Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассников (продолжение)

971

Аннотация

Продолжение. Начало программы — в «Вестнике практической психологии образования» №1 за 2006 год.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Шустова Л.П. Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассников (продолжение) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 3. С. 85–91. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n3/29110 (дата обращения: 24.11.2024)

Полный текст

ЗАНЯТИЕ 3.

Маскулинность. Фемининность. Андрогинность

Цели:

— позакомить учащихся с понятиями «пол», «гендер», «маскулинность», «фемининность», «андрогинность», показать их неоднозначность;

— проблематизировать инивидуальные гендерные представления учащихся,

— способствовать осознанию собственной гендерной идентичности.

Упpaжнeнue «Хорошо-плохо»

Участники рассаживаются в круг. Учитель начинает упражнение с утверждением типа «Заниматься физкультурой — хорошо, потому что боёлеть реже будешь». Сидящий справа человек повторяет конец этой фразы, с утверждемем «плохо» и объясняет почему, например: «Болеть реже будешь — это плохо, потому что каждый день в школу ходить придется». И так по кругу.

Зaполнeнue опросника «Кто Я?»

Опросник используется для выявления роли геадерных характеристик в структуре Я-концепции личности, а также для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Учитель раздает бланки и зачитывает инструкцию, согласно которой учащимся необходимо не менее двадцати раз ответить на вопрос «Кто Я?», используя при этом любые слова или предложения. Записывать ответы необходимо как можно быстрее. Отвечая на этот вопрос, человек указывает роли и характеристики, с которыми он себя идентифицирует. Принято считать, что те характеристики, которые записав в начале списка, в наибольшей мере актуализированы в его сознании, являются более значимыми для субъекта.

Рефлексия результатов. Всем ли удалось написать двадцать ответов? Легко ли было это сделать? Далее предлагается найти ответы, относящиеся к трем категориям социальной идентичности: семейные и межличностные роли, профессиональные и другие социальные роли. Следующие три категории рассматриваются как составляющие личной идентичости:

— фемининные характеристики — личностные черты, традиционно приписываемые образу женщины (заботливая, чувствительная, зависимая, нежная, мечтательная);

— маскулинные характеристики — личностные черты, стереотипно связанные с образом мужчины (сильный, смелый, целеустремленный, самостоятельный, независимый, агрессивный)

— нейтральные характеристики (веселый, красивый, добрый, верный)

Отдельно выясняется, присутствовала ли в са- моописаниях характеристика, обозначающая пол (я — юноша/девушка) и определяется порядок ее упоминания (первые три места свидетельствуют о значимости этой категории в структуре Я-концепции личности). Если пол не упоминается вообще или находится в конце списка, то можно говорить о не- полотипизированной Я-концепции.

Беседа на тему пола и гендера

Сегодня обоснованность жесткого разделения только на два противоположных пола ставится биологами под сомнение. Они выделяют:

— генетический пол (хромосомный), обусловленный сочетанием хромосом в момент оплодотворения;

— гонадный пол, обусловленный формированием половых желез;

— гормональный пол, возникающий под влиянием гормонов половых желез;

— морфологический пол — формирующиеся под влиянием гормонов внутренние и внешние половые органы;

— церебральный пол — возникающая под влиянием тестостерона дифференциация мозга;

— гражданский (паспортный) пол, определяющийся на основании генитальных признаков при рождении ребенка;

— социально-психологический пол (гендер) — характеризуется в психологии как комплекс телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину.

Таким образом, пол — это биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, связанные с полом и сексуальностью, но возникающие во взаимодействии с людьми.

Упражнение «Единство в разнообразии»

Учащиеся рассаживаются по кругу. Учитель раздает всем девушкам бумажные фигурки в виде женщин, а юношам — в виде мужчин. Просит нарисовать на них лица и в виде цепочки на шее подписать свои имена. Эти фигурки будут переходить по кругу из рук в руки, а каждый участник должен написать любые два-три качества, наиболее характеризующие его владельца. Когда каждая фигурка прошла полный круг, учитель собирает их и поочередно зачитывает надписи на них, произнося их в мужском роде. Задача учащихся — отгадать, про кого идет речь.

