Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 3. С. 9–11
ISSN: 2658-3100 (online)
Помогать детям, которым трудно
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Петрынин А.Г. Помогать детям, которым трудно [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 3. С. 9–11. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/27571 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Насчет «коня на ходу остановит» не знаю, не видел. А вот оседлать и галопом по кругу — это запросто. И ребятам радостно: какой у них замечательный учитель!
Елена Владимировна, как того требуют условия участия в конкурсном отборе, реализует общеобразовательные программы, но работает она с очень сложными ребятами с отклонениями в поведении. При этом ни одного «трудного» ребенка в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Хабаровска нет. Есть дети, которым трудно. Трудно жить, потому что зачастую их предают самые близкие люди — родители; трудно учиться, потому что из-за большого количества пропущенных уроков они не ощущают себя успешными в обучении; трудно найти свое место в жизни, потому что овладеть профессией мешают пробелы в знаниях.
В Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Хабаровска, как и в другие образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, подростки поступают по разным причинам. Как правило, это ребята с низкой учебной мотивацией, с нежеланием познавать, со сниженными адаптационными возможностями к школьным условиям, с не- сформированной психологической готовностью к обучению.
Поэтому задачами педагогов и психологов являются оказание психолого-педагогической и медикосоциальной помощи детям; разработка учебных коррекционных программ, стимулирующих их развитие, вариантов организации учебной деятельности, восстановление обучаемости ребенка; создание условий для получения базового образования, профессиональной подготовки, обеспечение трудовой адаптации.
Программа профессиональной подготовки предусматривает владение учащимися необходимыми математическими знаниями. Но к своим 14—15 годам многие подростки с девиантно-криминальным поведением из-за большого количества пропущенных уроков не освоили программу даже начальной школы. Зачастую они затрудняются производить действия с десятичными и обыкновенными дробями, находить значение алгебраических выражений, переводить результаты измерений из более крупных единиц в мелкие, выполнять геометрические построения... И это не вина, а беда этих ребят. Препятствием в развитии профессионального мастерства учащихся является неумение применять математические знания на уроках производственного обучения. Реальные задачи вызывают растерянность даже у тех школьников, которые хорошо усвоили материал на уроках математики.
Это же надо так любить детей, чтобы из желания помочь им педагог изобретает спецкурсы по использованию математических знаний на уроках производственного обучения, которые способствуют разрешению противоречия между желанием подростков овладеть профессией и низким уровнем математической грамотности! Они так и называются: «Использование математических знаний при профессиональном обучении подростков с девиантно-криминальным поведением». Елена Владимировна — автор нескольких брошюр, изданных по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Института образовательной политики «Эврика».
Рецензент книг ректор Московского Института психологии и педагогики, доктор психологических наук, профессор О.Н. Усанова пишет: «Личные наблюдения за тем, как проходят интегрированные уроки в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Хабаровска, подтверждают идею о том, что смещение центра мотивации с обучения учебному предмету на усвоение профессиональных навыков при работе с девиантными учащимися приносит положительный результат. Применяя знания на практике, такие подростки становятся более уверенными в своих силах, у них постепенно формируется и мотивация к усвоению знаний».
Е.В. Петлеванная была победителем престижных Всероссийских конкурсов «Авторская школа — 2006» в номинации «Проектировщик образовательной деятельности» и «Мои новации в образовании — 2008».
В приказе Министра образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2009 года №236 ее имя названо среди лучших учителей на получение денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в развитие образования.
Как-то в телевизионном интервью воспитанник Центра с очень сложной судьбой сказал о своих педагогах: «Здесь работают необыкновенные люди — у них особенное сердце...»
Любимая мною Фаина Георгиевна Раневская сокрушалась: «Из театра ушел трепет... Трепет!»
Как важно сохранить в школе трепетное отношение к детям. Как важно, чтобы учитель видел, прежде всего, ребенка в своем ученике.
С первого дня после окончания института Елена Владимировна сердце отдает детям, которым трудно, — до прихода в Центр реабилитации и коррекции 15 лет работала в интернате для детей-сирот.
Читаем в ее заметках: «Если в наших учреждениях оказались эти дети, то, наверняка, им это очень нужно. Они в душе своей не теряют надежды на то, что вот здесь-то их обязательно поймут, примут такими, какие они есть, полюбят, приласкают, помогут стать лучше. Ведь ни один человек на свете не рождается с желанием быть плохим, злым, ершистым. Так складываются обстоятельства, в которые попадает ребенок. И как важно не обмануть его ожидания, помочь поверить людям, поверить в себя.
Если нас судьба приводит к детям, которым трудно, значит нам это для чего-то нужно. Как у В. Маяковского: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают, значит — это кому-нибудь нужно?» Может быть для того, чтобы мы стали терпимее к людям, добрее, милосерднее, чтобы научились понимать детскую беду, взрастили в себе желание обязательно постараться помочь подрастающему, еще неокрепшему человеку».
Неслучайно несколько лет вместе с коллегами из Центра психолого-педагогической реабилитации на добровольных началах Е.В. Петлеванная проводила занятия в Хабаровском следственном изоляторе №1 для подследственных несовершеннолетних. Занятия стали для ребят связью с тем миром, который остался за забором, своеобразной отдушиной и в некотором роде нравственной реабилитацией. Учителя, может быть, оказались единственными людьми, поверившими в то, что они еще могут измениться, стать другими. Тяга к общению и знаниям особенно чувствовалась у многих несовершеннолетних заключенных, которых не навещают родные. Это не только получение образования, но и занятость ребят, их развитие. У ребят есть шанс продолжить образование в колонии, а потом устроить свою жизнь. Педагоги Центра видят в «подследственных» попавших в беду детей, расплачивающихся за грехи жестокого взрослого мира, и глубоко убеждены, что доброта и любовь непременно растопят острые льдинки в сердце озлобленного и глубоко несчастного маленького человека.
Один из самых любимых кружков для ребятни Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции тот, которым руководит Е.В. Петлеванная — «Математика и шахматы». И мысли в порядок приводит, и математику учит любить. Сама молодая бабушка, Елена Владимировна придумала с мальчишками организовать шахматно-шашечный турнир среди бабушек. За бабушек «болели» и дети, и педагоги, радовались победам. Проводили турнир, а получился урок. Урок любви к своим и чужим бабушкам.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 867
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 589
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0