Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития у детей от рождения до 5 лет в практической работе психологов

134

Аннотация

Актуальность и цель. При составлении программ сопровождения ребенка первых лет жизни требуется структура и единый алгоритм действий и сбора данных для всех специалистов. Проведена работа по апробации возможностей использования «Диагностической классификации нарушений психического здоровья и развития у детей: от рождения до 5 лет» (ДК:0-5) при комплексной оценке развития и состояния ребенка и его ближайшего окружения.

Методы и методики. Классификация ДК:0-5 предлагает комплексный подход к диагностике психического здоровья и развития ребенка с учетом влияния ряда различных факторов. За 12 месяцев в Центр психического здоровья ребенка и семьи организации «Открывая двери» обратились 48 семей с детьми в возрасте от одного месяца до 4-х лет 10-ти месяцев. Экспертная оценка проводилась с использованием ДК:0-5 и методов: наблюдения, оценки отношений ребенка и близкого взрослого; оценки эмоционального состояния и поведения взрослых.

Результаты. Продемонстрированы возможности применения инструмента ДК:0-5 на примере одного случая из практики специалистов центра: структурированное диагностическое заключение, изложенное общим для команды специалистов языком, включало описание результатов оценки в соответствии с алгоритмом сбора данных и структурирования информации — культуральные аспекты; условия и факторы физического здоровья ребенка; психосоциальные и средовые стрессовые факторы; компетенции развития и контекст отношений ребенка с близкими взрослыми. Выделены биологические и социальные факторы риска, защитные факторы. В заключении приведены мнения специалистов о возможности наличия у ребенка клинических расстройств.

Выводы. Факторами риска со стороны взрослого могут быть: подавленное эмоциональное состояние, сложности в распознавании эмоциональных потребностей и сигналов ребенка и несоответствующее реагирование на них; со стороны ребенка — сдерживание активности и эмоций. Примером защитных факторов могут являться: отсутствие нарушений соматического здоровья и сенсорного восприятия ребенка; удовлетворение взрослыми потребности ребенка в питании, гигиене, одежде, внешних условиях и помощи специалистов. Полученные с использованием ДК:0-5 данные позволяют полно и четко сформулировать направления индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи. На следующем этапе работы предполагается продолжить анализ, систематизацию и описание случаев применения классификации с обобщением результатов.

Общая информация

Ключевые слова: диагностическая классификация ДК:0-5, психическое здоровье, психическое здоровье младенца, взаимодействие ребенка и близкого взрослого, контекст развития

Рубрика издания: Диагностический инструментарий

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220109

Финансирование. Исследование выполнено в рамках проекта «Психическое здоровье и ранняя помощь» Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Социальная школа Каритас»

Благодарности. Авторы благодарят доктора Ноэль Хаус (Noelle Hause), руководителя отдела профессиональных инноваций организации «Zero to Three», за обучение использованию классификации ДК:0-5 и кандидата медицинских наук, врача-психиатра Галину Викторовну Скобло за возможность учиться и совместно обсуждать практику применения Оси I (Клинические расстройства) инструмента ДК:0-5

Получена: 03.02.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Аринцина И.А., Артамонова А.Ю., Кравченко А.П., Лотош О.Р., Насретдинова Ш.Ф., Шабалина Е.В. Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития у детей от рождения до 5 лет в практической работе психологов // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 1. С. 68–75. DOI: 10.17759/autdd.2024220109

Полный текст

Введение

 Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития у детей от рождения до пяти лет — ДК:0-5 (DC:0-5 [12]) является инструментом клинической оценки психического здоровья и развития детей младенческого и раннего возраста, признанным в мировом сообществе специалистов как среди ученых, так и среди практиков [1; 5; 11]. Интерес к данной классификации в Российской Федерации возник с момента выхода ее первой версии — DC:0-3 [11], что отражено в ряде обзорных публикаций [8; 9; 10].