Рефлексия. Всегда ли по описанным чертам можно угадать о ком идет речь: юноше или девушке? Какие черты оказались присущи в равной степени тому и другому полу? Какие характеристики звучали чаще у юношей, девушек?

Учитель вновь обращается к образу древневос­точной монады. Если представить мир как единство мужского и женского миров, то нетрудно заметить, что в мире нет «чисто мужчин» и «чисто женщин» (черные пятна на белом, белые — на черном). Поскольку в каждом человеке зреют как мужские, так и женские гормоны, то человека можно представить в виде сообщающегося сосуда, в коленах которого соотношение женского и мужского колеблется.

Заполнение опросника С. Бэм

(Приложение 1)

Опросник направлен на выявление степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, определение типа личности: маскулинного, фе­мининного, андрогинного. Учащимся раздаются бланки и предлагается заполнить их в соответствии с инструкцией.

Обработка

Маскулинность (ответ «да»): 1,4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.

Фемининность (ответ «да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Затем определяется показатель фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии с формулой:

F = сумма баллов по фемининности, деленная на 20 М = сумма баллов по маскулинности, деленная на 20 Основной индекс IS определяется как IS=(F-M)*2,322.

Если величина индекса находится в пределах от -1 до +1, то делается заключение об андрогинности. Если индекс меньше -1, то делается заключение о маскулинности, если индекс больше +1 — о феми­нинности, в случае, когда индекс больше +2,025 говорят о ярко выраженной фемининности, а если индекс меньше -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности.

Обсуждение результатов

Обсуждение результатов проводится в контексте информации о концепции андрогинии С. Бэм. Согласно этой концепции, под маскулинностью понимается нормативное представление о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин. Ей традиционно приписываются «активно-творческие» характеристики — активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логическое мышление, способность к лидерству.

Фемининность рассматривается в ней как нормативное представление о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин. Ей традиционно вменяется «пассивно­репродуктивное» начало, проявляющееся в зависимости, заботливости, тревожности, эмоциональности, низкой самооценке.

Андрогиния — сочетание традиционно женских и мужских черт — значимая психологическая характеристика человека, определяющая его способность изменять поведение в зависимости от ситуации. Ан­дрогинный тип вбирает в себя лучшее от обеих половых ролей, обладает ситуативной гибкостью, высоким самоуважением, мотивацией к достижениям, хорошим исполнением родительской роли. Важность концепции андрогинии заключается в том, что она дает возможность осознания одинаковой привлекательности качеств, традиционно считающихся женскими и мужскими, делает возможным принятие в себе и других индивидуальной гендерной идентичности.

Упражнение «Секретное задание»

Учащиеся высказывают по очереди свои предположения, кто им на этой неделе оказывал поддержку и помощь, объясняют, по каким признакам они об этом догадались, что при этом им показалось приятным, а что — нет. Производится новая жеребьевка для оказания помощи и поддержки кому-либо другому на следующей неделе.

Рефлексия занятия

Заполнение бланков обратной связи

ЗАНЯТИЕ 4. Дискуссия «Мужчины и женщины: различия и сходства»

Цели:

—   дать понятие о природе различий между мужчинами и женщинами, их природной и общественной обусловленности;

—   снятие барьеров традиционного восприятия социально-психологических характеристик и социальных ролей мужчин и женщин.

Упражнение«Ассоциации»

Участники рассаживаются по кругу. Ведущий шепчет на ухо соседу справа слово. Он придумывает на него ассоциацию и говорит ее своему соседу справа, и так по кругу. Так делается дважды на слова «девушка» и «юноша». Затем каждый по кругу озвучивает свою ассоциацию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОПРОСНИК С. БЭМ

Инструкция:

оцените наличие или отсутствие у себя названных ниже качеств. Можно отвечать только «Да» или «Нет».

1.

Вера в себя.

21.

Надежность.

42.

