Психологическая помощь нужна не только детям, но и учителям
Минобрнауки представило на рассмотрение в правительство РФ план «Наша новая школа». Некоторые положения инициативы, касающиеся психолого-педагогического образования и привлечения для работы в школах учителей с непрофильным образованием, прокомментировал проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета Юрий Забродин.
- В проекте говорится о возрастающей роли психолого-педагогической роли подготовки учителей. Что стоит за этим тезисом?
- Если следовать требованиям новой школы, ни выпускники педагогических вузов, ни выпускники классических университетов сегодня им не соответствуют. И тем, и другим не хватает психолого-педагогических знаний. Ведь для педагогов существует своя система знаний, которая помимо педагогики, то есть методического мастерства и педагогических компетенций, включает в себя набор психологических компетенций, предполагающих знание законов развития ребенка, умение работать с детьми разных контингентов и в разных жизненных ситуациях.
Проходить дополнительную подготовку для новой школы должны не только выпускники классических университетов. Это в не меньшей мере касается и выпускников педагогических вузов, которые также должны быть психологически подготовленными. Учитель должен понимать, что перед ним живой ребенок со своими индивидуальными особенностями, а не просто некий сундук, в который нужно просто аккуратно складывать знания методически продуманным образом.
- Как вы относитесь к идее привлечения для работы в школе учителей, имеющих базовое непедагогическое образование?
- У выпускников классических университетов хорошее предметное профессиональное образование, но им явно не хватает методической направленности. Они не умеют организовать свое знание так, как это умеют делать учителя-предметники, к чему их готовят в профильных вузах. Университетским не хватает владения педагогической технологией.
Особое дело – начальная школа. Я считаю, что в начальной школе должны быть учителя со специальным психолого-педагогическим образованием, потому что на этом уровне один учитель работает на целую группу детишек. Задача учителя - ввести детей в саму систему образования, обеспечить им потенциальные возможности развития - и это имеет прямое отношение к поиску индивидуальных траекторий развития, в том числе, в работе с одаренными, талантливыми детьми.
Каждый ребенок должен получить свою индивидуальную образовательную траекторию и соответствующее психолого-педагогическое сопровождение своего развития. В нашем университете даже разрабатывается специальный профиль бакалавра психолого-педагогического направления – психология и педагогика начальной школы.
По данным наших исследований, даже учителя с базовым педагогическим образованием говорят, что им в первую очередь не хватает психологических знаний, чтобы эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Для них можно содать специальные курсы дополнительного послевузовского образования, в рамках которых будут обучать основам педагогики и психологии развития ребенка. Аналогично, доводка выпускников классического университета вполне может быть проведена после его окончания. В нашем университете уже довольно давно и успешно действует центр последипломного сопровождения выпускников, работающих в системе столичного образования.
Очень важно создать систему дополнительного образования в области психологии для педагогов вообще и для специалистов, которые закончили классические университеты и не имеют педагогического образования, в частности. Таким людям будет очень трудно адаптироваться в школе, если не сформировать у них достаточный уровень психологической культуры.
- Есть ли у людей с непедагогическим образованием шанс прижиться в школе без специальной подготовки?
- Без специальной подготовки вряд ли, если только у них заранее не сформировался интерес к школе, если они не видят себя как будущих школьных учителей и уже успели как-то подготовиться в рамках классического университета. Я по своему опыту знаю, что такие учителя предметники: физики, химики, математики, - хорошо работают приходя в школу и после классического университета, и из специального ВУЗа. В старшей школе большое значение имеет само содержание предмета. Хотя, конечно, многим из них трудно освоить мастерство педагога, потому что и дети в этом возрасте не сахарные.
Знать психологические особенности детей, уметь войти в школьный коллектив и овладеть образовательной технологией работы с учениками – вот те необходимые компоненты, которые необходимы учителям-предметникам, окончившим классические университеты.
Дети стали более свободными, социальная среда стала более гибкой, потребности новых поколений отличаются от прежних. И если учитель в школе не понимает детей, которые сами быстро меняются в новых условиях, то ему будет очень будет непросто работать.
- Как можно решить эти проблемы?
- Главные проблемы преподавателей – это эмоциональное выгорание, трудности адаптации к профессии, трудности общения в коллективе и еще целый ряд вопросов, которые касаются не только отношений учителя и ученика, но и проблем, связанных с жизнью и работой взрослых.
Во многих московских школах уже есть специальные психологические службы, которые работают не только с учениками, но и с учителями. Психологическая помощь и психологические знания нужны не только детям, но и всем участникам образовательного процесса, то есть ученикам, их родителям, педагогам и администраторам образовательных учреждений. Без этих знаний сформировать эффективный педагогический корпус для новой школы представляется весьма проблематичным.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости