Программа социально-психологического тренинга подготовки к выходу на свободу детей из воспитательной колонии

1319

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Чиркина Р.В. Программа социально-психологического тренинга подготовки к выходу на свободу детей из воспитательной колонии [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 1. С. 91–95. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n1/28697 (дата обращения: 05.12.2024)

Полный текст

В статье отражен опыт работы команды специалистов Саратовской региональной общественной организации «Социум», полученный в рамках реализации ресурсных проектов на базе Вольской и Энгельсской воспитательных колоний Саратовской области в 2003—2005 гг.

Организация «Социум» образована в 1998 г. на базе Центра службы практической психологии образования и объединяет социологов, психологов, медиков, юристов и педагогов города Энгельса. Специалистами СарРОО «Социум» проводились масштабные социологические исследования по изучению особенностей делинквентных и девиантных подростков (потребителей наркотиков, детей группы социального риска, склонных к правонарушениям, стоящих на учете в ОППН и т. п.). Специалисты СарРОО «Социум» широко используют различные средства массовой информации для популяризации идей гуманизма, способствующих формированию гражданского сознания общества.

Автор и руководитель проектов — Чиркина Римма Вячеславовна. Авторская группа тренингового блока: Чиркина Р.В., Штейнберг Э.И., Вдовина Н.А., Ислентьева О.В., Кудашова С.В.

ВВЕДЕНИЕ

Причины отклоняющегося поведения подростков тесно связаны с деформацией глубинных психологических структур их личности или ограничением необходимых для решения проблемы ресурсов, как внешних (когда сложившаяся ситуация не содержит в себе необходимых средств для решения возникшей проблемы), так и внутренних (когда подросток не знает, что преследуемая цель может быть достигнута социально приемлемым путем).

Особенно ярко подобные деформации проявляются у де­линквентных подростков, попавших в систему уголовного правосудия. Эта категория несовершеннолетних представляет собой наиболее проблемную группу криминогенного риска, особенно это касается подростков, которые получили опыт пребывания в местах принудительного содержания: воспитательных колониях, спецшколах и специальных ПТУ, центрах временного содержания, СИЗО и пересыльных тюрьмах.

Те личностные деформации, с которыми подросток попадает в места лишения свободы, не только не корректируются, но часто закрепляются и даже усиливаются. А набор средств для решения проблем еще более редуцируется. Поэтому, выходя на свободу, даже в совершеннолетнем возрасте бывшие воспитанники воспитательных колоний (ВК) не могут совладать с делинквентной инерцией. По статистике, в первый год после освобождения совершают повторные преступления от 30 до 60% человек.

 

Работу по подготовке воспитанников ВК к выходу на свободу надо начинать с первого дня пребывания подростка в колонии. Задачей воспитателей, психологов и социальных работников должна быть профилактика таких наиболее негативных последствий лишения свободы, как разрушение социальных связей и формирование личностных и поведенческих деформаций по типу «зека».

Но, конечно, основное внимание подготовке к освобождению традиционно уделяется в последнее полугодие пребывания подростка в ВК. К этому времени воспитанники прочно отвыкают от свободной жизни, пропитываются духом неволи и ее ценностями и интересами, приобретают цинизм и привычку к внешней регламентации своего поведения под «дамокловым мечом» незамедлительных санкций, отчуждаются от семейных и дружеских связей.

Многие воспитанники отмечают, что утратили живость характера и остроту ума, интерес к происходящему вне стен колонии и внутри, оптимизм и уверенность в себе. Конечно, есть и позитивные эффекты от пребывания в ВК. Ребята из неблагополучных семей получают среднее образование и рабочие специальности в ПТУ, навыки дисциплины, ремесел и творчества (там, где хорошо поставлена воспитательная и культурно-образовательная работа). Подростки с хорошими интеллектуальными и лидерскими способностями приобретают опыт статусного возвышения и самовыражения. Но негативные последствия, тем не менее, заметно проявляются на свободе, вызывая стойкую дезадаптацию бывших воспитанников во всех жизненных сферах.

Подготовить ребят к испытанию свободой одним только тренингом невозможно, сколь бы он ни был комплексным и длительным. В воспитательной колонии на социально-психологическую реабилитацию освобождающихся должно работать все: отношения с персоналом и специалистами (в том числе внешними) и отношения в отрядах, содержание и форма школьного и профессионального обучения и организация культурно-образовательной среды, возможности контактов с внешним миром (общение в ВК и за ее пределами с носителями различных моделей социально приемлемых ценностей и норм), помощь в поддержании связей со значимыми для подростка людьми и многое другое.