Официальный перевод ДК:0-5 на русский язык и ее печатное издание были подготовлены в рамках проекта «Психическое здоровье и ранняя помощь», выполненного Частным образовательным учреждением дополнительного  профессионального  образования

«Социальная школа Каритас» [3; 12]. Целью перевода и ряда других мероприятий проекта было ознакомление широкого круга российских специалистов с подходом к диагностике нарушений развития у детей младенческого и раннего возраста с позиции психического здоровья. Психическое здоровье рассматривается как «состояние, при котором ребенок развивает способность формировать близкие и безопасные отношения, испытывать, выражать и регулировать эмоции, исследовать окружение и учиться» [15, с. 6].

В статье представлен опыт использования ДК:0-5 в работе психологов Центра психического здоровья ребенка и семьи (далее центр) Автономной некоммерческой организации «Открывая двери», г. Санкт-Петербург [1; 4]. Специалисты центра — клинические психологи, имеющие подготовку и опыт практической работы в области психического здоровья младенцев и прошедшие обучение использованию ДК:05 в организации «Zero to Three». С 2023 года в центре ведется прием семей с детьми от рождения до 5-ти лет для работы с использованием ДК:0-5. Определены основные задачи: сбор статистической информации по обращениям семей, составление алгоритма проведения диагностики, отработка навыков описания случая и формулирования заключения с составлением программы сопровождения ребенка и семьи.

Методы

Инструмент ДК:0-5 описывает структуру постановки диагноза, основанного на многомерном анализе развития, отношений и особенностей жизни ребенка в разных контекстах. Анализ развития ребенка строится на основании пяти осей [3, с. 110]. ДК:0-5 рассматривает психическое здоровье детей младенческого и раннего возраста как мультидисциплинарную область, в связи с чем предполагает комплексное обследование с участием разных специалистов, имеющих компетенции в разных сферах. Разработчики ДК:0-5 рекомендуют проводить диагностику в течение пяти сессий. Процесс диагностики включает интервью с членами семьи, наблюдение за ребенком и близкими взрослыми, а также оценку развития ребенка. Важная особенность диагностического подхода, предлагаемого ДК:0-5, — сохранение фокуса на качестве отношений ребенка с близким взрослым и с расширенным окружением. Этот подход также строится на представлениях о функциональных возможностях ребенка и его способности обрабатывать информацию, которые развиваются во взаимодействии с другими людьми. Таким образом, процесс диагностики развития продвигается от оценки навыков ребенка к определению уровня его функционирования в контексте взаимоотношений с выделением сильных и проблемных областей [13]. Это позволяет определить влияние разных контекстов на возникновение у ребенка нарушений развития и функционирования: культурального (ценности, традиции, убеждения членов семьи), контекста отношений, психосоциальных стрессоров, условий и факторов физического здоровья [8; 9; 10]. В диагностический период авторами использовались методы экспертной оценки развития, включающей оценку адаптивного поведения ребенка; отношений ребенка и близкого ухаживающего взрослого; эмоционального состояния и поведения взрослых.

За 12 месяцев в Центр обратились 48 семей с детьми в возрасте от 1 месяца до 4-х лет 10-ти месяцев. Анализ обращений позволил выделить следующие типичные категории обращений: проблемы здоровья и беспокойство о нарушениях и перспективах развития ребенка; наличие у ребенка симптома; сложности родителей во взаимодействии с ребенком; трудности регуляции эмоциональных состояний.

Результаты

В практической работе по сопровождению семей были выделены два последовательных этапа: диагностический и этап сопровождения. Описан систематизированный опыт проведения диагностического этапа. Диагностический этап строился с использованием алгоритма структурирования информации, предложенного в ДК:0-5 [3], включал телефонное интервью и очные диагностические сессии с семьей. Прием проводился двумя специалистами одновременно, при этом пары не были закреплены. Эта технология широко используется в практике семейного консультирования и имеет, на наш взгляд, ряд важных преимуществ: ее использование позволяет снизить субъективность оценки, соблюдать нейтральность, эффективнее распределять внимание между членами семьи, обсуждать получаемый опыт [2; 6; 7]. Во время диагностического этапа проводились: интервью с членами семьи; наблюдение за эмоциональным состоянием и поведением ребенка и родителей, а также их взаимодействием; знакомство с результатами медицинского обследования и информацией от других специалистов; психологическое обследование. Этап завершался подготовкой развернутого диагностического заключения с перечнем рекомендаций.

