С новым учебным годом, дорогие «обучаемые» и «обучающие»!

444

Аннотация

Вот и опять наступила осень. А это значит, что в огромнейшей сфере нашей общественной жизни, которая именуется системой образования, начался новый учебный год. Воспитатели в детских садах вновь начнут воспитывать дошкольников, учителя — учить школьников, преподаватели —преподавать студентам, руководители образования — руководить всей этой сложной системой, а родители — переживать за своих детей и надеяться на их успехи сейчас и в будущем. Разрешите поздравить всех с началом занятий и пожелать спокойной работы, достойных взаимоотношений, родительского и преподавательского терпения, четких ориентиров в постоянно меняющейся образовательной среде.

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Дубровина И.В. С новым учебным годом, дорогие «обучаемые» и «обучающие»! [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 3. С. 3–4. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/27569 (дата обращения: 24.11.2024)

Полный текст

 
 

Вот и опять наступила осень. А это значит, что в огромнейшей сфере нашей общественной жизни, которая именуется системой образования, начался новый учебный год. Воспитатели в детских садах вновь начнут воспитывать дошкольников, учителя — учить школьников, преподаватели —преподавать студентам, руководители образования — руководить всей этой сложной системой, а родители — переживать за своих детей и надеяться на их успехи сейчас и в будущем. Разрешите поздравить всех с началом занятий и пожелать спокойной работы, достойных взаимоотношений, родительского и преподавательского терпения, четких ориентиров в постоянно меняющейся образовательной среде.

Складывается впечатление, что наше Министерство образования и науки — самое продвинутое из всех министерств страны. Наверное, никто так часто, легко и безоглядно не реформирует, не модернизирует и не инновациирует ту профессиональную сферу, которую оно (министерство) возглавляет.

Сейчас система образования выглядит следующим образом:

— среднее образование в школе (ну, очень среднее), — высокое образование в бакалавриате (чуть выше среднего школьного),

— повышенное (в сравнении с бакалаврами) образование в магистратуре.

Привычного высшего образования, которое предполагает высокую профессиональную и общекультурную подготовку специалиста в той или иной области, фактически нет. Понятие «специалист» уходит в прошлое, остаются «бакалавр» и «магистр». Надо сказать, что названия эти «звучат» и мысленно приближают нас к заграничным странам, за которыми мы, как великая держава, гоняемся на протяжении всей истории нашей страны. Помните, «в Париже даже кучер говорит по-французски»?

Меняются формы образования, но суть его, благодаря преданным ему труженикам образовательного фронта, остается неизменной. Суть этого очень удачно, с нашей точки зрения, сформулирована Н.Г. Чер­нышевским: «Три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».

Нас, конечно, прежде всего, волнует подготовка профессиональных кадров для психологической службы системы образования.

Истинное высшее образование студентов психологических факультетов, университетов, институтов зависит, с одной стороны, от уровня общей, профессиональной и личностной культуры преподавателей, от понимания ими смысла той профессиональной деятельности, к выполнению которой готовят они своих воспитанников. С другой стороны — от осознания студентами того, почему они выбрали этот вуз, эту профессию, от их готовности к личным усилиям для познания той сферы деятельности, которую они выбрали. Иными словами, несмотря на все инновации и новые стандарты, высшее образование сейчас, как и всегда, в руках тех, кто учит, и тех, кто учится.

Уважаемые преподаватели психологических факультетов, институтов, университетов, разрешите поздравить вас с началом нового учебного года, разрешите выразить надежду, что вы неплохо отдохнули и соскучились по своей сложной, многогранной и такой благородной работе! Ваша научная эрудиция, профессиональная честность, незаурядные способности общения с коллегами и студентами образуют в вузе не только необходимую профессиональную, но и определенную культурную среду развития юноши (девушки) как компетентного специалиста и порядочного человека. Ведь именно культурная среда «необходима для духовной, нравственной жизни человека, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, нравственной самодисциплины и социальности» (Д.С. Лихачев).