Та модель социально-психологического тренинга, которую мы реализовали на базе Энгельсской ВК, была прочно привязана к событиям, организованным в колонии в рамках нашего проекта. Так, например, тема ролевого самоопределения мужчины звучала в программе Клуба настоящих мужчин, куда приглашались люди с интересной судьбой. В дискуссиях по фильмам «Звезда», «Штрафбат», «Папа», «Заплати другому» и др. в рамках Воскресного киноклуба, в тематическом анкетировании и, наконец, в специально посвященном этому тренин­говом блоке.

В целом, вся эта работа направлена на формирование и повышение рефлексивного компонента личности воспитанников ВК, который, как известно, во многом определяет социальную нормативность и осознанность поведения, что, в свою очередь, напрямую влияет на снижение преимущественной для подростков спонтанной преступности, в том числе и повторной.

Наш тренинг-марафон проводился не только непосредственными участниками проекта: психологами и социальными работниками. В качестве ассистентов тренеров к работе подключались студенты- волонтеры саратовских вузов. Первые три блока были апробированы на базе Вольской ВК и спецшколы г. Маркса Саратовской области. Они вошли как базовый компонент в программу тренингов для Энгельсской ВК. В этом девятичасовом блоке отражены наиболее актуальные, на наш взгляд, проблемы, которые должны быть проработаны накануне освобождения у всех без исключения воспитанников. По результатам послепрограммного мониторинга (проект «Социум-Ресурс») и анализа рефлексивной продукции, динамика поведенческих установок у всех участников тренинга была весьма устойчивой.

Мы предлагаем читателям подробный выверенный сценарий этого блока с соответствующими комментариями. Остальные блоки представлены конспективно либо тезисно, так как они проводились не только нами, но и студентами, специалистами колонии в нескольких группах, и не только в группах освобождающихся. Кроме того, многие специалисты не любят или не умеют работать по жестко заданному сценарию, да и групповая динамика вносит свои коррективы. Поэтому многие темы для наших тренеров мы задавали векторно, с минимальными подробностями.

Критерием эффективности данной работы, отследить который для нас было наиболее реально, мы выбрали динамику личностных параметров в форме вербальной и невербальной рефлексии. Отслеживались следующие параметры:

—    интересы

—    осведомленность

—    социальные ожидания

—    образы идентичности

—    цели и ценности — самооценка.

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ

Тренинг представляет собой 18 трехчасовых тематических блоков. Он может использоваться как целостная программа — для подготовки к выходу на свободу, так и отдельными блоками — при работе с другими категориями воспитанников.

1—4 блоки составляет программа «Социум-Ресурс». Их цель — сформировать (активизировать) установки и ресурсы личности для жизни на свободе без правонарушений у освобождающихся воспитанников. Задачи этой части программы:

1.    анализ ценностных ориентаций воспитанников с акцентом на жизнь без правонарушений;

 

2.   работа с надеждами и опасениями колонистов, которые они связывают с жизнью на свободе;

3.   обсуждение проявлений агрессивного поведения и осознание их последствий; проработка способов совладания с гневом;

4.   актуализация надежд воспитанников на будущее; активизация внутренних и внешних ресурсов;

5.   проработка значимости позитивной установки на успех и ценности времени.

5—6 блоки — алгоритмизация решения жизненных проблем на свободе по авторской модели моти­вационного тренинга «Ресурсная памятка». Цель — знакомство с элементарными навыками построения конструктивного плана действий на примере первых 2-х месяцев после освобождения из мест лишения свободы.

7—8 блоки — «Социальные навыки». Рассматривается профессия как фактор социальной защиты, навыки трудоустройства: поиски вакансий на рынке труда, самопрезентация, имидж, рассматриваются качества, повышающие конкурентоспособность на рынке труда и рабочем месте.

9 блок — «Экономический ликбез». Как заработать и потратить деньги, сформировать бюджет. Цена жизни.

10 блок — ролевой тренинг мужского поведения. Роль отца как ключевой фактор идентификации (по фильмам «Папа», «Вор», «Возвращение», «Заплати вперед», интервью с С. Безруковым из серии «Уроки нравственности»).

11 блок — проблемы добра и зла, преступление и наказание. Ролевой репертуар ближнего социума: дружба, семья, любовь, соседство.

