Стоит ли осуждать себя?

493

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Дубровина И.В. Стоит ли осуждать себя? [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 3. С. 3–5. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n3/28525 (дата обращения: 24.11.2024)

Полный текст

Дорогие педагоги-психологи!

Очередной учебный год диктует нам свои условия нашего существования. Наступила пора новых профессиональных поисков и открытий, надежд и разочарований, радостей и огорчений. Ну что ж, это и есть наша профессиональная жизнь.

Приятно осознавать, что практическая психология стала неотъемлемой частью общественной жизни России, в наибольшей степени ее влияние заметно в развитии системы современного образования. Психологическая служба является необходимым компонентом этой системы, а сравнительно недавно возникшая новая специальность — практический психолог образования (или педагог-психолог) становится массовой.

Работа психолога — это новый вид общественно значимой профессиональной деятельности, она вызвана к жизни потребностями общества, новые социальные реалии которого повышают требования к развитию творческого и нравственного потенциала молодого поколения страны.
Деятельность психологической службы направлена на реализацию основных принципов государственной политики в области образования, которые основываются на гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности, общедоступности образования.

В своей деятельности педагоги-психологи руководствуются соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», указами и распоряжениями Президента и Правительства Российской Федерации, решениями региональных министерств, городских департаментов и управлений образования, Положением о службе практической психологии, утвержденным Министерством образования Российской Федерации, и другими необходимыми документами.

В них подчеркивается, что психологическая служба в образовательном учреждении принципиально меняет социальную ситуацию развития ребенка, позволяя позитивно решать проблемы, касающиеся его учения, поведения, психологического здоровья.

Психологи работают в самых разных образовательных учреждениях: в детских садах и общеобразовательных школах, в интернатах и лицеях, в специальных школах и гимназиях, в колледжах и кадетских корпусах. Успех их деятельности напрямую зависит от взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса — с детьми, педагогами, администрацией, родителями, работниками специализированных психолого-медико-педагогических центров. В задачу психологов входит определение условий, необходимых для благоприятного проживания ребенком дошкольного и школьного детства, отрочества, ранней юности, максимальное содействие администрации в создании таких условий, оказание психологической помощи и поддержки как самим детям, так и их родителям, воспитателям, учителям в решении личных проблем, проблем обучения, воспитания, общения, отношений, переживаний, укрепление культурного взаимодействия воспитателей и родителей, учителей и родителей как важного условия нормального развития ребенка.

Психологи выступают, в определенной степени, гарантами права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на становление его индивидуальности. Они защищают ребенка не от кого-то конкретного, а от нарушений условий, способствующих его нормальной жизни и позитивному развитию.

Анализ многолетнего опыта работы психологической службы свидетельствует, что основная специфика решаемых задач и форм работы педагога-психолога зависит от типа образовательного учреждения. Каждое учреждение имеет особенности, которые определяют социальную ситуацию развития детей и тем самым оказывают влияние на психическое и личностное развитие каждого ребенка. Психолог анализирует проблемы, возникающие в конкретном учреждении (возрастные, социальные, образовательные, национальные, межнациональные, культурные), и строит свою работу в соответствии с пониманием этих проблем.

Работа в образовательном учреждении позволяет психологу основательно вникнуть в учебно-воспитательную ситуацию учреждения, узнать как воспитателей, учителей, так и воспитанников, учащихся, понять особенности их взаимоотношений, вступить в контакт с родителями. Психолог имеет возможность сочетать изучение поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей.

Поэтому работа педагога-психолога в любом учреждении образования регламентируется как общими требованиями к его профессиональной деятельности, зафиксированными в нормативных документах федерального и регионального уровня, так и задачами, которые стоят перед каждым конкретным учреждением образования.

Современный педагог-психолог — это специалист, получивший высшее психологическое образование. Его профессиональный уровень включает безусловное знание научных основ психологии, безупречное владение самыми разнообразными психологическими техниками, методами, осознание границ своей профессиональной компетенции и понимание ответственности за рекомендации, их осуществление и последствия, психологическую культуру, развитой ум и незаурядность личности. Это проявляется в самостоятельности мышления, в желании и умении работать не по шаблону, в безукоризненном владении родной речью, в тактичности поведения и общения. Все это позволяет психологу грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, на основании этих данных делать заключение о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка, находить общий язык со всеми участниками образовательного процесса, устанавливать с ними профессиональное эффективное взаимодействие.

