Вестник практической психологии образования
2006. Том 3. № 3. С. 43–47
ISSN: 2658-3100 (online)
О воспитании психологической культуры школьников
Общая информация
Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Дубровина И.В. О воспитании психологической культуры школьников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 3. С. 43–47. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n3/29102 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
В настоящее время психология начинает занимать все более заметное место в общей культуре страны. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны. Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности: гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность, — основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей, на психологических особенностях их личности и индивидуальности. К сожалению, отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит полноценную реализацию этих принципов. Поэтому необходимость психологического образования вытекает непосредственно из потребностей общественной жизни, отвечает интересам как всего современного общества, так и каждого из его граждан.
Психология и культура
Проблема преподавания психологии в школе не нова. Уже в XVIII веке русские просветители подчеркивали важность психологических знаний для молодого человека, которые дают ему возможность познать самого себя. На протяжении прошлого века предпринимались неоднократные попытки внедрения этой науки в систему школьного образования. Ученые педагоги и психологи утверждали, что психология необходима как предмет общего образования, так как она формирует целостное мировоззрение ребенка, учит его взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с другими людьми и с самим собой. В начале прошлого века Г.И. Челпанов, основатель Московского психологического института, писал: «Жизнь очень скоро предъявит свои неумолимые требования. Психология начинает приобретать слишком важное научное значение, чтобы ее отсутствие среди предметов гуманитарного образования не было замечено. Я уверен, что этот пробел будет очень скоро заполнен» (12, с. 384).
Отметим, что школьное психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность выпускников, но и развитие их психологической культуры, которой сегодня так недостает нашему обществу.
Школьные годы являются сензитивным периодом для приобщения человека к культуре. Поэтому актуальную сейчас проблему воспитания детей и школьников целесообразно рассматривать в контексте развития их психологической культуры как важной составляющей общей культуры человека.
Мэтры отечественной философии, психологии, педагогики, культурологии (М.М. Бахтин, НА Бердяев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, П.Ф. Флоренский и др.) придавали решающее значение культуре как условию развития человека, утверждали, что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. При этом они постоянно подчеркивали психологический контекст данного постижения, так как духовная культура объединяет явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (это язык, знания, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, творчество, эмоции, отношения, способы и формы общения людей).
Психология вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признается индивидуально неповторимое в человеке. Без исходного представления о масштабности и ранимости внутреннего мира человека нельзя полноценно объяснить никакое психическое проявление и реальное поведение людей.
Ю.М. Лотман рассматривает культуру как некую душевную психологическую причастность к той экологии духа, которая обволакивает нас всех. Он выделяет такое присущее человеку психологическое свойство, как интеллигентность. Свойство интеллигентности, по его словам, является определенным культурным достижением человечества, принадлежит человечеству в целом. Интеллигентность — это человеческое отношение к миру и к людям. Личностными качествами интеллигентного человека являются привязанность к своей культуре, к своему народу, к своей Родине; развитое чувство справедливости, чувство независимости, в частности, социально независимая позиция и способность отстаивать эту позицию.
В представлении А.Ф. Лосева, психологическое свойство интеллигентности проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в желании не обидеть человека, в умении уважительно спорить, в умении незаметно помочь другому. Д.С. Лихачев высказывал даже мысль о том, что учебное заведение теряет право на существование, если не воспитывает в своих учениках интеллигентность.
Развитие психологической культуры личности невозможно без определенного уровня психологической грамотности. Е.А. Климов справедливо считает, что важным содержательным аспектом психологической грамотности является собственно научная - пусть элементарная, но истинная осведомленность о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека.
Становление личности
Одних знаний для развития психологической культуры, для полноценного развития личности недостаточно. Культура личности всегда проявляется во взаимоотношениях людей. И применение в практике любых научных знаний тесно связано с проблемой человеческой нравственности: ради чего, во исполнение каких целей они используются? Вопрос о благе или вреде науки весьма актуален применительно к психологии, которая имеет дело с живым человеком, его внутренним миром, душевными переживаниями, страстями и страданиями, желаниями и надеждами.