Далее представлен случай из опыта работы Центра психического здоровья ребенка и семьи. Информация предоставляется с согласия родителей.

Описание случая

На момент обращения мальчику А. было 2 г. 3 мес. А. практически не говорил, новые ситуации вызывали у него страх и тревогу. На встречах присутствовали мама О. и сын, иногда присоединялся отец.

Запрос семьи — отставание в развитии речи у ребенка.

В качестве методов диагностической оценки использовались: интервью с родителями, клиническое наблюдение; скрининговая оценка компетенций развития ребенка; анализ взаимодействия матери и ребенка. Ниже представлено описание результатов с использованием алгоритма структурирования информации по ДК:0-5.

Культуральные аспекты семьи. Возраст матери — 37 лет, отца — 30 лет, родители русские, имеют высшее образование, родились и проживали в маленьком городе. Мать была старшей в многодетной семье, отец — единственный ребенок в семье. Бабушки и дедушки А. не участвовали в его воспитании. О. описывает отношения с ними как конфликтные, их взгляды в вопросах воспитания не совпадали. Родители обращались за помощью к специалистам (врачам, психологам, педагогам).

Условия и факторы физического здоровья ребенка (Ось III). Беременность протекала без особенностей, роды наступили в срок, состояние А. оценивалось как здоровое. Мать описывала роды как сложные (период пандемии, попала не в тот роддом, сильные разрывы промежности, кровотечение и сильная слабость после родов в течение длительного периода, грубое обращение со стороны персонала роддома, отсутствие поддержки близких). В первые месяцы жизни были сложности с прикладыванием к груди, из-за чего ребенок плохо набирал вес. По рекомендации врача была введена смесь, после чего А. быстро набрал избыточный вес, что, по мнению О., помешало его физическому развитию (к 8 месяцам А. не переворачивался, позже пополз). Невролог фиксировал задержку психомоторного развития и назначил реабилитацию. По оценке двигательного терапевта, на момент обращения семьи в центр моторные навыки А. соответствовали возрастной норме.

Психосоциальные стрессоры в жизни ребенка и семьи (Ось IV). К стрессорам были отнесены ряд факторов, упомянутых матерью в истории родов (подробнее см. выше), медицинские процедуры во время реабилитации; сложности мамы в распознавании потребностей ребенка, трудности в регуляции своего и ребенка эмоционального состояния; изоляция себя и ребенка от общения (на детских площадках, с близким окружением); а также наличие в опыте самих родителей физических наказаний, пренебрежения, жесткости в приучении к дисциплине.

Компетенции ребенка (Ось V). Было выявлено отставание развития А. в эмоциональной сфере, речевой и социальной коммуникации, а именно: он был осторожен и скован в выражении эмоций, не проявлял гнев, грусть, редко улыбался; не наблюдалось характерное детское возбуждение во время радости. В стрессовых ситуациях, когда, например, что-то предлагал психолог, при появлении видеокамеры ребенок замирал, появлялось чрезмерное напряжение в теле, прекращалась деятельность; А. начинал общаться с помощью жестов и мычал, не отвечал на вопросы, не инициировал коммуникацию. В сфере социальных и межличностных отношений, когнитивного и двигательного развития компетенции проявлялись непостоянно. В детском саду появилось взаимодействие с детьми и участие в общей деятельности с воспитателем; А. понимал инструкции и просьбы, но не отвечал на вопросы; самостоятельно не играл, а со взрослым разыгрывал несложные повторяющиеся сюжеты; появились игры «понарошку». А. самостоятельно ходил, садился на корточки, вставал. В силу высокого напряжения А. не демонстрировал другие двигательные навыки.