Торжественность, важность.

2.

Умение уступать.

22.

Аналитичность.

43.

Собственная позиция.

3.

Способность помочь.

23.

Умение сочувствовать.

44.

Мягкость.

4.

Склонность защищать

24.

Ревнивость.

45.

Умение дружить.

свои взгляды.

25.

Способность к лидерству.

46. Агрессивность.

5.

Жизнерадостность.

26.

Забота о людях.

47. Доверчивость.

6.

Угрюмость.

27.

Прямота, правдивость.

48.

Малорезультативность.

7.

Независимость.

28.

Склонность к риску.

49.

Склонность вести за собой.

8.

Застенчивость.

29.

Понимание других.

50.

Инфантильность.

9.

Совестливость.

30.

Скрытность.

51.

Адаптивность.

10

. Атлетичность.

31.

Быстрота в принятии решений.

52.

Индивидуализм.

11

. Нежность.

32.

Сострадание.

53.

Нелюбовь ругательств.

12

. Театральность.

33.

Искренность.

54.

Несистематичность.

13

. Напористость.

34.

Самодостаточность.

55. Дух соревнования.

14

. Падкость на лесть.

35.

Способность утешить.

56.

Любовь к детям.

15

. Удачливость.

36. Тщеславие.

57.

Тактичность.

16

. Сильная личность.

37.

Властность.

58.

Амбициозность, честолюбие

17

. Преданность.

38.

Тихий голос.

59.

Спокойствие.

18

. Непредсказуемость.

39.

Привлекательность.

60.

Традиционность,

19

. Сила.

40.

Мужественность.

подверженность условностям.

20

. Женственность.

41.

Теплота, сердечность.

 

Спасибо!

 

Обсуждение «секретного задания»

— Догадались ли вы о том, кто всю неделю уделял вам внимание, оказывал помощь и поддержку?

— По каким признакам, поведению вы догадались об этом?

— Умело ли человек оказывал вам знаки внимания, не был ли слишком навязчив?

— Понравилось ли вам оказывать поддержку самим и получать ее от своих одноклассников?

Снова перемешиваются бумажки с именами участников группы, производится жеребьевка, и каждый получает новое «секретное задание» на следующую неделю.

Вступительное слово учителя:

— Ребята, сегодня нам с вами предстоит ответить на четыре вопроса:

1.   Существуют ли различия между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами?

2.   Чего больше обнаруживается: сходств или различий?

3.   Чем, большей частью, обусловлены различия: природой человека или обществом?

4.   Различия между людьми в целом, а между мужчинами и женщинами, в частности, это хорошо или плохо?

Мозговой штурм: «В чем заключаются различия между двумя полами? (Приложение 2)

Учитель просит учеников подвести некий итог своим жизненным наблюдениям и высказать, чем, на их взгляд, отличаются мальчик от девочки, юноша от девушки, мужчина от женщины? Учителем тем временем фиксирует их ответы на доске. Далее происходит обсуждение ответов учащихся (гендерных стереотипов, мифов) с привлечением научных данных о биологических и социальных аспектах половых различий.

Исследование межполушарной ассиметрии

(Приложение 3)

Цель: провести сравнительную оценку доминирующего полушария в группах юношей и девушек и сопоставить полученные результаты с научными данными.

Учащимся дается краткая справка о функциональной асимметрии головного мозга, далее выполняются задания на оценку ведущего полушария, подсчитываются результаты, делается заключение о полном или неполном доминировании того или иного полушария. Полученные данные в группе девушек и в группе юношей сравниваются между собой, делается вывод о том, что сам по себе биологический пол жестко не предопределяет особенности психологических различий.

