Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 4. С. 62–65
ISSN: 2658-3100 (online)
Методические рекомендации по определению содержания деятельности службы практической психологии (педагога-психолога) общеобразовательного учреждения Ярославской области (часть 4)
Аннотация
(Проект в редакции от 15.04.2009 г.).
Продолжение.Начало в «Вестнике практической психологии образования» №№ 1, 2, 3 за 2009 год.
Общая информация
Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов
Тип материала: документ
Для цитаты: Методические рекомендации по определению содержания деятельности службы практической психологии (педагога-психолога) общеобразовательного учреждения Ярославской области (часть 4) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 4. С. 62–65. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n4/27740 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Продолжение. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №№ 1, 2, 3 за 2009 год.
2. Содержание деятельности службы практической психологии (педагога-психолога) общеобразовательного учреждения
2.5. Направления деятельности и виды работ педагога-психолога на ступени среднего (полного) общего образования (старший школьный возраст — 15—18 лет)
Основными видами работ являются: психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, сопровождение адаптации на новом этапе обучения (в старшей школе), сохранение и укрепление здоровья обучающихся (профилактика и коррекция употребления ПАВ, профилактика неврозов[1]), психологическое сопровождение развития личности обучающихся (в юношеском возрасте), психологическое сопровождение их профессионального самоопределения и профильного обучения.
2.5.1. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по следующим вопросам: специфика и закономерности учебно-воспитательного процесса на этапе старшей школы (учебная мотивация, планирование и организация учебной деятельности, оценка и самооценка результатов учебной деятельности, построение взаимоотношений в учебно-воспитательном процессе и пр.), применение и адекватное использование психолого-педагогических методов, приемов, технологий, подходов, методик в УВП в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся. Работа может проводиться в форме семинаров, круглых столов, педсоветов, она включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и пр.
Психологическая профилактика: разработка и (или) реализация программ и мероприятий, направленных на профилактику экзаменационного стресса, школьных неврозов. Разработка рекомендаций педагогам, учителям, родителям по организации взаимодействия с обучающимися.
Психологическая диагностика: определение учебной мотивации, сформированности общеучебных умений и навыков (умения самостоятельно мыслить, организовывать свою познавательную деятельность, ставить перед собой учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения учебных задач, контролировать и оценивать свою работу), уровня готовности к сдаче экзаменов; изучение образовательных потребностей обучающихся и их родителей, изучение мнения обучающихся, родителей
Психологическая коррекция и развитие: совершенствование приемов учебной деятельности или их коррекция. Развитие познавательных процессов. Развитие экзаменационной компетентности.
Психологическое консультирование: консультации для обучающихся (при возможном участии родителей, педагогов) по организации учебной деятельности, развитию познавательной сферы, построению образовательной траектории. Консультирование педагогов по вопросам осуществления УВП (стиль, методы, приемы, технологии, подходы). В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.
Социально-психологическое проектирование: участие в разработке системы мероприятий, способствующих созданию психологически безопасной и развивающей образовательной среды; поиск, отбор и создание совместно с администрацией и педагогами современных, эффективных педагогических технологий, направленных на решение образовательных задач старшеклассников.
Социально-психологическая экспертиза: оценка соответствия программ, учебных пособий уровню развития обучающихся, экспертиза условий, методов, приемов, форм учебно-воспитательной деятельности по таким критериям, как соответствие возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, целям и задачам учебно-воспитательной деятельности, эффективность построения взаимодействия и др. Психолого-педагогический анализ урока.
Социально-психологический мониторинг: мониторинг результатов учебно-воспитательного процесса и их динамики.
2.5.2. Психологическое сопровождение адаптации на новом этапе обучения (в старшей школе)
Основные содержательные вопросы дезадаптации на этом этапе обучения представлены в Приложении I.
Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам адаптации обучающихся в условиях старшей школы (индивидуальные и возрастные особенности детей, типичные проблемы адаптации обучающихся старших классов и др.). Работа может проводиться в форме семинаров, к| у|1||.|л '.|о||о|:, I |еЛ/ов"1ов, она включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и пр.
