«Педагогический звездопад». Программа повышения психологической компетентности педагогов (часть 3)

566

Аннотация

Окончание. Начало программы в № 4 за 2007 год и № 1.

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Беспалова В.Г., Мотина И.В., Овчинникова Е.В. «Педагогический звездопад». Программа повышения психологической компетентности педагогов (часть 3) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 2. С. 122–126. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n2/28640 (дата обращения: 05.12.2024)

Полный текст

 Окончание. Начало программы в № 4 за 2007 год и № 1 за 2008 год.

Занятие № 5

Тема: «Потребности и возможности»

Требование к проведению занятия: обязательное присутствие педагогов-психологов образовательных учреждений.

Цель: Проектирование психолого-педагогической деятельности в ОУ по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Переход от профессионального обучения к профессиональной деятельности. Оценка произведенной работы за время действия педагогической студии.

I.    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.  Организационный момент — объявление темы и цели занятия

Ведущий: Уважаемые коллеги! В школах существует реальная потребность в сохранении здоровья педагогов, поддержания их профессионализма. Это возможно, если в образовательном учреждении будет произведена работа, направленная на профилактику и устранение профессионального выгорания педагогов. Большое место в этой деятельности отводится самим педагогам, при этом психолог выступает как консультант и помощник.

Поэтому сегодня мы — педагоги и психологи — попробуем спроектировать совместную деятельность в образовательном учреждении по профилактике и устранению профессионального выгорания.

2.    Упражнение «Ежедневник»

Цель: осознание своих личных ресурсов (возможностей).

Инструкция:

1.  На бланке с названием «Блокнот» на каждый час назначьте встречу с другим членам группы.

Ведущий называет в случайном порядке то или иное время, а участники подходят к тому коллеге, с которым назначена встреча.

Затем ведущий определяет тему для разговора, и участникам дается задание обменяться мнением или знаниями по этому вопросу. Время на разговор 1-2 мин.

 

Темы для обсуждения:

•     Самое раннее воспоминание о детстве

•     Кем Вы хотели стать, когда учились в начальной школе?

•     Самый лучший день вашей жизни

•     От чего Вы получаете больше всего удовольствия?

•     Назовите одно свое качество, которое больше всего нравится другим людям, и одно качество, которое меньше всего нравится им.

•     Что Вы ожидаете от тренинга?

•     Чем бы Вам хотелось заниматься через пять лет?

•     На какое животное Вы считаете себя похожим и почему?

•     Свободная тема

Бланк «Ежедневника»

 

Вопросы для обсуждения по кругу:

-     Подумайте и скажите, что вам больше всего запомнилось из всех встреч?

-      Может кто-то, чем-то вас удивил? Почему?

II. ОСНОВНОЙ БЛОК

1.     Выступление ведущего «Планирование и разработка проектов»

На экране высвечивается весь необходимый теоретический материал по написанию проектов. Ведущий поясняет, комментирует, (см. Приложение I)

2.    Упражнение «Проект и стратегии его реализации»

Цель: планирование совместной деятельности психологов и педагогов образовательного учреждения по профилактике профессионального выгорания педагогов в новом учебном году.

Группа делится на три подгруппы:

1-    я подгруппа — психологи;

2-     я подгруппа — педагоги;

3-    я подгруппа — три человека, играющие роли «скептика», «реалиста», «оптимиста».

Цель 1-й подгруппы: что могут сделать психологи по выбранной проблеме в новом учебном году?

Цель 2-й подгруппы: чего хотят педагоги от психологов по решению проблемы?

Цель 3-й группы: проанализировать проекты, выявить достоинства, недостатки, внести свои предложения и коррективы.

Участникам выдаются маркеры и ватман. Время работы 30-40 мин.

Задание:

1.    Опишите, какие мероприятия вы планируете в ходе проекта.

2.    Продумайте смысл каждого мероприятия.

3.    Проанализируйте риск.

4.    Какие вам необходимы для реализации мероприятий ресурсы (температура, деньги и т.п.)?

5.    Цель мероприятий и ожидаемый результат.

Результаты работы подгрупп представляются в виде таблицы (см. Табл. 1).

После презентаций проектов в работу включается 3-я группа.

Подведение итогов: каждому участнику дается два липких блока, для того чтобы отмечать, какие методы, формы, мероприятия больше всего понравились в проекте

Ведущий подводит итог, исходя из выявленных реальных потребностей педагогов и возможностей психологов образовательных учреждений по выбранной для обсуждения проблеме.

III БЛОК. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель: рефлексия

1.    Упражнение «Могу. Хочу. Надо» (см. «Вестник практической психологии образования № 4, 2007 г)

Подведение итогов: вывешиваются листы с пожеланиями педагогов, сделанных на первом занятии. Участники анализируют их выполнение, высказываясь по кругу.

