II Национальная конференция

482

Аннотация

13—15 декабря 2005 г. в Москве прошла II Национальная конференция «Психология образования: региональный опыт»

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Решетникова О.В. II Национальная конференция [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 1. С. 4–6. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n1/28996 (дата обращения: 03.04.2025)

Полный текст

13—15 декабря 2005 г. в Москве прошла II Национальная конференция «Психология образования: региональный опыт».

Этого мероприятия психологи ждали с нетерпением. Подготовка к нему началась сразу после завершения в декабре 2004 г I Международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы». Тогда делегаты высказывали серьезную озабоченность судьбами практической психологии в системе образования. То, что в ряде регионов с переходом на местное финансирование специалисты оказались «в группе риска» на сокращение, наглядно показало, что психологической службе необходимо меняться, причем меняться кардинально. Прежде всего это касается определения роли и места психолога в системе образования, ведь в тех регионах, где есть четко разработанное и согласованное Положение о психологической службе, психологам не приходится каждый раз доказывать свою необходимость.

Защитить специалистов и даже целые региональные службы невозможно без принятия на федеральном уровне единой концепции деятельности психологической службы в системе образования. Причем она должна быть ясной и полезной для всех: от рядового психолога до руководителя системы образования.

Серьезные партнеры

Многие специалисты приехали на II Национальную конференцию с надеждой на то, что ее решения сумеют как-то повлиять на их дальнейшую судьбу. Это более 500 человек из 73 городов России. Среди них: педагоги-психологи, руководители образовательных учреждений, региональных и муниципальных психологических служб, руководители, ученые и преподаватели психологических вузов и факультетов, представители психологических организаций и учреждений. А также гости из ближнего (Азербайджан) и дальнего (Германия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика) зарубежья.

Тональность любой конференции задает пленарное заседание. Выступая на его открытии, Президент Федерации психологов образования России В.В. Рубцов отметил, что психологи смогли зарекомендовать себя как востребованная структура в системе образования. Об этом свидетельствуют приветственные письма, направленные в адрес участников конференции. «В лице объединенного под эгидой Федерации профессионального сообщества система образования России приобрела серьезного и надежного партнера в решении актуальных задач ее развития и модернизации», — отметил зам. министра образования и науки А.Г. Свинаренко.

Председатель комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации Федерального собрания РФ В.Е. Шу- дегов обратил внимание на возрастающую роль психологов в общественной жизни. Искреннее восхищение коллегами, которые «находят в себе профессиональные силы решать сложнейшие проблемы современного образования», выразил Президент Российского психологического общества А.И. Донцов.

Перестройка в образовании коснулась не только практиков, но и ученых. Этому был посвящен доклад вице-президента Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора Д.И. Фельдштейна «Фундаментальные психологические исследования в условиях социальных перемен». Среди приоритетных направлений исследовательской деятельности Давид Иосифович назвал разработки по возрастной и педагогической психологии. Именно здесь образовалась своеобразная лакуна, которую предстоит заполнить. Ученые не должны оставить без внимания и проблемы, связанные с послед стви- ями глобализации информационной среды, ее влиянием на эмоционально-волевую сферу современных детей и подростков.

Риски и безопасность

Если резюмировать доклады, прозвучавшие на пленарном заседании, то их лейтмотивом стало обеспечение психологической безопасности в образовательной среде, причем не только учеников, но всех участников образовательного процесса. Этому был посвящен доклад В.В. Рубцова (доктора психологических наук, действительного члена РАО) «Школа и стрессы: современное состояние проблемы». Ссылаясь на данные проведенных исследований, Виталий Владимирович показал, что 60% педагогов находятся в условиях постоянного стресса. Что тогда говорить об учениках?

Е.А. Ямбург (доктор педагогических наук, заслуженный учитель России, директор Центра образования №109 г. Москвы) посвятил свое выступление управленческим рискам в образовании. Сами риски Евгений Александрович рассматривает уже как норму современной жизни. Среди наиболее опасных он отметил возрождение средневекового менталитета, наблюдающееся у части молодежи, проблему генетической усталости, демографические сдвиги, утрату идентичности.

Представитель академической науки А.Л. Журавлев (доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии РАН), говоря о проблемах социального самоопределения современной молодежи, отметил такую негативную тенденцию, как рост иждивенческих настроений, низкую активность и несамостоятельность. Тревога за подрастающее поколение звучала и в выступлении Л.А. Цветковой (кандидата психологических наук, декана факультета психологии СПбГУ) «Мониторинг наркоситуации в студенческой среде». Данные исследования, проведенного в Санкт- Петербургском государственном университете, показали, что наиболее действенным фактором, препятствующим наркотизации студентов, является повышение уровня их образования и формирование устойчивой профессиональной направленности.

Некоторую долю оптимизма участники конференции получили, прослушав доклад И.А. Баевой (доктора психологических наук, доцента

РГПУ им. А.И. Герцена) «Концептуальные основы и принципы создания психологической безопасности образовательной среды». Она считает, что школа, как социальный институт, производящий «сверхсложный продукт» (личность, способную к самоактуализации), должна создавать стабильные условия его производства и использовать технологии, которые содержат минимальный риск нанесения вреда процессу формирования и развития личности. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должны быть приоритетными направлениями деятельности службы сопровождения в системе образования.