Дискуссия «Мужчины и женщины: сходства и различия» (Приложение 4)

Во время беседы мы уже частично ответили на вопросы, поставленные перед занятием. И все же давайте продолжим рассуждение над теми стереотипами, штампами относительно различий мужчин и женщин, откуда они берутся, чем обусловлены. Учитель просит учащихся определиться свою позицию относительно темы дискуссии и расположиться следующим образом: те, кто считают, что между полами больше сходств, чем различий, сесть с одной стороны классной комнаты, те же, кто считают, что принципиальных различий больше, чем сходств, и они предопределены биологически, — садятся с другой стороны. Далее учитель организует дискуссию, употребляя вопросы «как вы считаете...», «почему...», «как вам кажется.», «правы ли.», «согласны ли вы.», «как вы относитесь.»

По окончании дискуссии учитель предлагает учащимся поменять свое место, если его позиция изменилась в ходе обсуждения. Еще раз обращается внимание группы на четыре вопроса, которые были поставлены в начале занятия. Совместно с учащимися делается вывод о том, что между мужчинами и женщинами существует ряд различий в анатомо­физиологических и психологических особенностях, однако сам по себе пол однозначно не предопределяет психологических различий. Они конструируются обществом, определенной социокультурной средой проживания. Недаром Симона де Бовуар писала: «Женщинами не рождаются, женщинами становятся». То же самое можно с уверенностью сказать и про мужчин.

И последний вопрос группе: «Ценить разнообразие — означает ли это, что надо ценить различия между мужчинами и женщинами»? Учитель обращает внимание детей к плакату на доске с высказыванием Джузеппе Мадзини: «Мужчина и женщина — это две ноты, без которых струны человеческой души не дают правильного и полного аккорда». В таком случае «Да здравствует разница»! Давайте стремиться к пониманию и уважению индивидуальных различий.

Рефлексия занятия

Заполнение бланков обратной связи

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ СОМАТИЧЕСКИХ,
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХИЧЕСКИХ

СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ

Между мужчинами и женщинами всегда существовали и будут существовать различия, обусловленные способностью или неспособностью к детородным функциям: наличие Y хромосомы у мальчиков и ее отсутствие у девочек; различия в половых железах и гормонах, которые они продуцируют (женские половые гормоны — эстрогены, мужские — андрогены), строение внутренних и внешних половых органов. Два пола отличаются и по целому ряду морфологических характеристик. Так, средний рост россиян-мужчин составляет около 175 см, а женщин — 165 см; средний вес 30-летней женщины составляет 60-65 кг, 30-летнего мужчины — 70-75 кг; мышцы у мужчин составляют 42% общего веса тела, а жировая клетчатка — 12%, у женщин — 36% и 18% соответственно. У мужчин, по сравнению с женщинами, большая ширина плеч и меньшая ширина бедер. Масса головного мозга у мужчин в среднем равна 1394 г, а у женщин 1245 г, однако, эта разница обусловлена разными общими размерами тела и не определяет уровень интеллекта и психические возможности индивида. Общая мышечная сила у мужчин выше, чем у женщин. Так, силовые возможности 30-летней женщины составляют примерно две трети от силы мужчин того же возраста. У мужчин обмен веществ идет интенсивнее, и они обладают большей энергией. Нарушения восприятия цвета (дальтонизм) присущи 5­8% мужчин и только 0,1% женщин. Более низкие звуки лучше слышат мужчины, а более высокие — женщины. У мальчиков к моменту рождения более зрелое правое полушарие, а у девочек — левое. Поэтому девочки раньше начинают говорить, а также лучше читают. Мозг мужчин организован более асси- метрично, чем мозг женщин, и доминирование левого полушария над правым встречается чаще. Таким образом, на соматическом уровне имеется ряд выраженных различий между мужчинами и женщинами, однако они жестко не обуславливают поведенческие реакции человека. В психофизиологических свойствах различия не так четки и однозначны, что дает основание предполагать, что формирование маскулинного и фемининного типа личности и соответствующего типа поведения имеет не столько биологическое, сколько социокультурное обоснование.

Относительно различий в психических свойствах и качествах между мужчинами и женщинами в обществе сложилось несколько довольно-таки стойких убеждений.

Убеждение 1. Мужчины обладают более высокими математическими способностями.