Ведущий подводит итоги.

Прощание.

2.    Рисунок «Наша педагогическая студия».

Проведение мероприятий

Содержание мероприятия

Риск

Необходимые ресурсы

Цель

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника «Коллективный рисунок». Все участники молча, не сговариваясь, одновременно рисуют на листе ватмана «Нашу педагогическую студию». Рисунок вывешивается на обозрение. Каждый участник по кругу проговаривает свои впечатления о работе в педагогической студии, высказывает пожелания группе.

 

Ведущий заканчивает работу педагогической студией метафорой: «Все в твоих руках».

«На высокой в горе жил мудрый Мудрец. И каждый день к нему приходили ученики за советом, несмотря на то, что путь к Мудрецу был нелегким. А под горой жил завистливый Завистник. К нему никто не шел за советом, хотя добраться до него было просто. И тогда завистливый Завистник решил отомстить мудрому Мудрецу и решил сделать так: «Поймаю я бабочку и сожму ее в руке, поднимусь к Мудрецу и задам ему вопрос: «Скажи, какая бабочка у меня в руках, мертвая или живая?». Если он скажет, что живая, то я ее незаметно прижму, и она станет мертвой. А если он скажет, что она мертвая, я разожму ладонь, и она полетит. И все вокруг увидят, что он не мудрый Мудрец». Завистливый Завистник поймал бабочку и проделал путь, как и все остальные, поднялся в гору к мудрому Мудрецу и задал ему свой вопрос: «Скажи, какая бабочка у меня в руках, мертвая или живая?»

Мудрый Мудрец помолчав, подумав, ответил ему так: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ».

Критерии оценки эффективности и описание результативности работы:

1.   Рефлексия участников в конце каждого занятия.

2.   Наблюдение руководителя педагогической студии за поведением участков студии по критериям: невербальное поведение (поза, интонация, дистанция в общении); сотрудничество с участниками студии, вербализация проблемных состояний и ситуаций в педагогической деятельности.

3.   Заполнение анкеты «Ваше мнение» (Приложение II).

4.   Самодиагностика участников студии на каждом занятии.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Нисходящие стрелки показывают логическую последовательность формулирования частей проекта. Восходящие - последовательность его осуществления.

 

Компоненты проекта

Объективные свидетельства (показатели, обоснования)

Внешние условия (факторы. предпосылки.

Постановка проблемы

1.  Почему возникла необходимость в выполнении проекта?

2.  Почему решение данной проблемы - приоритетная задача?

Какие источники информации, помимо самого заявителя, свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?

1. Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы:

      выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели;

     достижение

запланированных результатов приводило бы к выполнению задач

Цель

1.  Какова цель, на движение к которой направлена деятельность в рамках проекта? Как она связана с решением поставленной задачи?

2.  Кто выиграет в результате продвижения к цели? Как действия, предусмотренные проектом, изменяют существующую ситуацию?

1. Каковы средства проверки продвижения к цели?

2.  Каким образом проверяющие организации/ лица смогут убедиться, что проект вносит ожидаемый вклад в продвижение к цели?

3.  Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих измерять степень продвижения к цели?

Задачи и ожидаемые результаты

1.  Какой конкретный эффект должен быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет завершен, то какого конкретного улучшения или изменения следует ожидать в окружающей среде, положении данной группы населения и Т.Д.?

2.  Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей?

1.   Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что проект выполнил поставленную задачу?

2.    Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту’?

3. Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач?

3. Í 1редусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ?

АНКЕТА «ВАШЕ МНЕНИЕ»

Дата___________________________________

Должность_______________________________

Стаж педагогической деятельности

1. Знакомы ли вы с проблемой профессионального выгорания педагогов?

2.    Профессиональное выгорание — это:

3.    Испытываете ли вы профессиональное выгорание?

4.    Какие способы профилактики профессионального выгорания вы знаете? Укажите.

5.    Какими способами профилактики профессионального выгорания вы лично пользуетесь? Укажите наиболее эффективные.

6.    Кто отвечает в образовательном учреждении за состояние педагога?

Информация об авторах

Беспалова Вероника Геннадьевна, методист-психолог Информационно-методического центра дополнительного профессионального образования г. Амурска, Амурск, Россия

Мотина Инна Владимировна, педагог-психолог высшей квалификационной категории школы-интерната №4 города Амурска (Хабаровский край), Амурск, Россия

Овчинникова Екатерина Владимировна, педагог-психолог второй квалификационной категории средней школы № 3 города Амурска, Амурск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 897
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 566
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0