Вестник практической психологии образования
2006. Том 3. № 1. С. 7–10
ISSN: 2658-3100 (online)
Резолюция II Национальной научно-практической конференции «Психология образования: региональный опыт» 13—15 декабря 2005 года, Москва
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Резолюция II Национальной научно-практической конференции «Психология образования: региональный опыт» 13—15 декабря 2005 года, Москва [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 1. С. 7–10. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n1/28997 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
II Национальная научно-практическая конференция посвящена проблемам и перспективам развития региональных служб практической психологии образования, их роли в развитии образовательной системы Российской Федерации на современном этапе.
В конференции приняли участие более 500 участников из 73 субъектов Российской Федерации. Среди них: ученые психологических вузов, факультетов и кафедр, педагоги- психологи образовательных учреждений, специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, ответственные за деятельность службы практической психологии, руководители региональных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи, иностранные гости.
Программа конференции включала Пленарное и итоговое заседания, работу 42 секционных заседаний, круглых столов, мастер-классов, семинаров под руководством ведущих ученых и практиков в сфере психологии образования: Ф.Е. Василюка, И.В. Дубровиной, А.Л. Журавлева, Ю.М. Забродина, В.П. Зинченко, Е.Ю. Пряжниковой, А.А. Реана, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, М.А. Холодной, В.Д. Шадрикова и др. В ходе конференции был проведен сеанс Интернет-видеосвя- зи, а также презентация Международного проекта ТЕМ- ПУСа «Психология для учителей» с участием представителей из России, Германии, Нидерландов, Австрии, Норвегии.
Участники конференции отметили, что на современном этапе развития службы практической психологии образования ее важнейшими задачами становятся:
• интеграция, обобщение и распространение опыта регионов России по решению актуальных задач развития образовательной системы Российской Федерации;
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников;
• психологический мониторинг и экспертиза образовательных систем и пространств;
• участие психологов в разработке образовательных проектов;
разработка информационных технологий и их внедрение в психолого- педагогическую практику через подготовку электронных учебников, организацию дистанционных курсов, формирование медиатек.
Отмечено, что на фоне стабилизации экономики наблюдается рост потребности управленческих структур в психологических знаниях, а населения в целом — в квалифицированных психологических услугах. В этой связи становится естественным рост профессионального самосознания психологов, наблюдаемое укрепление профессионального сообщества психологов образования, усиление его связей с органами государственного и муниципального управления, с местной общественностью. Положительный опыт взаимодействия Службы практической психологии с указанными структурами отмечен в Республике Татарстан и Коми, Чувашской республике, Ставропольском, Красноярском и Краснодарском краях, Самарской, Ярославской и других областях.
Доказано, что ориентация психологов образования на всех участников образовательного процесса, активная гуманистическая позиция определяют реальные задачи психологической службы в рамках глобальных целей деятельности всей системы образования. Психологическая культура и психологическое здоровье сегодня выступают как действующие факторы национальной безопасности России. Накопленный в регионах опыт преподавания психологии в школе доказал востребованность данного курса на всех этапах школьного образования, показал его позитивное влияние на психологический климат школы.
В условиях модернизации образования возрастает востребованность в фундаментальной психологической науке: образовательная практика регионов ставит перед научной психологией принципиально новые задачи, задает основные направления приложений психологического знания: практика обучения и воспитания детей (возрастная и педагогическая психология), становление и развитие социально активной личности (психология личности), деятельность различных социальных институтов и организаций, управление персоналом образовательных учреждений (социальная и организационная психология).
Однако при возрастающих требованиях к деятельности школьных психологов, растущих потребностях в психологических услугах, участниками Конференции сформулирован ряд проблем, снижающих эффективность работы практического психолога образования: при формировании штатного расписания в условиях внедряемого нормативного финансирования руководители образовательных учреждений исключают из него ставки педагогов-психологов; педагоги-психологи регионов практически не обеспечены оборудованными кабинетами; не осуществляется систематическое повышение квалификации педагогов-психологов образования. Как отмечалось участниками I Национальной Конференции, утвержденная в 2003 году Программа развития Службы практической психологии в системе Министерства образования России не выполняется ввиду отсутствия ее финансирования.
Во многих регионах не задействованы механизмы эффективного управления Службой в структуре региональных органов управления образованием, отсутствуют региональные положения и программы развития Службы, не создаются региональные координационные органы (специализированные центры, научно-методические советы) Службы. Практические психологи слабо привлекаются к решению актуальных проблем регионального образования, идет сокращение работающих в образовании педагогов-психологов, недостаточно разработана нормативная база Службы на всех уровнях — федеральном, региональном и муниципальном, не складывается «вертикаль» управления.
