V Неделя школьной психологии

507

Аннотация

С 26 июня по 1 июля в г. Сочи прошла юбилейная V Неделя школьной психологии «Перекресток». Напомню, что первый раз это мероприятие, организованное центром психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Издательским домом «Первое сентября», было проведено осенью 2004 года.

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Решетникова О.В. V Неделя школьной психологии [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 3. С. 5–8. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/27570 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 
 

В череде психологических мероприятий, которые активно проходят в различных городах России (конференции, съезды, семинары, тренинги), особо выделяется Неделя школьной психологии — мероприятие, направленное на повышение профессионального мастерства педагогов-психологов и повышение психологической компетентности других специалистов и руководителей, работающих в системе образования, в сфере социальной и молодежной политики. С 26 июня по 1 июля в г. Сочи прошла Неделя школьной психологии «Перекресток». Напомню, что первый раз это мероприятие, организованное центром психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Издательским домом «Первое сентября», было проведено осенью 2004 года.

Тогда в ВДЦ «Орленок» собрались настоящие энтузиасты со всей России. Все приехали с большим желанием общаться, обсуждать проблемы, узнавать новое, внутренне меняться. Именно на первой Неделе сформировалось сообщество неравнодушных профессионалов: и тех, которые могли чему-то научиться сами, и тех, кто мог научить других, хотя различия между учителями и учениками на Неделе весьма условны, поскольку стиль взаимоотношений  между рядовыми участниками и ведущими специалистами очень демократичен.

Здесь не существует канонов и непреложных истин, все может быть подвергнуто сомнению, а идеи возникают в ходе совместных обсуждений, и стало понятно, что психологию образования создают не только сами психологи, но и в равной мере педагоги и руководители образовательных учреждений. Поэтому «смешанный» состав участников стал здесь традиционным.

К пятой Неделе уже сложилась профессиональная культура проведения занятий (лекционных, тре­нинговых), сформировалась команда ведущих, которая, впрочем, постоянно пополняется.

У каждой Недели есть своя концепция, свой сценарий, своя «игровая оболочка». Юбилейная V Неделя носила название «Перекресток», что означало временную остановку, раздумье, переосмысление и, в конце концов, — выбор единственно правильного пути.

В этом году в Сочи собрались 185 человек из различных регионов России, Белоруссии, Украины. Среди гостей была даже психолог из США Татьяна Коттл.

Выбор тематического вектора Недель школьной психологии неслучаен. Если оглянуться назад, то можно заметить, что их тематика так или иначе отражает общую тенденцию в современной психологии образования. На первых Неделях психологи были заняты большей частью собой, своим становлением («Открытие», «Восхождение»), а затем развитием («Погружение», «Четыре стихии»), лейтмотивом же прошедшей Недели стало философское осмысление того, что же действительно представляет из себя психология в образовании: что она может, а что — нет. И вообще, все ли правильно в нашем «королевстве»?

Может быть, неслучайно психологи при любой модернизации оказываются на «обочине» системы образования? Почему это происходит? Нет ли тут и нашей вины? Соответствуем ли мы с нашими методиками, тренингами и тестами современной ситуации в образовании или нам необходимо не только меняться в профессиональном плане, но и находить новые формы взаимодействия с системой образования, чтобы стать ее неотъемлемой частью?

Эта мысль постоянно звучала в выступлениях главного «идеолога» Недели Марины Ростиславовны Битяновой. Она уверена, что педагоги во все времена занимались решением психологических проблем детей, думая о том, как заинтересовать ребенка учебой, сделать его более внимательным, ответственным. Искали индивидуальный подход к детям. Прекрасной иллюстрацией этого является глубоко психологическая работа, которую продемонстрировала в этом году на авторской мастерской «От понимания к слову — к раскрытию смысла текста» филолог Е.А. Кац. Она блестяще показала возможности применения психологического «контекста» в педагогической деятельности.

Но стоило только психологии выделиться в самостоятельный компонент внутри образования, как оно насторожилось. И эту настороженность никак не удается преодолеть.