Контрубеждение. До окончания школы девочки учатся лучше по всем предметам, включая математику. Различия в математических способностях не обнаруживается в подростковом возрасте. В институте юноши обгоняют девушек по математическим дисциплинам. В целом среднеполовые отличия очень малы и с годами стираются. Девочкам часто не достает уверенности в своих математических способностях, также они могут считать их не подходящими для своей роли в будущем. К тому же родители редко поощряют девочек в изучении математики, а их высокие успехи в этой области относят на счет старания, а не способностей. Да и жизнь девочек за пределами школы менее богата опытом в математической области и в сфере решения задач.

Убеждение 2. Женщины более эмоциональны, чем мужчины.

Контрубеждение. В дошкольном возрасте различий между мальчиками и девочками в выражении эмоций очень мало. Ко 2 классу подавление негативных мимических реакций возрастает, особенно у мальчиков. Именно социальные нормы и ожидания учат мальчиков подавлять слезы, а девочек — гнев и агрессивность. Девочки более свободны в выражении страха и грусти.

Убеждение 3. Мужчины агрессивней женщин.

Контрубеждение. Мальчики часто открыто выражают агрессию (толкаются, кричат, дерутся, в то время как девочки предпочитают использовать косвенные формы агрессии (распускают слухи, сплетни, заводят друга «в отместку»). Женщинам, из-за того, что они более слабы физически, нет смысла применять физическую агрессию, и поэтому они прибегают к вербальной или косвенной агрессии. К тому же проявление агрессии у мужчин поощряется обществом («мальчик должен уметь постоять за себя»), агрессия для женщин считается неуместной, ей предписывается проявление заботы, нежности.

Убеждение 4. Женщины более эмпатичны, чем мужчины.

Контрубеждение. Мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но не заинтересованы, чтобы окружающие заметили это по их поведению. К тому же «женские» игрушки (куклы, зверюшки) развивают выражение эмпатии, тогда как «мужские» (машинки, солдатики) обычно ее не развивают. Кроме того, родители, воспитывая сыновей, учат их быть независимыми и контролировать свои эмоции, а дочерей учат выражать свои чувства, быть в хороших отношениях с окружающими.

Убеждение 5. Женщины конформнее (уступчи­вей) мужчин.

Контрубеждение. Социальные нормы предписывают женщине стараться сохранять гармонию, комфортную обстановку в коллективе, тогда как мужчин учат быть независимыми и не поддаваться давлению со стороны. Однако, когда затрагиваются женские темы, мужчины оказываются более склонны к конформному поведению, и наоборот.

Убеждение 6. Женщины более склонны к помощи окружающим, к альтруизму.

Контрубеждение. И мужчины и женщины не различаются в готовности помочь, но есть различия в типах помогающих действий. Мужская роль поощряет проявления более «героических» («кавалерских») видов помощи (перенести тяжести, придержать дверь), женская роль приветствует «заботливую» помощь.

Этот список можно было бы продолжить. Существуют некоторые гендерные различия в выражении депрессии, в интересах, однако они далеко не столь велики, как наше общество заставляет нас думать. Они не обнаруживаются в таких важных областях, как память, интеллект, творчество, аналитические способности, способности руководить. Небольшие различия в отдельных вербальных, математических способностях, пространственном мышлении весьма незначительны, составляют в среднем примерно 5-10%.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ИССЛЕДОВАНИЕ
МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ

Цели: определение ведущего полушария и сравнительная оценка доминирующего полушария в группах юношей и девушек; сопоставление результатов с данными о преимущественном развитии пространственных отношений у юношей и речевых функций у девушек.

Функциональная асимметрия заключается в том, что при осуществлении одних психических функций доминирует левое полушарие, а других — правое. Правое полушарие контролирует двигательные функции левой половины тела, осуществляет анализ пространственных признаков, отвечает за образное мышление. Левое полушарие осуществляет аналогичный контроль правой половины тела, оно ответственно за речь, анализ времени, логическое мышление. У каждого индивида могут преобладать функции одного из полушарий, что может сказываться на его познавательных процессах и личности. Так, лица с доминированием правого полушария чаще обнаруживают образный тип мышления, высокие показатели тревожности. У левополушарных преобладает знаково-логическое мышление, положительные эмоции.