Контекст отношений ребенка и близкого взрослого (Ось II). Оценка отношений ребенка и матери выявила проблемную область со стороны О. У нее отмечалось подавленное эмоциональное состояние, сложности в распознавании эмоциональных потребностей и сигналов сына и не соответствующее возрасту и потребностям ребенка реагирование на них. О. испытывала трудности в обнаружении своих интенсивных неприятных чувств (гнева, злости) и их регулировании. В первый год жизни сына ей было сложно организовать режим, участвовать в совместной игре и деятельности с ребенком, обеспечивать ему физическую безопасность. Проблемная область со стороны А. — сдерживание активности и эмоций. Он мог долго терпеть дискомфорт, замирал, не обращался за помощью, демонстрировал чрезмерную тревогу и страх. Перечисленные выше характеристики были отнесены к факторам риска, оказывающим негативное влияние на социально-эмоциональное развитие А.

Данные, полученные в ходе диагностического процесса, позволили выделить ряд защитных факторов. К ним относились: способность родителей удовлетворять базовые потребности ребенка в питании, гигиене, одежде, жилищных условиях и медицинском обслуживании, обеспечивать его физическую безопасность. С отцом у А. наблюдалась совместная игра и домашние дела, что приносило радость обоим. Совместно с психологами родители смогли наблюдать за изменениями в состоянии и поведении сына, а также обсуждать свой опыт и эмоциональное состояние и связывать их с тем, что происходило с А. Сильной стороной во взаимодействии родителей было распределение ролей (четкие договоренности о том, кто является основным ухаживающим взрослым, распределении времени, проводимом с ребенком, о финансовом обеспечении семьи). Не вызывали беспокойства способы разрешения родителями конфликтов, их коммуникация. Вместе с тем в области взаимодействия родителей были выделены характеристики, которые можно отнести к факторам риска. Так, отмечалась несогласованность в действиях родительской пары в вопросах регуляции поведения и соблюдения дисциплины относительно ребенка.

В соответствии с алгоритмом, предложенным ДК:0-5, был определен уровень адаптивного функционирования отношений в паре мать — ребенок как «от находящихся в зоне риска до нарушенных» (3-й уровень). Семье была предложена программа сопровождения, включающая психологическое консультирование пары мать — ребенок.

Клинические расстройства (Ось I). Анализируя полученные данные, мы размышляли о наличии задержки речевого развития (10.6) и специфического расстройства отношений в младенческом и раннем возрасте (80.1).

По итогам диагностического этапа семье было выдано развернутое заключение с рекомендациями.

Выводы

Опыт использования диагностического руководства ДК:0-5 показал, что предложенная в нем классификация помогает структурировать получаемую информацию, создает общий для команды специалистов язык для ее представления, а также позволяет выделить факторы риска и защитные факторы, которые важно учитывать при составлении программ сопровождения младенца или ребенка раннего возраста и его семьи. Преимущества диагностического периода состоят в возможности наблюдать за ребенком и семьей в разных эмоциональных состояниях, в разном составе; собирать данные из множества источников; увидеть потенциал ребенка, его сильные стороны; размышлять достаточное время о его ситуации развития, о вкладе разных факторов в возникновение имеющихся трудностей. Это делает формирование представления специалистов о ребенке и его семье более взвешенным, аргументированным, полным и объемным. Полученные таким путем данные позволяют наиболее полно сформулировать направления индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи.

В настоящее время авторы продолжают работу по описанию случаев из практики, опыт работы анализируется и обобщается. В качестве перспектив дальнейшего изучения данной темы мы планируем провести статистический анализ результатов обследования, полученных при работе с большей выборкой семей.