12 блок — гражданское самоопределение. Правовой тренинг (выборы, жилье, пособия и льготы, ответственность, права, договор и пр.).

13—14 блоки — тренинг профилактики и коррекции аддиктивного поведения по программе «Социум — Наркориск».

15—16 блоки — тренинг позитивного мироощущения, саморегуляции, преодоления агрессивных и депрессивных тенденций, профилактика суицидальных намерений и восстановление приоритетной ценности человеческой жизни.

17 блок — ценностно-установочный тренинг. Цели, ресурсы, риски, алгоритм выбора. Спонтанное поведение. Рефлексия, прогноз. Мотивация самоограничения. Метафоры на тему: труд, упорство, цели, миссия. Стратегии совладания, преодоления и отказа от деструктивных способов поведения.

18 блок — заключительный рефлексивный тренинг. Чему научились? Что было важно? Торжественное подписание соглашения с «Социумом», вручение «Анкет обратной связи» и «Ресурсных карт» с планом действий и адресами помощи.

Общая цель тренинга: актуализировать (активизировать) социально-психологические, личностные ресурсы, необходимые для успешной социальной адаптации освобождающихся из воспитательной колонии.

Организация. Тренинг рассчитан на группу из 10—12 человек, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы в ближайшее полугодие. Продолжительность каждого блока — 3 часа.

Организация пространства: участники сидят в кругу. За их спиной стоят столы, на которых лежит все необходимое для работы.

Первые четыре блока целесообразно провести в течение двух или трех дней подряд. Это создает нужный настрой на работу, погружает участников в атмосферу доверительного и вдумчивого общения, формирует мотивацию к рефлексивным усилиям.

Как правило, начинается тренинг на каникулах, последующие блоки проходят по воскресеньям.

День 1

I блок тренинга

Цель: знакомство с участниками. Обсуждение целей и задач работы в тренинге. Установление рап­порта (контакта). Подведение участников группы к тому, что является для них жизненными ценностями.

Ход тренинга

I.   Представление ведущего. Обозначение целей работы как социально-психологическая помощь освобождающимся для успешной адаптации на свободе.

II.   Упражнение: участникам предлагается назвать свое имя и качество характера на первую букву имени (подписываем бейджи).

Материалы: фломастеры, бейджи, можно использовать маленький мяч, передавая его как эстафету.

III.   Ведущий предлагает правила работы в тренинге, предварительно выяснив, есть ли у участников группы опыт работы в тренинговом режиме (если есть, то где это было и когда).

Правила тренинга обсуждаются и записываются (могут быть написаны заранее на ватмане или на доске).

1.   Доброжелательность (в подобных группах является наиболее важным, в процессе работы ведущему приходилось периодически о нем напоминать).

2.   Правило поднятой руки (говорит кто-то один, по желанию).

3.   Выслушай другого.

4.   Ведущий имеет право сказать «стоп».

5.   Меру искренности каждый определяет сам.

6.   Нет зрителей, все участники.

Поскольку для большинства работа в тренинге является незнакомой, можно пояснить, что на начальном этапе вниманию участников будут предложены психологические игры, которые помогают почувствовать себя спокойнее и увереннее в новой для них ситуации.

IV.   Упражнение на оказание групповой поддержки «Кто хоть раз...?» Ведущий задает вопросы, начинающиеся с фразы «Кто хоть раз...»:

— готовил яичницу?

— нырял в реку?

— водил машину?

— помогал другу?

— чувствовал себя счастливым?

и т. п.

Те, кто отвечает утвердительно на поставленный вопрос, встают, а остальные поддерживают их аплодисментами.

V.  Упражнение «Поменяйтесь местами» направлено на профилактику утомления, кроме того, оно вносит оживление, активизирует внимание. Ведущий предлагает поменяться местами тем:

— кто любит спорт, — у кого есть брат, — у кого есть сестра, — кто родился летом, — кто курит, — кто живет в городе, — у кого карие глаза (большинство ребят затруднились назвать свой цвет глаз, посмотреть в глаза друг другу, попросили ведущего самого определить кареглазазых),

— у кого хорошее настроение.

VI.   Упражнение «Построение» (невербальное). Поскольку людям, кроме вербального (словесного) общения свойственно также и невербальное (без слов).

За три секунды группа должна построиться:

— по месяцам рождения,

— по размеру обуви.