Существует комплексный метод определения доминирующего полушария по выполнению нескольких проб, выявляющих ведущую руку, глаз, ухо и др.[I]

Инструкция

1.   Переплести пальцы рук. Сверху большой палец правой руки — ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки — правое.

2.   Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш, фиксируя его взором на определенной точке, поочередно закрывая правый и левый глаз. Карандаш смещается при закрывании правого глаза — ведущее полушарие левое. Карандаш смещается при закрывании левого глаза — ведущее полушарие правое.

3.  Имитировать позу Наполеона. Кисть левой руки первой направляется к предплечью-плечу правой руки и оказывается сверху — ведущая рука левая, ведущее полушарие правое и наоборот.

4.   Имитировать аплодисменты. Сверху находится правая рука — ведущее полушарие левое, сверху находится левая рука — ведущее полушарие правое.

5.  Провести прямую вертикальную черту, разделяющую чистый лист бумаги пополам. Линия ближе к правому краю листа — ведущее полушарие правое, линия ближе к левому краю листа — ведущее полушарие левое.

6.   Нарисовать треугольник и квадрат сначала левой рукой, затем правой рукой. Лучше нарисованы фигуры правой рукой — ведущее полушарие левое, лучше нарисованы левой рукой — ведущее полушарие правое.

7.   Поставить произвольное количество палочек левой рукой, а затем правой рукой. Время выполнения задания 10 с. Подсчитать число палочек. Больше поставлено палочек правой рукой — ведущее полушарие левое, левой рукой — правое, одинаковое количество обеими руками — правое.

8.   Нарисовать круг, завершив его стрелкой. Стрелка указывает направление против часовой стрелки — ведущее полушарие левое, по часовой стрелке — правое.

9.   Сидя на стуле, положить ногу на ногу. Сверху правая нога — ведущее полушарие левое, сверху левая нога — правое.

10.   Стоя покружиться в удобную сторону. Кружится против часовой стрелки — ведущее полушарие левое, кружится по часовой стрелке — правое.

11.  Быстро моргнуть одним глазом. Быстрее моргает правый глаз — ведущее полушарие правое, левый глаз — левое. Быстрее моргает не доминирующий глаз.

Обработка результатов

За каждое выполненное задание начисляется один балл либо в пользу левого полушария, либо правого. Итоговая оценка подсчитывается следующим образом: от суммы баллов левого полушария отнимается сумма баллов правого полушария, делится на 11, затем полученная сумма умножается на 100. В зависимости от суммы баллов, набранной тем или иным полушарием, результат может быть как положительным (в случае доминирования левого полушария), так и отрицательным (в случае доминирования правого полушария).

Результаты сопоставляются с нормативными данными. Если полученный показатель составляет:

1)   больше или равно 30 — полное доминирование левого полушария;

2)   от 10 до 30 — неполное доминирование левого полушария;

3)   от 10 до -10 — неполное доминирование правого полушария;

4)   ниже -10 — полное доминирование правого полушария.

Полученные данные можно свести в таблицу, разделенную на три колонки: доминирующее полушарие, девушки, юноши. При анализе результатов необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие различий, связанных с полом. Известно, что установленными психологическими различиями между полами являются превосходство женщин в развитии речевых функций и превосходство мужчин в зрительно-пространственных способностях. Однако приоритет биологического фактора в половой дифференциации способностей не признан.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ДИСКУССИЯ «МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ»

1.   Мы уже беседовали о некоторых убеждениях, которые бытуют в обществе относительно мужчин и женщин. Одним из таковых является убеждение, что мужчина всегда должен быть сильным, в любой ситуации. Согласны ли вы с подобным высказыванием? Попытайтесь аргументировать свой ответ. А может быть, встречаются в жизни ситуации, где эта установка может сыграть для него пагубную роль? Приведите примеры из своей жизни. А если юноша проявил слабость, пустил слезу, означает ли, что он нарушил одну из норм мужественности? Так имеют ли мужчины право на свободное выражение своих чувств и эмоций?