Потенциал практиков

Если на пленарном заседании больше говорили о проблемах, то в ходе работы 18 секционных заседаний, 15 круглых столов, 5 мастер-классов, 4 семинаров, презентаций психологических изданий и профилактических программ был наглядно продемонстрирован потенциал современных психологов образования.

Эту конференцию отличал высокий научный уровень практически всех мероприятий и большая заинтересованность слушателей. Все заседания проходили в переполненных аудиториях. Руководителями секций и ведущими круглых столов были: Ф.Е. Василюк, И.В. Вачков, И.В. Дубровина, А.Л. Журавлев, Ю.М. Забродин, В.П. Зинченко, В.И. Панов, Е.Ю. Пряж- никова, А.А. Реан, В.В. Рубцов, А.И. Савенков, М.М. Семаго, В.И. Слободчиков, Б.И. Хасан, М.А. Холодная, В.А. Ясвин и многие другие ведущие ученые и практики.

Большинство секций было посвящено актуальным задачам деятельности психологической службы: «Педагогическая рискология: риски реформ образования», «Психологическая безопасность среды и личности в образовательном пространстве», «Исследовательская деятельность учащихся: психологические смыслы и педагогическая практика», «Асоциальное поведение: причины, механизмы и методы коррекции», «Педагогическое и психологическое тестирование», «Психология детей с ограниченными возможностями адаптации в образовательной среде». Этот далеко не полный перечень дает представление о разнообразии и глубине обсуждаемых проблем.

Три секции были посвящены особенностям работы психологических служб в дошкольных образовательных учреждениях, вузах и учреждениях дополнительного образования.

Особое место в программе конференции было отведено круглому столу «Молодежь и общество: риски XXI века». В его работе приняли участие ведущие ученые — психологи, социологи, политологи; специалисты различных ведомств: системы образования, социальной защиты, МВД; религиозные деятели, руководители молодежных объединений «Наши» и «Молодая гвардия», депутаты Московской городской Думы, представители Администрации Президента Российской Федерации, СМИ.

Собравшимся предлагалось высказать мнение по таким острым проблемам, как социальная агрессия в молодежной среде, межнациональные и межконфессиональные конфликты, неформальные молодежные объединения, стратегия государственной молодежной политики, роль СМИ в формировании моделей поведения молодежи. Примечательно, что именно психологи отличались целостным видением проблем, связанных с современной молодежью. По мнению представителя Департамента образования г. Москвы Анатолия Кирсанова, «одна из сил, которая может вылечить общество и минимизировать конфликты, — институт психологов, который в нашем обществе пока не получил достойного развития».

Безусловно, потенциал психологов достаточно велик: они могут исследовать механизмы и причины тех или иных социальных процессов в обществе, наметить пути позитивного влияния на молодежь, но в этой работе им должна отводиться роль консультантов, помощников. «Социальное внедрение проектов — не наша задача. Мы лишь “прикладываем” свои знания и умения к различным социальным сферам», — считает И.А. Баева.

Основным итогом этого мероприятия стало осознание факта, что у психологов системы образования имеются необходимые научные и практические наработки для того, чтобы способствовать успешной социализации молодежи. Совместно с представителями государственных структур, различных министерств и ведомств, общественных организаций психологи могут способствовать снижению социальных рисков в современной молодежной среде.

В.В. Рубцов предложил сделать круглый стол по проблемам молодежи ежегодным, подготовка к которому должна начаться уже сейчас. Для этого необходимо привлечь к работе всех, кто имеет конструктивные предложения и реальные технологии по организации работы с молодыми людьми.

Что же дальше?

Материалы, подготовленные к проекту Положения о психологической службе, также активно обсуждались на конференции. Этому были посвящены специальная секция и круглый стол «Основные виды нормативнометодических документов службы практической психологии образования».

Обсуждение проходило очень активно. Из многочисленных выступлений коллег из регионов выяснилось, что такие формы работы, как проектирование, мониторинг, экспертиза, давно и широко используются. В ряде институтов и методических центров читаются специальные курсы по обучению этим видам деятельности.

В целом, представленная концепция получила полную поддержку и одобрение. Но это был только первый этап работы над Положением. Все предложения и сомнения, высказанные в ходе обсуждения, будут учтены. Но главное — предстоит продумать, разработать и согласовать в официальных инстанциях конкретные пути реализации этого проекта.

Активная работа участников конференции на секциях и круглых столах нашла свое реальное воплощение в проекте Резолюции. В ней содержатся конкретные пожелания в адрес Администрации Президента Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Президиума Российской академии образования, Президиума Федерации психологов образования России.

Надеемся, что это будет первым шагом реальной помощи психологам образования России.

Информация об авторах

Решетникова Ольга Васильевна, Российская Федерация

Метрики

Просмотров

Всего: 736
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 482
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

!
Портрет читателя
Пройти опрос