VII.       Упражнения на понимание друг друга

Упражнение «Я люблю...» Назвать любимые: время года, цвет, мужское имя, женское имя, фильм, певца, артиста. Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч тому, кто должен ответить, тот бросает мяч следующему, тот — другому. Таким образом, на каждый вопрос отвечают три человека, затем мяч возвращается к ведущему, и он задает другой вопрос.

Упражнение «Качество, которое мне помогает в жизни» (каждый высказывается по кругу, можно использовать мяч как эстафету).

Упражнение «На что я потратил бы большую сумму денег, если бы таковая у меня была?» (каждый высказывается по кругу, можно использовать мяч).

Упражнение «Рисование». Ведущий предлагает вспомнить время, когда ребята были детьми, играли в детские игры и, конечно, рисовали. А затем предлагает попробовать порисовать красками. Условие: «Никто не будет оценивать ваши художественные способности и качество ваших рисунков. Мы рисуем для себя, в свое удовольствие».

Подготовительное упражнение «Свободная тема». Его цель: снять страх перед рисованием. На одном листе мы рисуем что-то правой рукой, затем на другом листе мы рисуем что-то левой рукой.

Упражнение «Свобода». Предлагается задание: «Нарисуйте пять самых важных для вас “вещей” на свободе». Каждый подписывает то, что нарисовал (все 5 позиций). Рисовать можно красками, карандашами, фломастерами — по желанию.

Показ рисунков по кругу, комментарии к ним, возможное обсуждение по ходу и рефлексия чувств. (Ведущий помечает себе прозвучавшие ценности, ранжируя их по ходу тренинга или во время перерыва.)

II блок тренинга

Цель: анализ ценностных ориентаций воспитанников с акцентом на жизнь без правонарушений. Обсуждение ее значимости. Работа с надеждами и опасениями колонистов, которые они связывают с жизнью на свободе.

I.   Ведущий представляет проранжированные ценности жизни на свободе. Обсуждение понятий «жить без правонарушений» и «жить в согласии с законом». Участники по кругу говорят о их значимости и возможности жить в соответствии с заявленной ценностью. Можно использовать шкалу на доске или ватмане. Ведущий задает вопрос: «Насколько для тебя важно жить без правонарушений?». Отвечают по кругу, каждый ответ фиксируется на 10-балльной шкале:

0 10 «не важно»                                          «очень важно»

(При обсуждении этого вопроса ведущий столкнулся с тем, что озвучивание этой ценности вызвало волну негатива, которая выразилась в высказываниях типа: «это невозможно», «никто не живет по закону», «нет такого человека, который бы не нарушал закон».)

II.   Упражнение «Шнуровка». Ведущий предлагает группе, разделившись поровну, выявить «плюсы» и «минусы» заявленной ценности.

Большие трудности вызывает поиск «плюсов». В итоге группа формулирует три основных преимущества: «спокойствие», «уверенность в завтрашнем дне», «сохранение жизни и здоровья». Участники в ходе сравнения преимуществ и недостатков приходят к выводу о большей личностной значимости преимуществ. На этом обсуждение заканчивается.

Материалы: фломастеры, ватман.

Для данной работы можно не делить участников тренинга на подгруппы, а работать со всей группой сразу.

Рефлексия: «Рано или поздно каждый из вас отсюда выйдет. С фактом освобождения каждый из вас, пожалуй, связывает и светлые надежды и темные опасения».

Упражнение «Светлые надежды и темные опасения». Каждый участник записывает на светлых полосках цветной бумаги свои надежды, а на темных листочках — суждения, связанные с опасениями. Надежды складывают в общий светлый сосуд, а опасения — в темный. Каждый вытягивает из светлого сосуда что-то написанное и зачитывает. Озвученная позиция обсуждается группой и сопровождается комментариями ведущего.

Опасения зачитывает ведущий, анализируя и комментируя их. Их удобнее ранжировать, если раскладывать аналогичные по группам. Ранжирование нужно для того, чтобы наиболее часто встречающиеся позиции послужили темой для ролевых игр. Цель: проработка вариантов выхода из ситуаций риска.

 
 

Из названных опасений наиболее часто встречаются: повторное возвращение в тюрьму, трудности устройства на работу, встреча с бывшими «врагами» или «друзьями».

Материалы: светлая и темная цветная бумага, авторучки, два сосуда (светлый и темный).