Особое место в программе конференции занял круглый стол «Молодежь и общество: риски XXI века», организаторами которого выступили общественные организации, крупнейшие вузы, научные и государственные учреждения России. Участники круглого стола обсудили актуальные в свете последних мировых событий вопросы: социальная агрессия в молодежной среде, межнациональные и межконфессиональные проблемы, неформальные молодежные объединения, стратегия государственной молодежной политики, роль СМИ в формировании моделей поведения молодежи, и пришли к выводу, что изменения, произошедшие как в мировом сообществе, так и в российском обществе и государстве, существенно меняют все стороны человеческой жизни — этнополитическую, социальную, экономическую, демографическую, обусловив фактически новую культурно-историческую ситуацию. В этих условиях проблемы молодежи стремительно переходят из разряда социально значимых в разряд остро политических и требуют пристального профессионального внимания со стороны психологического сообщества.
Участники II Национальной конференции «ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: региональный опыт», всесторонне обсудив проблемы и перспективы развития Службы практической психологии образования России, считают необходимым обратиться со следующими предложениями:
в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации:
1. Разработать и утвердить ведомственную Программу развития Службы практической психологии в системе образования России до 2010 года и план мероприятий по ее реализации, предусмотрев:
— создание Межведомственного совета по развитию службы практической психологии при Минобрнауки России и рабочие группы по основным направлениям деятельности Службы с участием представителей всех субъектов Российской Федерации;
— внесение дополнений и изменений в «Положение о службе практической психологии образования Министерства образования и науки Российской Федерации» в соответствии с Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года;
— разработку пакета нормативных правовых документов по созданию психологической службы образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования как условия организации эффективной психолого-консультативной и профилактической работы с молодежью;
— разработку механизмов лицензирования профессиональной деятельности педагога-психолога образования и сертификации используемого им психологического инструментария;
— организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации на базе психологических факультетов педагогических вузов и ИПКиПРО учителей психологии;
2. Создать в Минобрнауки России, Федеральном агентстве по образованию структурные подразделения по организационно-управленческому и научно-методическому обеспечению деятельности Службы практической психологии образования Российской Федерации.
3. Разработать и внедрить систему образовательной статистики и мониторинга, обеспечивающую содержательный анализ и оценку деятельности Службы практической психологии образования РФ.
4. Ходатайствовать перед Правительством Российской Федерации о включении профессии «учитель психологии» в перечень профессий.
5. Ввести предмет «Психология» в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
6. Внести предложения в Правительство Российской Федерации о внесении должности «педагог-психолог» образовательных учреждений всех типов и видов в перечень профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
7. Внести изменения и дополнения в стандарты и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов в системе высшего и дополнительного профессионального образования с целью усиления их практико-ориентированной направленности.
8. Возобновить работу Федерального Экспертного Совета по психологии с целью психологической оценки школьных учебников и образовательных программ, психологических технологий и диагностического инструментария. Создать в Федеральном Экспертном Совете секцию по практической психологии.
9. Проводить ежегодный конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог года».
в адрес органов управления образованием субъектов Российской Федерации:
1. Разработать региональные программы развития Службы практической психологии образования и планы мероприятий по их реализации;
2. Предусмотреть создание в регионах единой вертикали по организационно-управленческому и научно-методическому обеспечению деятельности Службы практической психологии образования субъектов Российской Федерации;
3. Обеспечивать увеличение финансирования, улучшение материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров), кабинетов педагогов-психологов в образовательных учреждениях всех типов и видов;
4. Содействовать созданию и реализации научнопрактических программ и технологий в области практической психологии, разработке и внедрению комплексного научно-методического обеспечения педагогов-психологов региональных Служб практической психологии образования.
в адрес Российской академии образования:
1. Создать Научный совет по проблемам практической психологии образования;
2. Расширить тематику исследований в области практической психологии образования;
3. Организовать конкурс лучших научных работ в области практической психологии образования;
4. Создать систему грантовой поддержки научных работ в области практической психологии образования.
в адрес Федерации психологов образования России:
1. Разработать предложения по внесению изменений и дополнений в действующие нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность психологов-психологов образования;
2. Создать Совет при Президиуме Федерации по экспертизе профессионального психологического инструментария. Провести всероссийский конкурс психодиагностических комплексов для образовательных учреждений;
3. Предусмотреть в рамках Федерации создание постоянно действующей Комиссии по этике педагога- психолога, в функции которой будет входить, в том числе, рассмотрение случаев, связанных с возможными нарушениями прав детей и их родителей вследствие непрофессиональных, неквалифицированных действий педагога-психолога;
4. Обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложением о необходимости введения грифа для экспериментальных учебников по школьному образованию;
5. Внести в Минобрнауки России предложение об учете психологической составляющей при разработке методических рекомендаций по переходу на нормативную систему финансирования;
6. В целях координации деятельности педагогов- психологов различных ступеней профессионального образования преобразовать научно-практическую секцию «Психологическая служба вуза» в научно-практическую секцию «Психологическая служба в системе профессионального образования».