Психологическую культуру можно условно определить как психологические знания, оплодотворенные общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно — составляют основу психологической (внутренней) культуры личности. Януш Корчак, великолепно зная и понимая психологию ребенка, обладая высочайшего уровня психологической (внутренней) культурой, писал: «Я часто думал о том, что значит “быть добрым”? Мне кажется, добрый человек — это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».
Психологическая культура не только проявляется во взаимодействии людей, но служит регулятором этого взаимодействия, предполагает и реализует живое общение, обусловленное взаимным уважением собеседников. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас встречаемся на каждом шагу (PR, реклама, политика, средства массовой информации и пр.). Манипулирование людьми основано на хороших знаниях психологии человека, но эти знания применяются вне контекста психологической культуры.
Овладение культурой начинается с момента рождения человека. Помните, у А.М. Горького в рассказе «Рождение человека» есть пронзительные строки: «Новый житель земли русской, человек неизвестной судьбы, лежа на руках у меня, солидно сопел». И эта судьба в значительной степени определяется той культурной средой, которая с момента рождения окружает ребенка. Ведь каждый родившийся ребенок по своему социальному и природному предназначению является продолжателем рода человеческого и его деяний, каждый одарен природой и социумом возможностью индивидуального развития в контексте развития человечества в целом. Каждый учится быть человеком, и это научение происходит в контексте культуры и образования.
Вместе культура и образование определяют не только сущность и общий уровень развития общества, но и оказывают глубокое влияние на каждого человека, на перспективы его личностного и профессионального развития. Так, для Ю.М. Лотмана процесс обучения вообще является «воздухом культуры», залогом и условием ее существования, естественной формой духовной жизни. Он задавал вопрос: чему же учатся люди? (в наше странное время этот вопрос может звучать лишь как проблема: чему же должны учиться люди?). И отвечал: люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Он подчеркивал, что как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.
О ценностях
Психологическая культура не появляется сама по себе. Ее развитие предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам,способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.
Задача взрослых — помочь ребенку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Школа, семья, общество — всегда ли они хотят и могут решать эту задачу?
Известно, сколь велика роль школьного образования в судьбе отдельного человека и поколения в целом. Любая образовательная программа в школе включает в себя много учебных предметов. Каждый учебный предмет представляет собой область определенной науки, дает возможность ученику соприкоснуться с этой наукой как с частью общей культуры. Содержание любого учебного предмета вводит ребенка на доступном для него уровне в пространство своих культурных смыслов, значений, расширяет тем самым мировоззренческий горизонт ребенка, создает условия для его развития, предоставляет ему возможность самостоятельного и осознанного выбора своего места в жизни.
Однако психология как наука о человеке в этом поликультурном образовательном пространстве сегодня не представлена, и среди базовых ценностей культуры, которые вносят в это пространство различные науки, сам человек как ценность отсутствует. Здесь мы встречаемся с явным противоречием: образование ставит задачу полноценного развития ребенка, но при этом весьма существенно ограничивает возможность позитивного решения этой задачи, так как не предусматривает предоставления ребенку знаний о самом себе как представителе рода человеческого, обладающем всеми данными для развития, несущем в себе потенциал творчества и отвечающем за реализацию или не реализацию этого потенциала наряду со взрослыми, которые помогают ему войти в культуру современного общества. Современное образование не приобщает ребенка к психологической культуре человеческих отношений.
Общее и культурное развитие
Л.С. Выготский доказал, что психическое развитие ребенка есть процесс его культурного развития. Условия культурного развития включают в себя не только присвоение ребенком культурно заданных средств и действий с предметами, но присвоение культурно заданных отношений с другими людьми, овладение культурно заданными средствами владения собой, своей психической деятельностью, своим поведением. Только в результате всего этого развиваются собственно человеческие, высшие психические функции и формируется личность, происходит постепенная ее социализация и индивидуализация.
