогической поддержки

Руководитель центра психологической поддержки


Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

1120

Руководители учреждений, организаций и предприятий

Проект актуализированного профессионального стандарта                           The Project of the Actualized Professional Standard

«Психолог в социальной сфере»                                                                                “Psychologist in the Social Sphere”

Вестник практической психологии образования                                                   Bulletin of Practical Psychology of Education

2019. № 4 (4). С. 124-149                                                                                               2019, no. 4 (4), pp. 124-149

 

 

1341

Руководители служб и структурных подразделений по присмотру и уходу за детьми

1344

Руководители служб в сфере социального обеспечения

1343

Руководители служб по уходу за престарелыми

1345

Руководители служб и подразделений в сфере образования

ЕКС

Начальник отдела социального развития

ОКПДТР9

26166

Руководитель подразделения

24692

Начальник отдела

ОКСО10

5.37.03.01

Психология

5.37.04.01

Психология

5.37.03.02

Конфликтология

5.37.04.02

Конфликтология

5.38.03.02

Менеджмент

5.38.04.02

Менеджмент

5.38.03.03

Управление персоналом

5.38.04.03

Управление персоналом

5.39.03.01

Социология

5.39.04.01

Социология

5.39.03.02

Социальная работа

5.39.04.02

Социальная работа

5.39.03.03

Организация работы с молодежью

5.39.04.03

Организация работы с молодежью

5.40.03.01

Юриспруденция

5.40.04.01

Юриспруденция

6.44.03.02

Психолого-педагогическое образование

6.44.04.02

Психолого-педагогическое образование

6.44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

6.44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование

5.37.05.01

Клиническая психология

5.37.05.02

Психология служебной деятельности

6.44.05.01

Педагогика и психология девиантного поведения

 
 

 

3.2.1. Трудовая функция

Наименование

Организация предоставления социально­психологических услуг получателям социальных услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения

Код

B/01.7

Уровень (подуровень) квалификации

7


Трудовые действия

Разработка планов предоставления социально-психологических услуг получателям социальных услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения [1], осуществление контроля за их реализацией

Проведение консультирования по различным вопросам, связанным с предоставлением социально-психологических услуг и психологической помощи

Координация, планирование и контроль за предоставлением социально­психологической помощи детям, их родителям (законным представителям), молодежи в целях повышения психологической защищенности молодого поколения

Координация, планирование и контроль за предоставлением психологической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей

Помощь в создании оптимальных условий для развития интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей, нуждающихся в социально­психологической защите

Содействие и контроль в повышении профессиональной компетенции и квалификации специалистов, оказывающих социальные услуги

Организация и контроль проведения работы по психологическому консультированию, в том числе по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи, проблемам психологического здоровья

Организация работы по проведению диагностики состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании

Обобщение полученной информации, формирование прогноза степени благополучия состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании

Разработка программ психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения

Необходимые умения

Применять принципы и методы управления деятельностью предоставления социально-психологических услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения

 

Разрабатывать нормативные требования к реализации разных видов психологических и социально-психологических услуг и психологической помощи (консультирование, диагностика, коррекция, профилактика и просвещение)

Применять технологии управления в области психологической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей

Разрабатывать систему мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, психологическую поддержку детей и молодежи, находящейся в социально опасном положении, обеспечивать и контролировать его реализацию

Применять методы сбора и анализа информации исследования динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании

Управлять механизмом формирования прогноза степени благополучия состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании

Разрабатывать программы профилактической и психокоррекционной работы, направленные на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения

Устанавливать и поддерживать контакты с другими социальными службами, образовательными организациями и учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел, учреждениями уголовно­исполнительной системы (следственными изоляторами, воспитательными колониями и уголовно-исполнительными инспекциями)

Оформлять необходимую документацию, отчетность, служебную переписку в соответствии с требованиями

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (компьютерными программами, информационно-поисковыми системами)

Необходимые знания

Документы, необходимые, в соответствии с нормативными правовыми актами, для предоставления государственных услуг по предоставлению социально-психологических услуг и психологической помощи Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи Менеджмент организации, психология управления и правила управления персоналом

Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне

Система социальных служб на территории, инфраструктура социальной защиты детства

Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения

Система профилактики негативных социальных явлений, подростковой и молодежной преступности

Система психологической помощи по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи, проблемам психологического здоровья

 

Методы диагностики обстоятельств, обуславливающих потребность в социальном обслуживании, нарушений социализации, реабилитации

Методы и методики, способы и технологии психологической работы, их отличия, специфика их применения

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики


 

 

3.2.2.     Трудовая функция

Трудовые действия

Разработка программ и плана-графика проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц (социально-психологического патронажа) на основе индивидуальной программы сопровождения

Разработка и утверждение целей и задач проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц, определение необходимого методического инструментария Организация проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц и анализа полученных данных Разработка психологических рекомендаций по минимизации социальных рисков Проведение оценки эффективности работы специалистов социальной сферы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания

Учет и фиксация проведенных работ в документации

Необходимые умения

Оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности

Разрабатывать методы психологической оценки в целях мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания

Организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи лицам по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания с целью снижения социальной и психологической напряженности

Разрабатывать аналитические материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания

Проводить профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности среды проживания

Проводить индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности среды проживания

Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку

Необходимые знания

Порядок предоставления социальных услуг

Основы психологической безопасности среды

Социальная психология, психология малых групп

Психология личности

Психология кризисных состояний

Психология экстремальных ситуаций, психологические основы рискологии, психология горя,потери,утраты

Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения

Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды

Современные направления молодежных движений

Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики


 

3.2.3. Трудовая функция

 

 

Код Регистрационный номер оригинала профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Организация мер и мероприятий по профилактике асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, подростковой и молодежной преступности

Организация мер и мероприятий по психологическим основам противодействия угрозам современной информационно-телекоммуникационной среды Организация работы по психологической поддержке детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении, осуществление контроля за ее реализацией

Организация профилактической психологической помощи семье и ребенку Разработка плана мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних

Информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть «Интернет», телефоны службы анонимного консультирования

Необходимые умения

Разрабатывать программы профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми

Проводить социально-психологическую профилактику и коррекцию девиаций и аддикций поведения, программы коррекции и предупреждения асоциального поведения

Разрабатывать методические материалы по реализации программ профилактической и психологической работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения

Организовывать применение современных технологий социально-психологической профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми Обеспечивать оказание индивидуализированной психологической помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, на основе приоритета воспитания ребенка в родной семье

Обеспечивать внедрение программ профилактики интернет-зависимости у подростков, предупреждения рисков их вовлечения в социально неодобряемые действия и противоправную деятельность

Необходимые знания

Меры профилактики асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, подростковой и молодежной преступности

Меры профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Меры профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально­имущественной напряженности в социальной сфере в соответствии с современными цивилизационными вызовами

Меры профилактики интернет-зависимости у подростков, предупреждения рисков их вовлечения в социально неодобряемые действия и противоправную деятельность

Индивидуализированная психологическая помощь семье, находящейся в трудной жизненной ситуации

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики


 

3.2.4. Трудовая функция

 

Трудовые действия

Обеспечение условий выявления проблем межведомственного характера в социальной сфере

Подготовка предложений по формированию мультидисциплинарной команды специалистов для оказания комплексной социальной, в том числе психологической помощи отдельным лицам и социальным группам

 

Разработка совместно со специалистами другого (междисциплинарного) профиля программ оказания комплексной, в том числе психологической, помощи и оказания социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам на основе межведомственного взаимодействия Ознакомление, консультирование и психологическая подготовка специалистов по основам межведомственного взаимодействия и предоставления психологической помощи, оказанию социально­психологических услуг отдельным лицам и социальным группам Обеспечение психологической оценки эффективности деятельности специалистов по предоставлению психологической помощи, оказанию социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам в ходе межведомственного взаимодействия

Учет и фиксация в документах результатов работы

Необходимые умения

Подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов к межведомственному характеру работы в соответствии с поставленными задачами

Разрабатывать программы подготовки специалистов по основам межведомственного взаимодействия в ходе оказания социальной, в том числе психологической, помощи и социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам

Осуществлять подготовку специалистов по межведомственному взаимодействию с учетом их уровня квалификации

Консультировать отдельных специалистов по вопросам межведомственного взаимодействия

Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов организации межведомственного взаимодействия, предоставления психологической помощи, оказания социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам

Необходимые знания

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья

Социальная психология, психология малых групп

Методология командной работы

Порядок предоставления социальных услуг

Психология личности

Психология управления, организационная психология

Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств

Методы активизации социальных, психологических и других ресурсов для подготовки специалистов межведомственного взаимодействия

Техники эффективной коммуникации со специалистами Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения) Технология разрешения конфликтов

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики

 

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

4.1.Ответственная организация-разработчик

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), город Москва

Марголис Аркадий Аронович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Институт социального образования», город Воронеж

2.

Администрация города Ступино Московской области

3.

Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», Московская область, город Коломна

4.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство» Департамента социальной защиты населения города Москвы, город Москва

5.

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет», Московская область, город Мытищи

6.

Государственное образовательное учреждение «Детский дом № 59 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», город Москва

7.

Негосударственное образовательное учреждение высшего образования «Московский психолого­социальный университет», город Москва

8.

Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России»

9.

Одинцовский отдел сопровождения замещающих семей Областного центра сопровождения замещающих семей Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет», Московская область, г. Одинцово

10.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно­исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, город Москва

11.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно­практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, город Санкт-Петербург

12.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, город Москва

13.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», город Волгоград

 

1 Общероссийский классификатор занятий.

2  Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

3  Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 308, 2010, № 52, ст. 7002, 2013, № 27, ст. 3477, 2014, № 52, ст. 7554, 2015, № 1, ст. 42).

4  Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

5  Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

6  Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

7   Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

8  Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 308, 2010, № 52, ст. 7002, 2013, № 27, ст. 3477, 2014, № 52, ст. 7554, 2015, № 1, ст. 42).

9  Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

10 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

[1] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761.

[2] Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297.

[3] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.

[4] Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

[5] Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р.

[6] Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года № 2471-р.

[7] Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р.

[8] Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р.

[9] Информация о вебинарах размещается на сайте www.профстандартпедагога.рф

[1] Мигранты, беженцы и лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации (в том числе, дезадаптированные лица и лица с девиантным поведением, несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, условно осужденные или находящиеся в пенитенциарной системе); лица, имеющие разные виды зависимости, лица, совершившие суицидальные попытки; больные, одинокие и престарелые, лица с ограниченными возможностями здоровья; лица, получившие посттравматические стрессовые расстройства; лица, находящиеся под следствием или в учреждениях пенитенциарной системы); дети и подростки, не имеющие постоянного места жительства, безнадзорные несовершеннолетние, с различными видами тяжелой зависимости, дети, пострадавшие от насилия.

Метрики

Просмотров

Всего: 197
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 70
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0