Психологическая профилактика: разработка и (или) реализация профилактических программ, мероприятий, проведение с педагогами, родителями, обучающимися занятий, направленных на профилактику возможных проблем в адаптации. Разработка рекомендаций для педагогов по определению индивидуального подхода к обучающимся, для администрации — по созданию условий для организации перехода и адаптации обучающихся на новой ступени обучения.
Психологическая диагностика: выявление «группы риска» по школьной дезадаптации, изучение уровня готовности детей к обучению в старшей школе, в том числе на профильном уровне: степени готовности обучающихся к продолжению образования по тому или иному профилю, в ситуации формирования нового коллектива — определение социального статуса, самооценки и др.
Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании и развитии качеств, необходимых для адаптации к новым образовательным требованиям, навыков общения, сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Психокоррекционная работа с обучающимися, имеющими проблемы в адаптации.
Психологическое консультирование: консультации обучающихся (при возможном участии родителей, педагогов) по определению их образовательной траектории, по вопросам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.
Социально-психологическое проектирование: участие в разработке системы мероприятий и средовых условий, направленных на адаптацию обучающихся (совместно с администрацией, педагогами, родителями и самими обучающимися).
Социально-психологическая экспертиза: оценка адаптационных возможностей учебно-воспитательной среды, соответствия форм и методов взаимодействия педагога с обучающимися возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и др.
Социально-психологический мониторинг: мониторинг адаптационных характеристик учебно-воспитательной среды, психологического благополучия обучающихся на этапе обучения в средней школе.
2.5.3. Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников): профилактика и коррекция употребления ПАВ, профилактика неврозов2
Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обсуждение с обучающимися вопросов здорового образа жизни, приглашение специалистов других служб, специализирующихся на вопросах здоровья. Работа может проводиться в форме семинаров, круглых столов, педсоветов, она включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и др.
Психологическая профилактика: участие в разработке и реализации программ, мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни в условиях конкретного ОУ, по профилактике употребления ПАВ и других видов зависимостей, направление в службы, занимающиеся работой (коррекцией) с обучающимися «группы риска», и т. п.
Психологическая диагностика: определение особенностей психологического здоровья обучающихся, выявление «групп риска», невротических проявлений в поведении.
Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании жизненной позиции, ориентированной на здоровый образ жизни, навыков здорового образа жизни, приемов и способов саморегуляции, способствующих поддержанию психического здоровья и пр.
Психологическое консультирование: консультирование родителей, педагогов, обучающихся по вопросам сохранения психологического здоровья, развития ориентации на здоровый образ жизни, формирования способов снятия напряжения и профилактики неврозов, психологическим проблемам обучающихся, связанным с употреблением ПАВ. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.
Социально-психологическое проектирование: участие в разработке здоровьесберегающей образовательной среды, системы мероприятий по профилактике девиантного поведения, неврозов, употребления ПАВ, по формированию навыков здорового образа жизни в условиях конкретного ОУ.
Социально-психологическая экспертиза: экспертиза здоровьесберегающей направленности образовательной среды, выявление соответствия используемых в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих программ, программ по профилактике и коррекции употребления ПАВ и т. п. возрастным и морально-этическим нормам. Экспертиза методов, форм, приемов деятельности педагога, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику девиантного поведения и употребления ПАВ, с точки зрения соответствия возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Социально-психологический мониторинг: мониторинг здоровьесберегающих условий образовательной среды и результатов здоровьесберегающей деятельности: психологическое здоровье, случаи употребления ПАВ и др.
2.5.4. Психологическая помощь в обеспечении процесса развития личности в юношеском возрасте[3]
Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам, имеющим отношение к развитию личности в юношеском возрасте, в том числе по вопросам возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Работа может проводиться в форме семинаров, круглых столов, педсоветов, она включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и пр.
Психологическая профилактика: занятия, курсы, тренинги по саморегуляции, целеполаганию, самопознанию, повышению уверенности в себе и др.