Размышления на эту тему звучали на ежедневных «прологах» М.Р. Битяновой, продолжались во время монологов, проблемных лекций М.М. Семаго и Н.Я. Семаго, И.В. Вачкова, А.В. Шувалова, А.И. Са­венкова, Е.А. Александровой, Н.А. Сакович, М.М. Безруких, видео-монологе В.И. Слободчикова, а также во время дискуссий. Рассматривались объективные и субъективные причины, по которым психологи отторгаются меняющейся системой образования. К сожалению, у системы образования нет четко сформулированного запроса на психологическую деятельность. И это при том, что образование не может эффективно существовать без серьезных психологических знаний и практической деятельности психологов. Только деятельность эта должна быть выстроена в соответствии с его, образования, потребностями.

И ведущие специалисты, и практики много говорили о том, что надо определиться с критериями, по которым отличают «полезных» от «бесполезных» для образования психологов. Тем более что с прекрасными образцами того, что действительно может быть полезно образованию, участники смогли познакомиться, посещая мастерские и мастер-классы «Перекрестка».

Ключевой для всего мероприятия стала интерактивная дискуссия «Три источника — три составные части образовательной практики», развернувшаяся в первый день. О том, каким должен быть психолог в образовании, о его месте и предназначении рассуждали Философ (А.В. Шувалов), Психолог (М.М. Се­маго) и Педагог (Е.А. Александрова). Каждый из них пригласил из зала трех человек в «группу поддержки». Высказаться мог любой желающий. В результате этой командной работы, после того как стороны обменялись взаимными претензиями, родилось множество метафоричных определений. Процитирую два из них, которые, на мой взгляд, наиболее точно отражают проблемы психолога в образовании: «Психолог очень часто ставит себя «вместо»: вместо родителя, вместо педагога. А наша задача — быть вместе, а не вместо»; «Если два человека стоят с двух концов одной дороги, они могут встретиться посредине, только если каждый пройдет свою половину пути. И не надо ждать, когда первый шаг сделает другой».

В целом, V Неделя оказалась очень содержательной и насыщенной. Дискуссии сменялись мастер- классами, авторские мастерские — проектными семинарами. Параллельно проходила бурная внутренняя «игровая» жизнь: акции, арт-студии. Ну и конечно — встречи, знакомство, общение. В творческую деятельность участники включились сразу: метафорическое театрализованное представление на открытии не только задало высокую планку всей дальнейшей работе, но заставило задуматься над судьбой психолога, а юмор только помог в этом. И прекрасная природа Сочи, и море рядом, и все соблазны замечательного курорта не смогли «перевесить» чашу весов. Участники предпочли работу: каждый ведущий находил своих благодарных слушателей.

Как всегда, шла постоянная рефлексия того, что демонстрировали коллеги. Прежде всего, это касалось мастерских и мастер-классов, которые проходили в рамках конкурса авторских мастерских «Профессиональное признание — 2009», где наиболее смелые из молодых участников рискнули представить свои работы. Их работу оценивало не только компетентное жюри, но и все участники. Причем от членов жюри конкурсанты в конце занятия смогли получить полноценную обратную связь.

Показательно, что в конкурсе среди победителей было двое педагогов.

Мне кажется, что активное участие во всех мероприятиях Недели школьной психологии может стать своеобразным «знаком качества» для психолога. Ведь здесь каждый ощущает себя настоящим профессионалом, даже не проводя мастер-классы, а просто высказывая и отстаивая собственную позицию. Но главное — на таких мероприятиях появляется возможность не только получать готовые психологические знания, но и учиться самостоятельно добывать их и активно использовать.

Победители конкурса «Профессиональное признание — 2009»:

3 место. Белкина Анастасия Вячеславовна (г. Усть-Юган), авторская мастерская «Я — подросток!».

2 место. Кац Елена Анатольевна (г. Москва), мастер-класс «От внимания к слову — к раскрытию смысла текста».

1 место. Баринова Наталья Михайловна (г Москва), авторская мастерская «Детско- родительский клуб как форма психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи в ДОУ».

Приз жюри «Личные симпатии» получила Мукосеева Юлия Борисовна (г. Москва), авторская мастерская «Развивающие возможности ЕГЭ».

Фрагмент видео-монолога В.И. Слободчикова «Философия и антропология современного образования» представлен на компакт-диске.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 915
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 507
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0