2.   Метафорой женского естества является персик с его твердой косточкой, но податливой мякотью, а метафорой мужского естества считается мякоть ореха в твердой скорлупе. Соединение того и другого естества повышает эволюционную устойчивость вида. Как вы понимаете смысл этого высказывания? Попытайтесь конкретизировать его своими суждениями. Согласны ли вы с ним, или хотели бы внести свои изменения в эту метафору?

3.   Рассуждая о мужчинах, мы упоминаем его в терминах «сильного» пола. Как же тогда объяснить, почему «сильный» пол оказался более слабым с точки зрения физиологии и жизнеспособности, ведь известно, что во всем мире мужчины живут меньше, чем женщины, а в России их продолжительность жизни отстает от женской на целых 15 лет?

4.   Многие девушки опасаются выражать свою злость, поскольку их могут посчитать слишком агрессивными и даже назвать «стервой», а юноши боятся оказывать знаки внимания девушкам, так как друзья станут считать их «слюнтяями». Верите ли вы, что отклонения от гендерной роли грозит юношам и девушкам социальным наказанием? Почему так происходит? Существуют ли у вас подобные опасения?

5.  Однажды на прием к психологу пришел юноша. Назовем его Аркадий. У него была короткая челка, а сзади длинный «хвост», который достает юноше до середины спины. Он сообщил, что этот имидж создал ему целый букет проблем, поскольку начиная с первого класса его дразнили «девчонкой», а многие ребята не желали с ним дружить. При этом Аркадий говорит: «Без моего “хвоста” я бы не был самим собой». Как вы считаете, правы ли окружающие? Аргументируйте свой ответ. Что бы вы посоветовали Аркадию или ребятам, если бы он был вашим одноклассником?

6.   Различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в пословицах, поговорках, а также в анекдотах. Вот один из них. Две женщины просидели в лифте 6 часов, а когда техники их оттуда вытащили, они постояли в холле еще 15 минут, поговорили о том, о сем, и разошлись каждая по своим делам. Какая особенность женской натуры подчеркивается в нем? Можете ли вы вспомнить и рассказать анекдоты из серии о мужчинах и женщинах. Какие черты тех и других в них высмеиваются? Попробуйте поменять героев местами и рассказать анекдот в новом варианте. Смешно или нет?

7.   Одним из вариантов мужественности является так называемая «компенсаторная» мужественность, включающая в себя эмоциональную и физическую жестокость, поведение, связанное с риском, то есть желание быть «крутым». Как вы думаете, с чем она связана? Является ли она характерной только для мужского пола или для женского тоже? Кто, на ваш взгляд, чаще использует этот вариант «мужественности»?

8.   Вместо метафоры «плавильной печи» появилась метафора «салатницы», которая отражает то, что разные культуры могут смешиваться, сохраняя свой уникальный вкус. Как вы понимаете это высказывание? Можно ли применить метафору «салатницы» к отношениям мужчины и женщины? Каким образом?

9.   В последнее время все чаше звучат утверждения, что мужественность необходимо подвергнуть реконструкции. «Новый» мужчина будет сильным, уверенным в себе и надежным. Он будет заботливым, помогая людям решать их проблемы. Он будет руководствоваться моралью. Ему не будут чужды эмоции и чувства, он будет свободно их выражать.

Ему удастся совмещать работу и любовь.

Нужно ли, на ваш взгляд, подвергать мужественность подобным изменениям?

Хотелось бы выслушать мнения, как девушек, так и юношей. Какой вариант мужественности привлекает вас больше: «компенсаторной» или «заботливой»?

10.   И, наконец, ценить разнообразие — означает ли это, что надо ценить различия между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами?

Продолжение программы в следующем номере.



[I] Яссман А.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии. - М.: Олимп «ИНФРА-М», 1999.

Информация об авторах

Шустова Любовь Порфирьевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии , ИПКПРО, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 770
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 971
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2