7. Поручить секции «Психологическая служба в системе профессионального образования» оказание различных видов помощи создаваемым в вузах службам практической психологии и проведение экспертизы научно-методических и нормативных документов, регулирующих их деятельность.
ФЕДЕРАЦИЯ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Сетевое методическое объединение психологов образования (http://som.fio.ru «Школьный психолог») при поддержке журнала « Вестник практической психологии образования», Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», Еженедельника «Школьный психолог», издательств «Генезис» и «Речь», портала «Сеть творческих педагогов» (http://it-n.ru), компании «Искусство тренинга», Красноярского регионального центра Федерации Интенет-Образования
представляют
III ДИСТАНЦИОННУЮ ОЛИМПИАДУ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Цели и задачи:
• Содействие профессиональному росту и самореализации школьных психологов
• Поиск психологов — авторов инновационных психологических идей и создание условий для их дальнейшего профессионального развития
• Апробация новых технологий дистанционного взаимодействия между психологами, экспертным сообществом и психологическими институтами
Состав организационного комитета: Авидон И.Ю. — главный редактор издательства «Речь»;. Болсуновская Н.А — руководитель сетевого методического объединения психологов образования, Битянова М.Р. — директор ЦПСО «Точка Пси»; Вачков И.В. — главный редактор газеты «Школьный психолог», Метелькова Е.И. — Исполнительный директор Федерации психологов образования России, Мухаматулина Е.А. — директор издательства «Генезис»; Решетникова О.В. — заместитель главного редактора журнала «Вестник практической психологии образования»
Сроки проведения: 1 февраля 2006 года — ноябрь 2006 года
Система проведения дистанционной олимпиады школьных психологов:
I ЭТАП 1 февраля —10 мая 2006 г .
Прием конкурсных работ. Выставление работ психологов на сайте проекта.
II ЭТАП 10 мая — 25 мая 2006 г.
Оценка работ экспертным советом. Выявление лучших работ в номинации.
III ЭТАП 26 мая 2006 г.
Объявление победителей олимпиады и профессиональное взаимодействие Оргкомитета с ними — июнь—ноябрь 2006 г.
Номинации олимпиады
- Лучшая коррекционно-развивающая программа, программа элективного курса по психологии
- Лучший авторский психологический инструментарий
- Лучшее авторское упражнение для тренинга
- Лучший сценарий проведения развивающей работы со школьниками
- Лучшая разработка психологических мероприятий для родителей, педагогов
- Лучшая сказка с описанием технологии использования
- ИКТ —находки: разработки компьютерных психологических программ, тестов, обработчиков, игр
- Лучший сайт школьной психологической службы
- Лучшая разработка материала, касающаяся работы психолога в рамках профильного и предпрофильного обучения
- Лучшая разработка совместного проекта, реализованного школьным психологом с предметником, социальным педагогом, логопедом, классным руководителем
- Лучшее эссе на тему «Школьный психолог через 20лет?», «Моя психологическая философия»
Критерии отбора работ: актуальность для психологии образования, новизна подходов, практический характер работ, адекватность цели, четкая логика выстраивания и методическое обоснование.
Награждение победителей
Объявление победителей состоится в рамках Дня школьной психологии в Интернете, который состоится 26 мая 2006 г.
Авторы лучших разработок получат возможность:
- презентации своих наработок в рамках III Всероссийской недели школьной психологии в «Орленке» (Туапсе, октябрь 2006 г.), - публикации представленных материалов в журнале «Вестник практической психологии образования», методической газете «Школьный психолог»,
- сотрудничества с издательствами «Генезис», «Речь».
Кроме того, победители и призеры будут награждены дипломами и призами, а все участники олимпиады получат персональные дипломы участников.
Контактная информация
Координатор проекта — Болсуновская Надежда.
Работы принимаются в электронном виде до 10 мая 2006 года на адрес nadenkaB@yandex.ru
Дополнительная информация и формы заявок на официальных порталах проекта: http://som.fio.ru «Школьный психолог», www.rospsy.ru, http://it-n.ru
Метрики
Просмотров
Всего: 716
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 614
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1