III.   Упражнение «У меня есть опасение, что...» Каждый участник проговаривает одно из своих опасений, начиная с фразы: «У меня есть опасение, что...». Все по кругу предлагают ему свой вариант решения заявленной проблемы, начиная свой ответ с фразы «На твоем месте я бы.». Когда все высказались, человек, проговоривший свое опасение, должен сказать то, что он принял для себя на вооружение, говоря: «Пожалуй, я. (сделаю что-то или поступлю так-то)».

IV.  Ролевые игры с сюжетами, взятыми из темных опасений. Например, трудности устройства на работу.

Роли: один — потенциальный работодатель, а все остальные пришли устроиться к нему на работу. Каждый должен был попытаться получить место. Затем в процессе обсуждения группой увиденных и услышанных вариантов определяются наиболее приемлемые и эффективные. В комментариях ведущего было бы уместно рассказать притчу «Три каменщиках» (см. Приложение).

Один из вариантов продолжения работы в этом блоке — упражнение «Я через 15 лет». Цель: актуализация позитивного образа «Я», формирование представления о будущей жизни, свободной от правонарушений. Участники по кругу делятся суждениями о том, какими бы они хотели себя видеть через 15 лет.

Это упражнение можно проводить по методике «Детская песочница», где образы будущего создаются при помощи детских игрушек, конструктора, подручных материалов, а затем комментируются авторами.

V.  Рефлексия по итогам дня. Ключевые вопросы: было ли что-то из работы сегодняшнего дня интересно и полезно для вас.

(Самым важным ребята называли «разговоры»: обсуждение темы «жизни на свободе». Из чувств называют: «легкость», «спокойствие», вызванные необычностью обстановки работы в тренинге.)

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИТЧА «ТРИ КАМЕНЩИКА»

В начале XIV века в Центральной Европе проводились работы по строительству великолепного собора. Руководитель работ был священником, которому поручили следить за работой всех чернорабочих и ремесленников. Священник решил посмотреть, как работают каменщики. Он выбрал трех каменщиков как представителей разных позиций, представленных в их профессии.

Он подошел к первому каменщику и сказал:

— Брат мой, расскажи мне о твоей работе.

Каменщик оторвался от работы и ответил срывающимся голосом, полным злобы и негодования:

— Как видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту, полметра в длину и ширину. И с каждым ударом резца по этому камню я чувствую, как уходит частичка моей жизни. Посмотри, мои руки натружены и покрыты мозолями. Мое лицо осунулось, а волосы поседели. Эта работа никогда не кончится, она продолжается бесконечно, изо дня в день. Это изнуряет меня. Где удовлетворение? Я умру задолго до того, как собор будет построен.

Монах подошел ко второму каменщику.

— Брат мой, — сказал он, — расскажи мне о своей работе.

— Брат, — ответил каменщик тихим, спокойным голосом, — как ты видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту и полметра в длину и ширину. И с каждым ударом резца по камню я чувствую, что я создаю жизнь и будущее. Смотри, я смог сделать так, чтобы моя семья жила в комфортабельном доме, гораздо лучшем, чем тот, где я вырос. Мои дети ходят в школу. Без сомнения, они достигнут в жизни большего, чем я. И все это стало возможным благодаря моей работе. Я отдаю собору свое умение, и он тоже одаривает меня.

Монах подошел к третьему каменщику.

— Брат, — сказал он, — расскажи мне о своей работе.

— Брат, — ответил каменщик, широко улыбнувшись, голосом, полным радости. — Видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту и полметра в ширину и длину. И с каждым прикосновением резца к камню я чувствую, что я высекаю свою судьбу. Посмотри, ты видишь, какие прекрасные черты проступают из камня. Сидя здесь, я не только воплощаю свое умение и свое ремесло, я делаю свой вклад в то, что я ценю и во что я верю. Вселенная, отраженная в соборе, воздаст каждому из нас. Здесь, около этого камня, я нахожусь в мире с собой, и я знаю, что, хотя я не увижу этого собора завершенным, он будет стоять еще тысячу лет, олицетворяя то, что истинно в нас, и служа цели, ради которой всемогущий послал на эту землю и меня.

Монах удалился и некоторое время размышлял над тем, что услышал. Он уснул спокойным сном, каким не спал уже давно, а на следующий день он снял с себя полномочия руководителя работ и предложил эту должность третьему каменщику.

Первичный источник:
Rachel Naomi Remen. Kitchen table
wisdom.

Продолжение в следующем номере.

Информация об авторах

Чиркина Римма Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7040-7792, e-mail: rimmach@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 900
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1319
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0