Психологическая диагностика: определение уровня развития компонентов самосознания (самооценки, отношения к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям, мыслям и др.) и уровня сформированности социальных компетентностей.
Психологическая коррекция и развитие: поддержка и развитие таких тенденций, как стремление сформировать собственное мировоззрение, принять себя, определиться со своим жизненным и профессиональным будущим, развитие и укрепление чувства взрослости, самостоятельности, ответственности. Формирование социальной компетентности, толерантности, инициативности, способности творчески мыслить и находить самостоятельные решения проблем в различных видах и сферах деятельности и др.
Психологическое консультирование: психологическое консультирование по вопросам самопознания, отношения к себе, миру, другим, взаимоотношений с другими людьми (сверстниками и взрослыми), по экзистенциальным и др. проблемам. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.
Социально-психологическое проектирование: проектирование модели выпускника школы. Участие в разработке системы мероприятий, направленных на создание психологически безопасной и развивающей образовательной среды, способствующей развитию личности обучающихся (совместно с администрацией, педагогами, родителями и самими обучающимися).
Социально-психологическая экспертиза: экспертиза компетенций выпускника на этапе выпуска из старшей школы. Экспертиза модели выпускника школы на предмет соответствия социальному заказу. Оценка эффективности используемых в УВП методов, форм, приемов, технологий, направленных на формирование навыков рефлексивного поведения, на развитие самосознания, социальной компетентности.
Социально-психологический мониторинг: мониторинг формирования личностных качеств, лежащих в основе ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития. Мониторинг компетенций выпускника школы.
2.5.5. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, профильного обучения
Психологическое просвещение: подготовка и проведение мероприятий, информирующих обучающихся о значимости осознанного выбора профессии, о современных и востребованных профессиях, о рынке труда и рынке образовательных услуг и др. Повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам профессионального самоопределения обучающихся, построения индивидуальных учебных планов, образовательных программ и маршрутов. Знакомство их с ситуацией на рынке профессионального образования и рынке труда и др. Работа может проводиться в форме семинаров, круглых столов, педсоветов, она включает подбор литературы, организацию тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы), приглашение специалистов других служб, специализирующихся на вопросах профессионального самоопределения.
Психологическая профилактика: разработка и (или) реализация программ, мероприятий, проведение занятий с педагогами, родителями, обучающимися, направленных на профилактику возможных рисков, трудностей и ошибок в ситуации самоопределения.
Психологическая диагностика: изучение образовательных запросов обучающихся, профессиональной направленности их личности, социально-трудовой компетентности, способностей и возможностей, профессиональных планов и намерений, степени удовлетворенности выбранным профилем обучения и т. п.
Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании компетенций, способствующих переходу обучающихся во взрослую жизнь, развитию у них активной позиции на рынке труда, экзаменационной компетентности. Помощь и поддержка обучающихся в расширении социального и личностного опыта, обучение их умению делать выбор, обозначение и расширение жизненных перспектив, ориентация на активную самостоятельную деятельность в процессе профессионального выбора, помощь в построении индивидуального образовательного плана. Корректировка нерациональных, неэффективных стратегий выбора, поведения в конкретных ситуациях и т. п.
Психологическое консультирование: консультации по вопросам социально-профессионального и жизненного самоопределения, построения социально-образовательного проекта профессионального самоопределения. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.
Социально-психологическое проектирование: участие в разработке системы мероприятий по созданию психологически безопасной и развивающей образовательной среды.
Социально-психологическая экспертиза: оценка условий для формирования и развития профессионального и жизненного самоопределения обучающихся в рамках учебных и внеучебных мероприятий. Оценка соответствия индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся их личностным особенностям, профессиональной направленности, склонностям, интересам, способностям.
Социально-психологический мониторинг: мониторинг профессиональных планов выпускников, уровня их готовности к профессиональному самоопределению.
Окончание в следующем номере.
Метрики
Просмотров
Всего: 969
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 584
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0