И тем не менее, периодически возникают нарекания к работе психологов со стороны педагогов, родителей, общества.

Почему это происходит? Можно, конечно, сослаться на то, что окружающие не понимают сути работы педагога-психолога и поэтому с их стороны возникают различного рода претензии к нему. Однако думается, что накануне IV Всероссийского съезда психологов образования следует критически осмыслить свою профессиональную деятельность, чтобы понять причины возможного недовольства.
Ю.М. Лотман справедливо замечал, что мудрость состоит в том, чтобы критически относиться к себе и снисходительно к другим.

Об этом же писал один из добрейших и мудрейших наших современников — Булат Окуджава: Осудите сначала себя самого, Научитесь искусству такому, А уж после судите врага своего И соседа по шару земному.

Научитесь сначала себе самому

Не прощать ни единой промашки,

А уж после кричите врагу своему, 

Что он враг и грехи его тяжки.

Не в другом, а в себе побеждайте врага,

А когда преуспеете в этом,

Не придется уж больше валять дурака —

Вот и станете вы человеком.

Думается, что за состояние психологической службы образования прежде всего несут ответственность не педагоги-психологи, а ученые-психологи, вузы, готовящие практических психологов, органы управления образованием. Можно отметить в связи с этим несколько моментов.

  1. Один из основных просчетов при создании основ психологической службы — отсутствие контекста психологической и общей культуры при рассмотрении всех ее компонентов и при подготовке кадров.   
  2. Психологи в большей степени вносят в общественную практику методы, техники, приемы работы с людьми и в меньшей степени реализуют культурнонравственный потенциал своей науки и практики. Быть может, это объясняет тот факт, что, к сожалению, сейчас в нашем обществе в большей мере востребованы психологические знания, нежели психологическая культура, которая предполагает реализацию психологических знаний с гуманистических позиций уважения, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства, как своего, так и другого человека.
  3. Использование психологических практик вне контекста психологической культуры создает благоприятные условия для всякого рода манипулирования мыслями, чувствами, поведением людей. Это может вызывать негативное восприятие работы психолога сотрудниками образовательного учреждения и родителями, не обладающими достаточной психологической грамотностью.
  4. Мы не смогли привнести психологическую культуру даже в область образования, где работает много психологов, с мнением которых, однако, далеко не всегда считаются работники управления образованием. Ведь многие из многочисленных инноваций, реформаций, модернизаций в образовании происходят, скорее, в интересах экономических, политических, чем в интересах ребенка как растущего человека и развивающейся личности. Поэтому в образовательных учреждениях нарушаются многие законы психического и личностного развития человека в детском, подростковом и юношеском возрастах, и психолог не всегда может этому противостоять.
  5. Специальность педагога-психолога, как и сама психологическая служба, находится все еще в процессе своего профессионального становления. Еще не определено правовое поле педагога-психолога, не прописаны на законодательном уровне его функциональные обязанности, не выделены приоритетные направления и специфика его деятельности в связи с особенностями того или иного типа образовательного учреждения. Выпускники ряда вузов недостаточно понимают смысл своей будущей профессиональной деятельности в должности педагога-психолога.
  6. В стандартах образования педагогов-психологов не предусмотрено развитие профессиональной и психологической культуры специалиста в их единстве и взаимообусловленности. Это проявляется в неумении психологов культурно взаимодействовать с педагогами, родителями как с партнерами по решению вопросов развития, обучения, воспитания детей и школьников. 
  7. Из всех видов деятельности педагога-психолога наименее развито и меньше всего реализуется в практике грамотное психологическое просвещение. Между тем, одна из насущнейших задач практической психологии — способствовать ликвидации психологической неграмотности общества и развитию психологической культуры населе-I ПЫ с|р. ты.

Однако, все это — недочеты, ошибки бурно развивающейся психологической службы образования — вполне исправимы, если на это будут направлены наши помыслы, желание и воля.

Дорогие коллеги! Редакционный совет и редколлегия журнала искренне желают вам благополучия не только в профессиональной, но и в вашей личной жизни — присутствия в ней любви, взаимопонимания с близкими людьми. Ждем ваших писем, статей, предложений, вопросов, замечаний, рассуждений — только вместе мы сможем хоть в какой-то степени способствовать дальнейшему развитию психологической службы образования.

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, действительный член (академик) РАО, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), главный научный сотрудник, лаборатория научных основ детской практической психологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 780
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 493
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0