Литература

  1. Аникина В.О., Артамонова А.Ю., Шабалина Е.В. Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития у детей от рождения до 5 лет (ДК:0-5): Основные положения // Поляковские чтения 2023: Третьи Поляковские чтения по клинической психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (23—24 марта 2023 г.). Mосква: МГППУ, 2023. С. 101—105. ISBN 9785-94051-287-5.
  2. Барадон Т., Бисео М., Броугтон К. и др. Практика психоаналитической родительско-младенческой психотерапии: провозглашение прав младенца. 2-е изд. Харьков: Бурлака Ростислав, 2021. 368 с. ISBN 978-617-7840-01-4.
  3. Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития у детей от рождения до 5 лет: [пер. с англ.]. Санкт-Петербург: Скифия, 2022. 456 с. ISBN 978-5-00025-276-5.
  4. Кравченко А.П., Аринцина И.А., Насретдинова Ш.Ф. Пример использования ДК:0-5 — Представление случая // Поляковские чтения 2023: Третьи Поляковские чтения по клинической психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (23—24 марта 2023 г.). Mосква: МГППУ, 2023. С. 110—116. ISBN 978-5-94051-287-5.
  5. Мухамедрахимов Р.Ж. Психическое здоровье детей младенческого и раннего возраста: определяющие факторы, диагностическая классификация ДК:0-5, ранняя помощь // Поляковские чтения 2023: Третьи Поляковские чтения по клинической психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (23—24 марта 2023 г.). Mосква: МГППУ, 2023. С. 116—120. ISBN 978-5-94051-287-5.
  6. Психологическое консультирование детей и родителей: учебное пособие / под ред. В.О. Аникиной. СанктПетербург: СПбГУ, 2020. 336 с. ISBN 978-5-288-06070-0.
  7. Палаццоли М.С., Босколо Л., Чеккин Д. и др. Парадокс и контрпарадокс: Новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие. Москва: Когито-Центр, 2019. 204 с. ISBN 978-5-89353-564-8.
  8. Скобло Г.В., Трушкина С.В. «Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития в младенчестве и раннем детстве» DC: 0-5™: продвижение в России // Consortium Psychiatricum. 2022. Т. 3. № 4. С. 76—79. DOI:10.17816/CP215
  9. Скобло Г.В., Трушкина С.В. Междисциплинарная диагностика расстройства аутистического спектра с использованием DC:0-5™: клинический случай // Consortium Psychiatricum. 2023. Т. 4. № 4. С. 49—56. DOI:10.17816/CP14783
  10. Скобло Г.В. Психопатологические аспекты международной диагностической классификации нарушений психического здоровья в младенческом и раннем детстве (DC:0-5) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2021. Т. 21. № 2. С. 113—125.
  11. Diagnostic classification of mental health and developmental disorders of infancy and early childhood (DC:0-3). Arlington: Zero to Three, 1994. 134 p. ISBN 0-943657-32-6.
  12. DC:0-5™: Diagnostic classification of mental health and developmental disorders of infancy and early childhood (Version 2.0). Washington: Zero to Three, 2021. 220 p. ISBN 978-1-93855-870-2.
  13. Greenspan S.I., Wieder S. Infant and Early Childhood Mental Health: A Comprehensive Developmental Approach to Assessment and Intervention. Washington: American Psychiatric Publishing, 2006. 398 p. ISBN 1-58562-164-1.
  14. Williams M.E., Rediker A.M., Mulrooney K. Clinical use and implementation of the diagnostic classification of mental health and developmental disorders of infancy and early childhood // Infant Mental Health Journal. 2023. Vol. 44. № 3. Pp. 362—371. DOI:10.1002/imhj.22054
  15. Zeanah, C.H. Jr., Zeanah P.D. Infant Mental Health: The Clinical Science of Early Experience // Handbook of Infant Mental Health / Ed. by C.H. Zeanah. Jr. 4th ed. New York: Guilford Press, 2019. Pp. 5—24. ISBN 978-1-4625-3710-5.

Информация об авторах

Аринцина Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5746-1287, e-mail: arinz@mail.ru

Артамонова Анна Юрьевна, Руководитель проектов, Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Социальная школа Каритас», Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0008-1970-6085, e-mail: art_anna@caritas-edu.ru

Кравченко Анна Павловна, кандидат психологических наук, педагог-психолог Службы ранней помощи, ГБДОУ №41 «Центр интегративного воспитания» центрального района, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4775-880X, e-mail: annakravchenko@inbox.ru

Лотош Ольга Робертовна, директор, Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Социальная школа Каритас», Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-2016-743X, e-mail: olotosh@list.ru

Насретдинова Шахноза Файзуллаевна, Аспирант, Санкт-Петербургский Государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0008-0999-1652, e-mail: sh.f.nasretdinova@gmail.com

Шабалина Екатерина Владимировна, Ассистент Кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5436-3072, e-mail: e.shabalina@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 347
В прошлом месяце: 79
В текущем месяце: 31

Скачиваний

Всего: 134
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 22