Современная цифровая дидактика: превращение инструмента наглядности в инструмент организации мышления

105

Аннотация

В тезисах представлен анализ типичных особенностей современных презентаций Power Point, создаваемых учителями для обучения школьников, с точки зрения предусматриваемой ими детской активности. Для анализа взято 10 первых презентаций, рекомендуемых в сети учителям начальной школы для проведения уроков по курсу «Окружающий мир». Показано, что лишь примерно в половине создаваемых ресурсов предусматривается иная активность учеников, чем простое ознакомление с информацией, содержащейся в презентации. Характер предусматриваемой активности не отличается разнообразием: преимущественно это ответы на заданные учителем и представленные на слайдах вопросы. В данной работе приведен альтернативный пример цифрового ресурса, созданного в программе Power Point, который может обеспечивать такие активные действия учеников как выбор стратегии решения задачи, анализ вариантов, планирование, работа с информационным текстом и пр. Конечной целью подобного ресурса может быть приобретение учеником первичного опыта пребывания в позиции человека, включенного в определенную деятельность. Выявлены технологические особенности такого ресурса (разветвлённая «квестовая» структура, задачный характер, вспомогательно-справочное место информации) и показаны его возможности в практике обучения учеников и учителей.

Общая информация

Ключевые слова: умственные действия, цифровой ресурс, инструмент организации мышления, позиция, обучение учителей

Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты онлайн-обучения на разных уровнях образования и вопросы цифровой дидактики

Тип материала: научная статья

Благодарности. Автор благодарит за помощь в обсуждении возможных детских активностей в ходе работы с презентацией В.Е. Зайцеву

Для цитаты: Чудинова Е.В. Современная цифровая дидактика: превращение инструмента наглядности в инструмент организации мышления // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 770–778.

Литература

  1. Презентации к урокам по курсу «Окружающий мир» [Элек­тронный ресурс] // http://school-box.ru/nachalnaya-shkola/prezentazii-k-uroku-okrugauyshiy-mir.html(дата обраще­ния: 29.09.2021).
  2. ФГОС Начальное общее образование [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/(дата обращения: 29.09.2021).

Информация об авторах

Чудинова Елена Васильевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3923-781X, e-mail: chudinova_e@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 137
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 105
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2