Деятельность и развитие практической психологии в современной системе образования является вашей заслугой, результатом труда ваших воспитанников.

Дорогие студенты-психологи! Вас мы тоже поздравляем с новым учебным годом. Ведь каждый новый учебный год приближает вас к заветной цели — получению диплома, который будет свидетельствовать о том, что вы профессионально готовы к выполнению той деятельности, ради которой учились и учитесь. Это значит, что выпускник психологического факультета, института, университета — специалист, не только конкурентноспособный на современном рынке труда, свободно владеющий профессией, готовый к социальной мобильности, но и культурный человек, обладающий как общей, так и психологической культурой. Желаем вам удачи, познавательно и эмоционально насыщенной студенческой жизни, интеллектуального обогащения, интересной практики, дружбы, любви!

Уважаемые преподаватели и «бывалые» студенты! На ваши факультеты пришло много новых молодых людей. Давайте посмотрим, кто они? Почему выбрали эту специальность и чего ждут от нее? Давайте вместе их поприветствуем!

Дорогие первокурсники! Редакция журнала, преподаватели и студенты старших курсов поздравляют вас с началом новой жизни! Вы молоды, умны, красивы, вам предстоят годы интереснейших познаний. Наука психология —одна из сложнейших наук. Исчерпать знания о психической и духовной жизни человека невозможно. Чем больше вы будете постигать законы развития психики, тем больше у вас будет возникать вопросов, тем больше вы будете чувствовать, что какая-то тайна человеческой души, которая движет мыслями и поступками человека, ускользает от вас. Сложность и интересность вашей будущей профессии состоит в том, что вы должны осваивать не только науку, но и способы реализации научных знаний в работе с конкретными людьми разного возраста, различного социального статуса. Каждый из вас в будущем — это два специалиста в одной профессиональной целостности: — ученый, ориентированный на практику, и практик, фундаментально подготовленный в научном отношении.

У каждого из вас имеется шанс сделать научное открытие в психологи или внести что-то новое, необходимое людям в психологическую практику. Все зависит от вас. Еще Козьма Прутков предупреждал: «Начиная свое поприще, не теряй, о юноша! драгоценного времени!» Приобретайте вкус к чтению научной литературы, помните, люди перестают мыслить, когда перестают читать или читают лишь популярное переложение современными авторами чужих мыслей, рожденных когда-то истинными учеными в результате глубоких раздумий, серьезных экспериментов, тончайших наблюдений, гениальных догадок.

Пытайтесь проникнуть в суть научных гипотез и постулатов, не бойтесь мысленно дискутировать с классиками. Обратите внимание на замечание Ф.М. Достоевского: «Ум современного молодого человека рано изнашивается усвоением чужих мыслей и теряет способность к самодеятельности и самостоятельности». Главное, не забывайте, что вам предоставлена возможность «наследовать и множить» лучшие традиции российской интеллигенции. Страна будет благодарна вам, если вы воспользуетесь этой возможностью и реализуете ее в своей будущей профессиональной деятельности. Ей (стране) так недостает интеллигентных людей во всех слоях и сферах общественной жизни.

Дорогие коллеги! Еще раз примите наши поздравления, пожелания здоровья, счастья. Леонардо да Винчи утверждал, что счастье достается тому, кто много трудится. Если эта мысль справедлива, то за вас можно не беспокоиться: вы столько трудитесь, что счастье вам должно быть гарантировано. И тем не менее, человеку — и молодому, и зрелому, и пожилому — одного труда для счастья маловато. Мы желаем, чтобы у вас сохранялся живой интерес к происходящему в стране и мире, чтобы вас любили не только в профессии, но и в вашей личной жизни, чтобы на работе, в семье, в обществе вас окружали доброжелательные люди, чтобы государство более эффективно заботилось о вашем достойном экономическом положении. Еще многое можно было бы пожелать, но мы ведь не прощаемся, мы только начинаем вместе новый учебный год. Пишите нам!

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, действительный член (академик) РАО, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), главный научный сотрудник, лаборатория научных основ детской практической психологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 886
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 444
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0