Но чтобы чем-то овладеть, что-то присвоить, нужно с этим хотя бы познакомиться. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию или недоразвитию навыков и культуры речи, умению слушать и думать, удивляться, искать ответы на многочисленные вопросы. Закладывается эмоциональное отношение к жизни и людям. Обсуждая вопрос об источниках психической депривации в детском возрасте, чешские психологи Й. Лангмейер и З. Матейчик подчеркивали, что ребенок, проживающий в изоляции от культуры современного общества, подвергается опасности, что у него не возникнет потребность жить культурно, то есть потребность в приобретении тех ценностей, которые признаются обществом.
Овладение ребенком культурно заданными действиями и отношениями возможно только в общении со взрослыми, в их совместном детско-взрослом взаимодействии, направленном на нахождение и укрепление позитивных личностных особенностей ребенка (это относится не только к детскому, но и к подростковому, и юношескому возрастам). Поэтому так важно, какие взрослые окружают ребенка.
Между тем, психологическая неграмотность, низкая психологическая культура общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок с момента рождения попадает в «зону риска» — риска не стать человеком.
Ребенок и его окружение
Педагогическая запущенность, родительское безразличие, негативное отношение учителей, отсутствие позитивной социальной среды как среди взрослых, так и среди сверстников не дают ребенку опыта овладения культурно заданными средствами отношений с другими людьми, овладения предметным культурным миром, овладения культурными способами владения самим собой.
К сожалению, сейчас много детей-сирот, детей, лишенных попечения родителей, ставших в силу обстоятельств безнадзорными. Детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, семей с аморальной или криминальной атмосферой и пр. Дети нередко живут в атмосфере насилия, где полностью отсутствует любовь к человеку как явление культуры, как тип отношений между людьми. По В. Далю, насилие — это принуждение, неволя, действие обидное, стеснительное, незаконное. Насилие, по сути дела, прямо отождествляется со злом вообще. Все формы физического, психологического, экономического насилия вызывают в детях соответствующие душевные качества — ложь, ненависть, лицемерие и т. д. Цель насилия — господство и контроль путем оскорбления, запугивания, шантажа и пр. Здесь полностью отсутствует «любовь как явление культуры, как тип отношений между людьми». Между тем, ребенок «приходит к осознанию самого себя через отношение к нему других людей» (10, с. 330).
Отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, приводит к развитию таких психологических свойств личности, как хамство (грубость, хулиганство, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека) и лакейство (подхалимство, раболепствие). Ю.М. Лотман рассматривал эти свойства как стороны одной и той же медали. Он считал, что это симптомы социально-психологической болезни. «За этими симптомами — психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение унижением других людей или рабским подчинением другому» (10, с. 475).
У многих детей и подростков даже как будто из благополучных семей отмечается глубокая неудовлетворенность потребности в личностном общении со взрослыми, они нередко не чувствуют себя любимыми ни в семье, ни в школе. Это ведет к развитию повышенной тревожности, неуверенности в себе, неустойчивой самооценки, к сложностям в личностном развитии, в протекании процессов социализации и индивидуализации.
Психологическое образование
Образование должно быть конкурентноспособным в плане приобщения учащихся к культуре, становления их человеческого достоинства, нравственной и гражданской личностной направленности, гуманистического мировоззрения. Среди важных задач, которые стоят перед современным образованием, можно считать и такие, как формирование критичности, самостоятельности мышления, устойчивости школьников к информационным воздействиям; развитие их способности свободно ориентироваться в непростых жизненных ситуациях. Дети должны быть подготовлены к пониманию того, как вести себя в обществе по-человечески, как разбираться в том, что происходит в этом обществе и пр., это поможет им стать социально более защищенными.
Психологическое образование представляется необходимым и естественным для нормального развития современного подрастающего человека. Изучение психологии может помочь школьнику многое понять как в себе самом, так и в окружающих людях, мире, почувствовать богатство душевной жизни человека.
Признаки физиологической зрелости во многом самоочевидны. А понимание себя как личности — процесс сложный. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочными, так как знаниями о себе как о человеке школьник не располагает. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках и самооценках, намерениях, поступках и т. п. Неумение понять личностные проблемы, отсутствие представлений о возможных способах их разрешения нарушают позитивные отношения школьников к себе и другим, деформируют образ жизни в целом, толкают детей к социально не одобряемым формам поведения.
