Резолюция V Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы»

499

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Резолюция V Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 1. С. 12–13. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n1/31872 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

В работе V Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы» приняли участие члены Федерации психологов образования России, руководители и специалисты Министерства образования и науки Российской Федерации, специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, деканы психологических факультетов и заведующие кафедрами психологии педагогических университетов, преподаватели и научные работники ведущих российских вузов, научно-исследовательских институтов и научно-практических центров, ответственные за деятельность службы практической психологии, руководители образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров), педагоги-психологи образовательных учреждений, руководители и специалисты региональных и муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов (ПМПК), руководители общероссийских общественных организаций.

Участники V Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы» отмечают, что современный период характеризуется радикальной модернизацией всей российской образовательной системы, переходом на новые стандарты общего, профессионального и дополнительного образования. Развитие образования в России имеет целью «формирование через систему образования социальных отношений, наиболее благоприятных для развития каждого человека и страны в целом, развития гражданского общества... Это предполагает формирование уже в базовом образовании востребованных на сегодня компетентностей инновационного поведения... создание возможностей «гибких индивидуальных программ» (Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009—2012 гг.»).

Задачи, стоящие перед образованием Российской Федерации, предъявляют принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров. Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать креативные способности учащихся и научить одному из центральных умений — «умению учиться самостоятельно», сам должен владеть принципиально иными по сравнению с традиционными средствами организации учебно-воспитательного процесса.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость задания в программах подготовки педагога такого содержания, которое позволит ему осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования ориентирован на объективную оценку эффективности образовательного процесса, задает новые цели и критерии оценки результатов общего образования.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для которых должны быть разработаны основанные на научной психологии технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Решение перечисленных задач принципиально невозможно без участия психологической службы образования.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса, прежде всего, практических психологов образования и педагогов, которые готовятся в рамках направления «Психолого­педагогическое образование».

Одним из важнейших ресурсов, на основе которого можно содержательно менять систему профессионального педагогического образования, является качественно иная по содержанию и форме психологическая подготовка современного педагога. При этом необходимо понимать, что ориентация на формирование компетен­ций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не достигается за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных программах высшего педагогического образования и количества часов, отводимых на их изучение. Главным условием модернизации подготовки в указанном направлении становится ориентация психологического образования на возраст и развитие обучающихся.

По итогам проведенных пленарных и секционных заседаний, круглых столов и дискуссий Конференция решила:

1.   Создать при Президиуме ФПОР рабочую группу представителей Минобрнауки России, Федерации психологов образования России, Федерального Института развития образования (ФИРО), Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Института психологии РАН (ИПРАН), Психологического института РАО (ПИ РАО).

Рабочей группе подготовить и внести в Минобрнауки России:

•     предложения по разработке дополнительной к ЕГЭ национальной системы психолого-педагогической диагностики и оценки уровня сформированности метапредметных и личностных компетенций учащихся;

•     предложения по модернизации и повышению эффективности системы повышения квалификации и развития психологической компетентности работников образования, том числе, практических психологов образования; с этой целью предусмотреть создание на базе ФИРО — МГППУ Федерального Центра психологической подготовки и переподготовки кадров системы образования;

•     предложения о создании федерального научно-методического (ресурсного) Центра «Психология образования» на базе МГППУ с учетом опыта и результатов участия МГППУ как инновационного ВУЗа в ПНП «Образование»;

•     предложения по совершенствованию нормативной базы аттестации и отнесения к перечню профессионально-квалификационных групп должностей по оплате труда педагогов-психологов и практических психологов образования.

2.   Президиуму ФПО России в связи с реализацией Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и в рамках плана мероприятий «Год учителя в России»:

•     распространить опыт московской региональной модели перехода на новые ФГОС системы ВПО педагогических направлений на другие регионы России. ФПОР с ее региональными отделениями организовать и провести в 2010—2011 гг. систему межрегиональных обучающих семинаров для практических психологов и работников образования регионов;

•     организовать и провести во II квартале 2010 г. Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ, осуществить экспертизу и рекомендовать лучшие программы для использования в субъектах РФ;

•     организовать и провести в сентябре — октябре 2010 г. Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2010»;

•     подготовить и провести в сентябре — октябре 2010 г. Всероссийский психологический Форум «Обучение. Воспитание. Развитие — 2010».

3.   Президиуму ФПО России принять активное участие в разработке и общественной экспертизе примерных ООП по основным профилям бакалавриата психолого-педагогического направления, в том числе для работы с одаренными детьми и сопровождения инклюзивного образования.

4.   Одобрить и рекомендовать к распространению опыт работы МГППУ по созданию целостной системы последипломного сопровождения выпускников бакалавриата, подготовить и направить в Минобрнауки России проектные предложения по организации годичной психолого-педагогической интернатуры.

5.   Федерации психологов образования России и МГППУ совместно с ведущими психологическими факультетами вузов определить перечень наиболее важных и значимых для регионов России ООП психолого-педагогической магистратуры.

6.   Обобщить опыт регионов, выделить проблемы и обозначить перспективы развития психологической службы образования и системы психолого-педагогического сопровождения образования в регионах России. Обсудить этот опыт на очередной Конференции ФПОР в декабре 2010 г посвященной «Году учителя в России».

7.   Президиуму и Исполнительной дирекции ФПОР разместить текст данной Резолюции на сайте Федерации, в двухнедельный срок получить и обобщить предложения и замечания. Направить Резолюцию в региональные отделения Федерации и органы исполнительной власти регионов, ответственные за управление образованием.

Метрики

Просмотров

Всего: 818
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 499
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0