Ребенка одинаково легко убедить как в том, что он неполнеценен, так и в том, что он гениален. И то, и другое крайне вредно для развития личности, он должен научиться сам понимать свои сильные и слабые стороны. Иначе это негативно скажется на формировании важнейшего личностного образования — психологической готовности к самоопределению. Психология должна стать в сознании выпускников средней школы необходимым компонентом научной картины мира. Она может дать ребенку знания о самом себе как человеке, о законах развития психики, личности, человеческого взаимодействия. Уроки психологии могут не только помочь школьнику в решении его проблем, но вооружить его знаниями о причинах их возникновения и культурных способах их предупреждения или преодоления.
Чему учить?
Целью психологического образования в школе можно считать овладение основами психологической культуры. Эта цель предполагает развитие психологической готовности молодого человека к полноценному и позитивному взаимодействию с миром
природы, миром людей, миром культуры, с собственным внутренним миром. Специальной задачи на профессиональную ориентацию в области психологии не ставится. Знание психологии нужно каждому молодому человеку, какую бы профессию он ни выбрал — врача, учителя, продавца, милиционера, банкира и пр. А если кто-то из школьников серьезно заинтересуется психологией, его выбор будет более осознанным, нежели в настоящее время. Чем глубже ученик осознает самого себя, тем более четкими становятся у него представления о своем дальнейшем жизненном пути.На уроках психологии внимание школьников обращается на такие психические явления и особенности личности, которые не являются предметом специального рассмотрения и обсуждения на других уроках, например: сознание и самосознание, нравственные чувства и установки, направленность личности(цели,идеалы, желания,потребности, ценностные ориентации и др.), отношение к другим людям как людям; чувство совести и человеческого достоинства, содержание и богатство эмоциональной сферы (чувства, переживания, настроения, эмоциональные состояния и пр.), понимание чувств и переживаний других людей, способности (которые в целом определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности).
Уроки психологии помогают детям постепенно понимать, как сложен и уникален внутренний мир человека. Они узнают, что каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир. Его память, мышление, внимание обладают определенными особенностями, его воображение своеобразно, у него есть свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, для него характерны особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля. Он обладает «легким» или «трудным» характером, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои надежды и разочарования, свои печали и радости, любовь и предательство, свои потери и духовные приобретения, наконец, своя судьба.
Важно при этом, чтобы ребенок осознал и помнил, что «такой сложный внутренний мир имею не только я, но и каждый из окружающих меня людей. И если человек, который находится рядом со мной, отличается от меня, то это не значит, что он хуже меня. Он просто другой и нужно научиться уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями». Очень давно А.Н. Радищев отмечал, что только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
Представляется, что психология как учебный предмет может в какой-то степени рассматриваться как «зона ближайшего развития» личности школьника — это постепенное введение взрослым ребенка (в соответствии с возрастом) в мир все более усложняющихся человеческих и социальных отношений, в мир человеческих чувств, переживаний, знаний, культуры. Главное, чтобы в процессе изучения психологии у школьников не образовалась смысловая пропасть между психологическим знанием о человеке вообще и о себе как человеке. Хотелось бы, чтобы о курсе психологии в школе можно было бы сказать словами К.Д. Ушинского: «Курс вводит детей в науку; но не как в мертвую груду книг, а как в живое изъяснение мира, исполненного жизни» (11, с. 33).
Литература
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979.
- Бердяев Н. Судьба России. — М., 1990.
- Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб – М., 2003.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. — М., 1984.
- Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. — М., 2002.
- Корчак Я. Избранные педагогические произведения. — М., 1979.
- Лангмейер Й., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.
- Лосев А.Ф. Философия. Культура. Мифология. — М., 1991.
- Лотман Ю.М. Воспитание души. — СПб, 2001.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир / Проблемы общей психологии. — М., 1976.
- Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. — М.-Л., 1949.
- Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. — М., 1999
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1564
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 2150
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1